Естественные монополии в России

курсовая работа

2.3 Влияние естественных монополий на развитие регионов

Влияние сетевых естественных монополий на экономическое развитие регионов России неоднозначно.

С точки зрения государственных интересов их следует рассматривать как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития региональных экономик. Используя преимущества своего монопольного положения на рынке, прежде всего достаточно высокую устойчивость, они могут вырабатывать стратегическую линию поведения на средне- и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутрирегионального рынка и повысить инвестиционную привлекательность российских регионов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что сетевые естественные монополии могут оказывать и деструктивное влияние на развитие регионов. В этой связи следует напомнить, что принципиальными вопросами для региональных властей в отношении таких монополий являются их налогообложение и перераспределение прибыли, формирование финансовых источников регионального развития.

С точки зрения потребителей продукции и услуг естественных монополий в регионах, основной вопрос -- политика тарифов и цен. Поэтому проблема «прозрачности» тарифов и сборов остается очень острой. «Негласный» метод определения тарифов, наличие большого числа посредников пагубно сказываются на социально-экономическом положении субъектов Федерации, особенно удаленных регионов Севера.

Ценовая тарифная политика является одним из главных рычагов регулирования деятельности естественных монополий в регионах и направлена на обеспечение стабильности и единства экономического пространства страны. Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий двумя способами: во-первых, за счет регулирования цен и тарифов; во-вторых, путем внедрения и развития элементов конкуренции. Но наиболее эффективным является поддержание оптимального баланса конкурентных и регулирующих механизмов по принципу: регулирование только там, где конкуренция абсолютно невозможна или нецелесообразна. Это в равной степени относится как к грузовым и пассажирским тарифам на услуги железнодорожного транспорта, так и на электропередачу и на транспортировку газа.

Законом «О естественных монополиях» предусмотрено, что в числе методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий государственные органы могут применять ценовое регулирование посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Установление фиксированной цены или предельного уровня цен (тарифов) стимулирует субъекты естественных монополий к понижению издержек и, соответственно, к повышению эффективности производства. Однако использование вышеописанного затратного (на основе издержек) метода определения цены на товары и услуги естественных монополий затруднено в переходной экономике с высоким и, главное, меняющимся уровнем инфляции и динамикой издержек. Недостатками метода являются:

? определение цены на уровне «средних издержек», что ведет к дискриминации результатов деятельности, достигнутых в ходе честной конкуренции;

? отсутствие механизмов стимулирования повышения эффективности и сдерживания роста издержек;

? исключение действия случайных факторов, таких как погодные условия или общеэкономические условия;

? необходимость сложной детализации затрат и группировки их на основе какого-либо принципа (например, объемы производства, величина продаж, получаемые прибыли и др.).

Взаимосвязана с ценовой проблемой другая, не менее сложная проблема -- установление «справедливой» нормы прибыли. Регулирование цен и тарифов на продукцию субъектов естественных монополий посредством установления фиксированной нормы прибыли на вложенный капитал корпораций, как правило, стимулирует поиск незаконных путей получения «справедливой» прибыли.

Более перспективным представляется стимулирующее регулирование, т. е. регулирование верхнего предела тарифа без жестких ограничений на норму прибыли. Данный подход широко и довольно успешно используется в Европе и начинает постепенно внедряться в США. Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий имеет ряд достоинств:

1) в центре внимания находится наиболее важный для потребителей параметр -- уровень цен;

2) «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений;

3) упрощение процесса регулирования (компания меняет уровень и структуру тарифов по заданной формуле, и нет необходимости участвовать в процедурах пересмотра цен регулирующих органов);

4) стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотрами тарифа).

Стабильность тарифов на услуги, так же как и «справедливость» нормы прибыли естественных монополий, имеет принципиальное значение для «скрепления» и обеспечения единства экономического пространства страны. Учитывая огромную социальную значимость таких монополий в жизни регионов, целесообразно разработать оперативный механизм согласования их интересов на местном уровне, который позволял бы своевременно решать возникающие проблемы, предупреждать или сводить к минимуму негативные последствия тех или иных действий предприятий-монополистов, стимулировать позитивные результаты взаимодействия монополистов и региональных администраций.

Определяющую роль во взаимодействии предприятий и региона должна играть государственная поддержка инвестиционной деятельности на региональном уровне, в которую следует включать следующие элементы:

? обоснование стратегических и тактических целей инвестирования;

? формирование мер по привлечению и аккумулированию на территории региона финансовых ресурсов, достаточных для реализации соответствующих инвестиционных проектов;

? обеспечение согласованности принятых региональных мер с федеральными программами;

? создание системы координации и контроля хода реализации принятых мер, направленных на развитие экономики региона.

Наиболее важными задачами поддержки развития хозяйствующих субъектов на региональном уровне являются следующие:

? создание привлекательных условий для осуществления инвестиций в конкретном регионе;

? выявление и характеристика инвестиционного потенциала конкретного региона;

? выявление конкретных хозяйствующих субъектов, способных в планируемый период обеспечить эффективную реализацию инвестиционного процесса.

Выполнение первого условия должно обеспечиваться органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации посредством введения налоговых льгот, отвода на льготных условиях участков земли под строящиеся объекты, создания соответствующей инфраструктуры (дороги, газоснабжение, электрификация, телефонизация, тепло- и водоснабжение) с использованием собственных финансовых ресурсов.

2.4 Региональное измерение в Стратегии развития РЖД до 2030 года

ОАО «РЖД» инициировало создание, возможно, одного из первых в стране стратегических планирующих документов. Речь идет о Стратегии развития РЖД до 2030 г. В контексте обсуждаемых проблем можно выделить следующие перспективы и направления сотрудничества ОАО «РЖД» с субъектами РФ. В целях снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий и в целом реализации положений, определенных Стратегией-2030 в ОАО «РЖД» на базе анализа инвестиционных планов крупных холдингов и стратегий развития российских регионов ведется выявление существующих и перспективных потребностей регионов и крупных российских компаний в развитии железнодорожной инфраструктуры.

В ходе выполнения нашего проекта развития предполагается провести анализ существующих методик составления многовариантных прогнозов развития транспортной инфраструктуры и разработать методику применительно к решению поставленных в Стратегии-2030 задач. На основе этой методики будет построен маркетинговый прогноз развития железнодорожной инфраструктуры до 2015 г. и до 2020 г. Этот прогноз позволит выявить направления и перспективы сотрудничества железных дорог с регионами и крупными российскими компаниями.

Важно отметить, что в разрабатываемых на уровне субъектов РФ и на уровне федерального центра схемах пространственного развития учитывается роль сетевых естественных монополий. Для этого определены параметры развития системы транспортно-коммуникационных инфраструктур, осуществлено функциональное зонирование территорий, определены места локализации крупных объектов социальных инфраструктур федерального значения и основные параметры системы расселения.

В развитии железнодорожной сети в российских регионах должен быть достигнут оптимальный баланс между социальной функцией и экономической результативностью. В этом отношении Стратегия-2030 является основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и получения крупных социально значимых результатов. Прогнозируемые в Стратегии-2030 достижения в социальной сфере могут быть получены при оптимальном балансе рыночных интересов отрасли и общественно важных интересов государства и населения.

Выстраивание такого баланса -- сложная управленческая и стратегическая задача, которую отрасли предстоит решить в самое ближайшее время. В этом процессе будут задействованы все стороны, заинтересованные в развитии железнодорожного комплекса. Для оптимизации многих взаимоувязанных внешних и внутренних процессов потребуются согласованные действия Правительства РФ, федеральных, региональных и местных органов власти, а также совместные усилия хозяйствующих субъектов отрасли.

Формирование условий для транспортного обеспечения социально- экономического роста в России является одной из основных задач железнодорожной отрасли до 2030 г. С этой целью будет построено 20,55 тыс. км новых линий, в том числе 1,26 тыс. км социально значимых линий, которые соединят отдаленные районы с магистральной железнодорожной сетью. В том числе планируется построить трансконтинентальную железнодорожную магистраль с выходом к Беринговому проливу и железнодорожную линию для сообщения с Сахалином. Всего плотность железнодорожной сети будет увеличена на 23,8%.

Таким образом, будет снижена острота проблемы диспропорции в транспортной обеспеченности различных регионов страны. В настоящее время существуют 7 субъектов РФ, которые не имеют железных дорог вообще: Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий, Чукотский, Корякский автономные округа, Магаданская и Камчатская области. Еще в 10 субъектах РФ железнодорожная сеть развита недостаточно. Согласно Стратегии, для решения этой проблемы к 2030 г. планируется модернизировать имеющиеся и ввести в строй новые железнодорожные линии, что, в частности, позволит обеспечить транспортную доступность для жителей Алтая и Тывы, Магаданской области, Ненецкого автономного округа. Строительство социально значимых линий будет финансироваться из бюджетов Российской Федерации и субъектов РФ.

Со строительством новых и реконструкцией существующих социально значимых линий будет решен вопрос обеспечения железнодорожным сообщением отдаленных населенных пунктов с небольшим количеством жителей. Развитие так называемых малодеятельных линий является дополнительной нагрузкой на отрасль ввиду их коммерческой убыточности. Но тем не менее это важная составляющая социальной ориентированности государства, гарантирующего всем гражданам России возможность свободного передвижения. ОАО «РЖД» считает это одной из своих стратегических задач.

В полном объеме будут обеспечены растущие потребности регионального экономического развития в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Будет обеспечена транспортная доступность для жителей четырех регионов, где до сих пор отсутствовало железнодорожное сообщение. Пассажирооборот вырастет на 30%, маршрутная скорость пассажирских поездов дальнего следования на основных направлениях увеличится до 72 км/ч.

Со строительством линий скоростного и высокоскоростного движения будет достигнуто новое качество пассажирских перевозок. Так, из Москвы до Санкт-Петербурга можно будет добраться поездом за 2,5 часа, на юг России -- за 15 часов. Скоростное и высокоскоростное сообщение будет развиваться не только в столичном регионе, но и в регионах Поволжья, Центральной Сибири и Дальнего Востока.

Рост объемов грузовых и пассажирских перевозок; повышение скорости, надежности и точности доставки грузов и пассажиров; снижение аварийности; оптимальное соотношение цены и качества оказываемых услуг; повышение степени удовлетворенности населения работой железнодорожного транспорта и др. Якунин, В.И. Роль естественных монополий в развитии регионов / В.И.Якунин // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование./ 2009. - №2. - с.9

Делись добром ;)