Занятость и трудовые отношения

курсовая работа

3.2 Совершенствование политики в области занятости в г. Липецке

Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области занятости в г. Липецке.

1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:

- обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;

- совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;

- повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;

- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;

- защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).

2. Специальные мероприятия содействия занятости населения:

- временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);

- совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;

- содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; участие в разработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативы населения города и поддержки малого предпринимательства.

3. Повышение качества рабочей силы:

- совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

- повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;

- усиление влияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города в условиях их реформирования и реструктуризации; применение как традиционных, так и новых форм работы, повышающих статус профессионального обучения как одного из основных направлений активной политики занятости.

4. Социальная поддержка граждан при безработице:

- своевременное начисление пособий по безработице;

- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;

- обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;

- обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.

5. Обеспечение функционирования службы занятости:

- совершенствование структуры службы занятости, методов управления, повышение профессионального уровня ее персонала;

- обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей.

В ближайшем будущем нужно более активно работать в таких направлениях как: освещение в средствах массовой информации проблемы трудовой занятости населения, целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, посвященную безработице и проблемам, связанным с ней; увеличения количества методической литературы, по вопросам организации трудоустройства населения, в том числе юридической литературы;

Также существует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации, которая диктует необходимость в упорядочивании информационных потоков и создании систематизированных баз данных. Существует необходимость в выстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами, заинтересованными в проведении правильной и целенаправленной политики занятости.

Политика занятости является областью экономического и социального регулирования, цели которого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы - трудоустройства безработных, их профессиональной ориентации, переобучения, выплаты, им пособий. Ведущую, системообразующую роль достижения целей политики занятости играет государство. Проведение государственной политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов государственного управления - службы занятости, органов управления профессиональным образованием, общественных организаций, включая профсоюзы, государственных и коммерческих предприятий, учреждений, фирм.

Заключение

Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит к необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижается мобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30%; обостряется проблема занятости среди молодежи, так как в настоящее время трудоспособное население пополняется многочисленным поколением 80-х.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Государственная политика занятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основная цель такой политики - снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие проблемы в сфере занятости и на рынке труда:

- достаточно высокий уровень «женской» и «молодежной» безработицы;

- несоответствие спроса и предложения на рынке труда;

- рост численности граждан, увольняющихся по собственному желанию;

- трудности в обеспечении занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите (инвалиды, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из МЛС, и др.);

- непредоставление работодателями полной и достоверной информации о потребности в кадрах, особенно вакансий для специалистов и служащих;

- сокращение сферы приложения женского труда;

- наличие «скрытой» безработицы.

Основными задачами в области занятости в ближайшее время будут совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения, усиление роли центров занятости населения в осуществлении активных мер на рынке труда, улучшение кадрового потенциала через систему профориентации и профобучения и реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности представляемых им услуг.

Для формирования гибкого рынка труда необходимо: обеспечить совершенствование трудового законодательства; развивать территориальную мобильность рабочей силы; повышать качество занятости; повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Библиографический список

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: принята 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: части первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ и третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон [Текст]: от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

4. Бутов, В.И., Игнатов, В.Г., Кетова, Н.П. Основы региональной экономики. [Текст]: учебник / В.Н. Бутов и др. - Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 320 с.

5. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики [Текст]: учебник / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с.

6. Демидова, Л.А. Пути повышения эффективности государственного сектора [Текст] / Л.А. Демидова // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №4. - С. 25.

7. Зотов, В.Б. Территориальное управление [Текст]: учебник / В.Б. Зотов. - М.: Информ, 2006. - 460 с.

8. Иванов, В.В., Коробова, А.Н. Муниципальный менеджмент [Текст]: справочное посоБие / В.В. Иванов и др. - М.: ИНФРА-М., 2005. - 324 с.

9. Овчинников, О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора [Текст]: учебник / О.Г. Овчинников. - М.: Эксмо, 2005. - 314 с.

10. Ореховский, П.А. Муниципальный менеджмент [Текст]: учебник / П.А. Ореховский. - М.: МОНФ, 2007. - 450 с.

11. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход [Текст]: учебник / А.И. Радченко. - Р-н/Д.: РостИздаТ, 2007. - 350 с.

12. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Под ред. О.М. Рой - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

13. Уткин, Э.А., Денисов, А.Ф. Государственное и региональное управление [Текст]: учебник / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов - М.:ИКФ «ЭКМОС», 2006. - 88 с.

14. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник / В.Е. Чиркин - М: Юрист, 2005. - 214 с.

15. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», АО «Консалтбанкир», 2005. - 165 с.

Делись добром ;)