Динамика экономического роста Украины за последние годы

реферат

Уровень жизни населения Украины

Процесс рыночных преобразований в Украине был изнурительным как для экономики, так и для населения. Первое десятилетие независимости Украины было отмечено экономическим спадом, гиперинфляцией, ростом безработицы, снижением уровня жизни населения. В течение 1991-1999 гг. ВВП сократился на 59,2%. Несмотря на довольно быстрые темпы экономического роста в течение 2000-2007 гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 8,5%), в 2008 г. реальный ВВП составил всего 74,1% от объема 1990 г.. Показатель ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет около 25% среднего показателя по ЕС-27. Наибольшими угрозами макроэкономической стабильности являются непоследовательность политических решений, инфляция, накопление внешнего долга, низкий уровень капитализации отечественных банков и неустойчивость национальной валюты, в последнее время - также резкое снижение производства вследствие экономического спада.

Доля ВВП, перераспределенного через Сводный бюджет Украины (государственный и местные бюджеты суммарно), в 2007 г. составляла 30%. Основными источниками поступлений в бюджет являются налог на добавленную стоимость (27,0% общих поступлений в 2007 г.), налог с доходов физических лиц (15,8%), налог на прибыль предприятий (15,6%); доля неналоговых поступлений составила 22,1%. В 2007 г. социальные расходы Сводного бюджета составляли 55,1%, в частности, на социальную защиту - 21,4%, на образование -19,5%, на здравоохранение -11,7%.

Отсутствие структурных реформ оказывает значительное влияние на тенденции в сфере занятости. Несмотря на растущее количество рабочих мест, их качество ухудшается; структура занятости характеризуется большой долей натурального хозяйства и несоответствием квалификации рабочей силы потребностям рынка труда. Даже в период экономического роста 2000-2008 гг. показатели занятости не приблизились к уровню советских времен. Так, в 2008 году количество занятых в возрасте 15-64 года составило 20,4 млн. человек (в 2000 г. - 20,2 млн., в 1990 г. - 25,4 млн.). Уровень занятости населения в 2008 г. вырос до 63,4% (в 2000 г. - 59,0%).

Уровень экономической активности населения в возрасте 15-64 года в 2008 году составил 67,8%, что ниже среднего значения по ЕС. Низкий уровень экономической активности в Украине объясняется рядом факторов, среди которых: нацеленность молодежи на получение высшего образования, низкий пенсионный возраст, распространенность досрочных пенсий (последний фактор касается преимущественно мужчин), неразвитость инфраструктуры по уходу за детьми (этот фактор сдерживает активность женщин).

Экономический кризис привел к росту частичной безработицы (неоплачиваемые или частично оплачиваемые административные отпуска, сокращенный рабочий день / неделя, задолженность по заработной плате) как средства сохранения персонала предприятий и избегания массовых увольнений.

В течение первого десятилетия независимости Украины вследствие сокращения числа рабочих мест в официальном секторе экономики значительно возросла безработица. Начиная с 2000 г., когда начались положительные сдвиги в экономике, уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился до 6,5% в 2008 г. (для возрастной группы 15-64 года). Однако следует отметить, что сравнительно низкий уровень безработицы в Украине связан с распространением трудовых миграций, неформальной занятости (в частности, в натуральном сельском хозяйстве) и частичной безработицы.

Одной из серьезных проблем в Украине является неравномерность развития городских и сельских территорий, вследствие чего половина занятого сельского населения вынуждена работать в неформальном секторе. Среди национальных и этнических меньшинств к особо уязвимым группам относятся цыгане и крымские татары, уровень безработицы среди которых чрезвычайно высок (30-50%).

Несмотря на инновационные технологии трудоустройства, используемые государственной службой занятости, качество предлагаемых рабочих мест остается неудовлетворительным. Хотя доля расходов на пассивные меры политики занятости несколько снизилась (с 0,38% ВВП в 2002 г. до 0,25% в 2008 г.), доля расходов на активные меры (0,1% ВВП) остается существенно ниже, чем в странах ЕС (0,47% ВВП). В условиях экономического спада возможность найти работу при содействии государственной службы занятости еще более ограничивается отсутствием вакансий с достойной заработной платой.

Сегодня в Украине особенно обострилась проблема низкой оплаты труда. Дешевая рабочая сила не стимулирует работодателей к внедрению новых технологий. Низкая заработная плата приводит к бедности работающего населения и снижению экономической и трудовой активности, создает препятствия для полномасштабного внедрения системы социального страхования. Около 85% бедных домохозяйств имеют в своем составе хотя бы одного работающего. Кроме того, вследствие экономического кризиса возобновилась практика накопления задолженности по заработной плате. На 1 января 2009 количество работников действующих предприятий, которым не выплачена заработная плата, составляла 346,2 тыс. человек (3,2% общего количества штатных работников).

Украинской экономике присущи значительные масштабы неформальной (теневой) занятости, что приводит к распространению практики занижения зарплат, уклонению от уплаты налогов. По данным Мониторинга общественного мнения (апрель 2009), более 19% респондентов отмечают, что даже в случае официального оформления трудовых отношений значительная часть их зарплаты была незадекларированной («выплаты в конвертах»).

Образовательная система Украины характеризуется ухудшением качества образования, недостаточной адаптацией к потребностям рынка труда, слабым распространением и неэффективностью программ повышения квалификации, низкой готовностью к инновационным потребностям экономики, снижением конкурентоспособности, а также недостаточными институциональными реформами в сфере образования.

Сеть дошкольных учреждений была значительно сокращена вследствие снижения рождаемости в 1990-2000 гг. Начиная с 2001 г. рождаемость начала расти, и потребность в дошкольных учреждениях увеличилась. В 2008 г. лишь 57% детей дошкольного возраста посещали дошкольные учреждения.

По общему показателю обучающихся в учебных учреждениях начального, среднего и высшего образования Украина занимает 39 место среди 172 стран, приближаясь и даже опережая некоторые страны ЕС и СНГ.

Однако существует проблема разных образовательных стандартов для различных групп населения, в частности по поселенческим и этнонациональным признакам: качество и доступность образования в городских поселениях и сельской местности существенно отличаются, дети из бедных семей имеют меньше возможностей для обучения в школах, которые соответствуют современным стандартам.

Бюджетные расходы на образование увеличились с 3,8% ВВП в 1990 г. до 6,4% в 2008 г. В их структуре расходы на начальное и среднее образование составили 41,7%, на высшее образование - 30,4%, на дошкольное образование - 12,0%. Участие частного сектора в предоставлении услуг дошкольного, среднего и высшего образования не имеет существенного значения.

Демографическая ситуация характеризуется постарением населения, низкой рождаемостью и высокой смертностью (особенно среди мужчин трудоспособного возраста), а также распространенностью ВИЧ / СПИДа и туберкулеза. Общая численность населения Украины составляет около 46 млн. и продолжает сокращаться. Доля сельского населения в течение длительного времени остается на уровне около 32%. Согласно демографическим прогнозам, к 2050 г. население уменьшится на 20% и составит 36,3 млн. Сокращение населения является общеевропейской тенденцией, но в Украине этот процесс усиливается высокой преждевременной смертностью.

В течение периода независимости региональные различия усилились по всем экономическим и социальным показателям. Промышленные регионы Восточной и Южной Украины имеют лучшие экономические показатели, но существенно проигрывают Западным регионам по показателям экологической и социальной среды.

Что касается межпоселенческих отличий, села находятся в худшей ситуации из-за отсутствия рабочих мест и упадка социальной инфраструктуры, что обусловливает неудовлетворительное качество жилья(проблемы с канализацией, водопроводом) и ограниченный доступ к качественному образованию и здравоохранению.

Во времена СССР существование бедности как явления отрицалось. Соответственно, никаких исследований и оценок бедности не проводилось. Изучение низкодоходных групп населения проводилось по стране в целом, не выделяя республиканский и региональный уровни, причем эта статистика была закрытой. По оценкам, осуществленным после открытия доступа к статистическим архивам, в советские времена около 11% населения Украины были бедными.

Сегодня в Украине мониторинг бедности осуществляется по двум критериям: "относительному" (по национальной черте бедности) и "абсолютному" (по прожиточному минимуму). Национальная черта бедности определяется как 75% медианного уровня совокупных расходов домохозяйств. При этом применяется следующая шкала эквивалентности: глава домохозяйства учитывается с коэффициентом 1, и с коэффициентом 0,7 - каждый другой взрослый и каждый ребенок. Для измерения нищеты (экстремальной бедности) применяется относительная черта, которая определяется как 60% медианного уровня совокупных расходов на основе указанной шкалы эквивалентности.

С 2000 года в Украине был введен прожиточный минимум как основной государственный социальный стандарт для определения размеров государственных социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимальной пенсии, государственной социальной помощи). Его размер устанавливается ежегодно в целом и для основных социально-демографических групп населения. Прожиточный минимум построен по принципу минимального набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг и используется как абсолютная черта бедности.

Динамика бедности не может быть исследована за все годы независимости Украины из-за отсутствия регулярных и полных данных в период до 1999 г., с которого Государственным комитетом статистики Украины был введен мониторинг бедности. По экспертным оценкам на базе данных обследования бюджетов домохозяйств, в 1996 г. 85-90% украинцев были бедными (по черте бедности 1990 г.). По результатам обследования «Доходы и расходы домохозяйств», проведенного при содействии Всемирного банка в 1995-1996 гг., применяя черту бедности 4,3 долларов США по ППС, уровень бедности составлял 29,4%, а применяя черту бедности 2,15 долларов США по ППС - 3,0%.

Начиная с 2000 года, когда макроэкономическая ситуация в Украине стала улучшаться, уровень абсолютной бедности снизился с 70,6% до 12,6% в 2008 г. Однако относительная бедность остается на уровне 26-28%, то есть экономический рост не привел к уменьшению неравенства в обществе, которое сформировалось в течение переходного периода.

Ключевыми факторами, обусловливающими наивысший риск бедности, в Украине являются: возраст (наиболее уязвимые группы - дети и пожилые люди), место жительства (сельское население), размер домохозяйства, количество детей в домохозяйстве, безработица. Единственным фактором, снижающим риск бедности домохозяйств, является наличие хотя бы одного взрослого с высшим образованием. Занятость только незначительно снижает риск бедности, однако не защищает от нее. Ситуация в городских и сельских поселениях существенно отличается: доля бедных среди сельского населения достигла 38% в 2006-2007 годах, в то время как в городских поселениях она составляла 22,1%.

С целью достижения Национальных целей развития тысячелетия (первая из них касается преодоления бедности) были разработаны два стратегических документа по преодолению бедности: «Стратегия преодоления бедности» (2001 г.) и «Комплексная программа реализации на национальном уровне решений, принятых на Всемирном саммите по устойчивому развитию, на 2003-2015 годы» (2003 г.). Однако воплощение в жизнь принятых стратегий и программ остается большой проблемой, ведь их комплексный характер требует одновременных действий во многих сферах жизни. Эта проблема усугубляется недостаточным развитием инструментов мониторинга внедрения запланированных мероприятий и отсутствием их целевого финансирования.

Существующая система социальной помощи несущественно влияет на уровень бедности, поскольку распределение социальных трансфертов весьма несовершенно. В частности, наиболее уязвимая демографическая группа - семьи с детьми (что обычно объясняется низким уровнем оплаты труда) - не получают достаточной поддержки от государства.

Проявлениями депривации в Украине являются: неудовлетворительные жилищные условия, ограниченный доступ к услугам социальной сферы, невозможность иметь полноценный отдых и разные аспекты имущественных лишений. По сравнению с городским, сельское население имеет более ограниченный доступ к социальной инфраструктуре, в частности, из-за территориальной недоступности медицинских и образовательных учреждений. Семьи с детьми, в сравнении с домохозяйствами без детей, больше страдают от плохих жилищных условий (перенаселенность) и нехватки средств для семейного отдыха.

Малоисследованными в Украине остаются проблемы долгосрочной и унаследованной бедности, так называемые "новые" группы социально отторгнутых (ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом; потребители наркотиков, гомосексуалисты, бездомные и т.д.), что связанно с недостатком статистической информации и социологических опросов.

Делись добром ;)