Занятость и безработица. Национальные программы занятости

курсовая работа

3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы

занятость безработица отраслевой население

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В ней определены основные прогнозные показатели: уровень безработицы, численность занятых, создание рабочих мест. При этом одной из важнейших целей программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

Основные задачи программы можно охарактеризовать следующими показателями:

* увеличение численности занятых в экономике к концу 2009 года до 4 650 тыс. человек, к концу 2010 года - до 4 740 тыс. человек; [18].

* обеспечение уровня регистрируемой безработицы на конец 2009 года в пределах 1,1-1,2%, а к концу 2010 года -в пределах 1,2-1,5% от численности экономически активного населения; [18].

* повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

* снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;

*содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

* обеспечение занятости населения в малых городах и районах, а также районах с устойчиво высоким уровнем безработицы в сельской местности;

* обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий по безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.

Учитывая ухудшение ситуации с использованием рабочего времени на производстве, которая служит потенциальным источником роста безработицы, коллегией Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 апреля 2009 г. одобрены дополнительные мероприятия по обеспечению занятости населения в условиях экономического кризиса. Основными из них являются:

* Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения» работникам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными с выплатой им вознаграждений из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на мероприятия по обеспечению занятости населения. В рамках реализации названного Указа во всех управлениях по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов создана информационная база данных об объектах общественных работ, о сезонных и временных работах, местонахождении и видах работ для организации временной занятости работников, находящихся в вынужденных отпусках. Данными сведениями могут воспользоваться как наниматели, так и работники. Информация о видах временных работ, объемах и условиях проведения, способах доставки к месту работы постоянно размещается на информационных табло предприятий, отправляющих своих работников в вынужденные отпуска, стендах органов по труду, занятости и социальной защите, а также в средствах массовой информации;

* постоянно актуализируется информация о наличии свободных рабочих мест, в т.ч. временного характера, для организации общественных работ. Создана и функционирует автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий» на сайте Министерства труда и социальной защиты, обеспечен свободный доступ к ней гражданам, желающим трудоустроиться, в т.ч. временно, либо поменять место работы;

* проводится организационно-практическая работа по опережающему обучению работников, находящихся под риском увольнения, и компенсации расходов нанимателей за обучение органами по труду, занятости и социальной защите;

* увеличен размер субсидии, предоставляемой безработным, организующим предпринимательскую деятельность в сельских населенных пунктах, в малых городах, включенных в программу, с 11- до 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Одновременно предоставлена возможность оказания финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты в виде субсидии безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство;

* повышен размер денежных средств, выплачиваемых каждому переселяющемуся безработному из города в сельскую местность, с 5- до 7-кратной величины бюджета прожиточного минимума;

* увеличена продолжительность «Молодежной практики» (с 6 до 12 месяцев) для безработных, проживающих в сельской местности и малых городах, включенных в программу, а также предусмотрена компенсация нанимателям, организующим «Молодежную практику», затрат по оплате труда в размере минимальной заработной платы и затрат по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты;

* активизирована работа по повышению уровня информированности работников о правах и гарантиях, предусмотренных законодательством о труде, в случае их высвобождения (о возможности участия в оплачиваемых общественных работах граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, и др., а также нанимателей о создании рабочих мест, организации опережающего обучения работников и т.д.);

* внесены изменения в программу содействия занятости населения (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2009 г. № 891 и от 31 октября 2009 г. № 1419) в части:

- увеличения (в 1,2 раза) задания по созданию рабочих мест в малых городах, а также в целом по республике (на 2,5 тыс.); [18].

- перераспределения финансовых средств на реализацию активных мер политики занятости (увеличение объемов финансирования на: организацию переселения семей безработных с увеличением задания по переселению; компенсацию затрат нанимателей на приобретение спецоборудования для рабочих мест инвалидов; организацию оплачиваемых общественных работ и профессионального обучения безработных). Перечисленные выше меры также способствует сдерживанию роста безработицы в социально допустимых пределах.

В настоящее время остается проблема обеспечения занятости населения в малых городах. Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению безработицы как в целом по республике, так и в малых городах, анализ состояния рынка труда малых городов по таким основным критериям, как уровень и динамика напряженности на рынке труда городского поселения и районов, в которых расположено соответствующее городское поселение(отношение количества зарегистрированных безработных к количеству имеющихся вакансий), динамика уровня безработицы в городском поселении и соответствующем районе, численность безработных в городском поселении, уровень заработной платы, имеющиеся вакансии и прогнозируемый прирост численности занятого населения, свидетельствует о том, что наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2010 году прогнозируется в 11 из 187 малых городов (г. Ганцевичи, Микашевичи, Поставы, Лепель, Василевичи, Сморгонь, Кировск, г.п. [18].

В целом к концу 2010 года в малых городах по областям прогнозируется уровень безработицы 1% от численности экономически активного населения малых городов.

В плане мероприятий на 2010 год по каждому включенному в мероприятия малому городу предусмотрен комплекс конкретных мер, разработанных с учетом специфики территорий и направленных на решение проблем занятости населения, повышение эффективности использования и развития трудового потенциала.

В малых городах будет создано 21,3 тыс. рабочих мест, прежде всего за счет открытия новых современных производств, ориентированных на местные ресурсы и потребности регионов, в т.ч. путем реализации важнейших инвестиционных проектов, развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. [18].

Планируемый комплекс мер позволит к концу 2010 года существенно повысить занятость населения городских поселений и снизить уровень безработицы в среднем по области до 1%.

В плане мероприятий также предусмотрены меры, способствующие сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в т.ч. работников, высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства, обеспечению трудонедостаточных сельских регионов кадрами, а также их закреплению на местах, активизации территориальной мобильности сельского населения, вовлечению сельского населения в самостоятельную инициативную предпринимательскую деятельность. В 2010 году предусматриваются:

* создание 13,1 тыс. рабочих мест, в т.ч. 190 - с использованием бюджетных ссуд;

* оказание содействия в трудоустройстве 21,2 тыс. безработных;

* направление на обучение и повышение квалификации 3,8 тыс. безработных;

* обеспечение кадрами трудонедостаточных регионов республики за счет переселения 324 семей безработных;

* оказание финансовой поддержки в виде субсидий 305 безработным для содействия в организации предпринимательской деятельности;

* организация временной занятости в виде оплачиваемых общественных работ для 42,5 тыс. безработных; [18].

* повышение уровня информированности сельского населения о состоянии рынка рабочей силы и государственных гарантиях обеспечения занятости. В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделено вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров будет осуществляться с учетом потребности нанимателей и требований производства. На профессиональное обучение будут направлены 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45% - по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. При этом будет обеспечиваться первоочередное направление на профессиональное обучение безработных в возрасте до 18 лет (не менее 80% от числа зарегистрированных). [2].

Особое внимание уделено организации трудовой занятости целевых групп населения, при этом для каждой конкретной группы граждан предусмотрены меры, наиболее оправдавшие себя на практике.

Осуществление мер по содействию занятости целевых групп граждан будет обеспечиваться путем:

* установления нанимателям брони приема на работу 25,6 тыс. граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в т.ч. 6,1 тыс. - молодежи в возрасте до 21 года, 1,9 тыс. - инвалидов, 2,6 тыс. -граждан, освобожденных из мест лишения свободы; [18].

* первоочередного трудоустройства инвалидов, женщин, длительно неработающих безработных на созданные нанимателями рабочие места с использованием бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты;

* усиления взаимодействия органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений уголовно-исполнительной системы МВД по содействию в трудоустройстве граждан, подлежащих освобождению из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также компенсации данным учреждениям затрат на профессиональную подготовку лиц, привлекаемых к труду администрацией этих учреждений в период их пребывания и не имеющих профессии. Учитывая, что молодежь выступает стратегическим ресурсом динамичного развития экономики, будет совершенствоваться система профессиональной ориентации (прежде всего в школьной среде), направленной на повышение престижа рабочих профессий, трудоустройства молодежи, профессионального обучения и квалификации. С целью получения молодежью навыков практического опыта работы 1,7 тыс. выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите, будут трудоустроены на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда.

Временной занятостью в свободное от учебы время в течение года будут обеспечены 24,1 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи.

Для трудоустройства инвалидов запланированы: установление нанимателям брони приема на работу в количестве 1,9 тыс. человек, организация адаптации к трудовой деятельности для 452 безработных из числа инвалидов на рабочих местах с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда и проведение других мероприятий, направленных на адаптацию безработных инвалидов, а также финансирование и компенсация затрат нанимателей по заявкам общественных объединений инвалидов на создание 217 рабочих мест для инвалидов в общей сумме 5,8 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году. [18].

Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите. С этой целью нанимателям установлена броня для приема на работу 7,6 тыс. граждан данной категории.

Повышению эффективности работы органов государственной службы занятости населения будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам обеспечения занятости населения.

Продолжится работа по развитию единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения и обеспечению информационно-технологической поддержки на всех уровнях ее функционирования в соответствии с основными направлениями деятельности органов государственной службы занятости населения, по обеспечению функционирования автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк вакансий» в сети Интернет, развитию корпоративной сети передачи данных на базе существующих в республике сетей передачи данных и каналов связи, развитию системы электронной почты, что в конечном итоге приведет к улучшению качества работы органов по труду, занятости и социальной защите, сокращению сроков трудоустройства безработных, обеспечению организации работы с населением по принципу «одного окна».

Делись добром ;)