logo
Доходы предприятий, их сущность, виды и резервы роста

4. Резервы роста доходов предприятия

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений для любого предприятия очень важно определить, за счет каких факторов растут или снижаются доходы, а также выявить всевозможные резервы их увеличения. На примере ООО «Марко Поло» определим основные пути повышения и резервы роста доходов предприятия.

Во-первых, доходы предприятия возрастают, главным образом, за счет роста цен. Среднемесячные темпы их прироста не превышают темпы роста цен, что свидетельствует об инфляционном характере формирования полученных доходов. При росте затрат на производство продукции и снижении объёмов её выпуска доходы сокращаются. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции. Однако замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

Во-вторых, при стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения доходов состоит в снижении себестоимости проданных товаров. В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости: экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных затрат и т.д. Однако следует иметь в виду, что снижение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. К числу факторов роста доходов следует отнести также обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Доходы в рыночной экономике - движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции.

Кроме того, фактором роста суммы доходов может быть наращивание объёмов деятельности на основе имеющихся резервов. Резервы увеличения суммы доходов определяются по каждому виду товарной продукции, выпускаемой предприятием. Основными их источниками являются: увеличение объёма реализации продукции; снижение себестоимости; повышение качества товарной продукции; реализация её на более выгодных рынках сбыта. Схема источников формирования резервов увеличения доходов ООО «Марко Поло» представлена на рисунке 3.

Рис. 3 Источники формирования резервов увеличения прибыли ООО «Марко Поло»

Увеличение объёма реализации продукции в ООО « Марко Поло» может быть достигнуто посредством роста качества оказываемых услуг, поиска новых категорий потребителей, внедрения новых технологий и оборудования. Себестоимость продукции в ООО « Марко Поло» может быть снижена за счет сокращения расходов на приобретение сырья. Для этого необходимо заключать сделки с поставщиками напрямую, а не через посредников или искать более выгодные условия поставки сырья.

Себестоимость продукции также можно снизить путём уменьшения потерь от брака, а также посредством более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площади, рабочей силы и рабочего времени. Основными направлениями выявления резервов увеличения доходов в ООО « Марко Поло» являются:

· сокращение себестоимости за счет сокращения расходов на приобретение сырья для производства продукции;

· сокращение производственных расходов;

· повышение качества оказания услуг;

· поиск новых категорий потребителей, выход на новые рынки сбыта продукции.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение себестоимости производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

Резервами увеличения суммы доходов на предприятии являются:

1. увеличение объёма производства и реализации основных видов продукции;

2. выход на прямые связи с поставщиками и тем самым, получение более высокого размера скидок;

3. ускорение оборачиваемости всех оборотных средств и повышение доли собственных оборотных средств в обороте;

4. действенный контроль над своевременным взысканием пени и неустойки при нарушении условий договоров;

5. экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

6. улучшение коммерческой работы и маркетинговой деятельности на предприятии.

Таким образом, используя перечисленные выше направления, можно повысить результативность деятельности ООО « Марко Поло».