Затраты торгового предприятия

контрольная работа

2. Особенности современного рынка торговых работников в России. Меры по совершенствованию государственного регулирования данного рынка

торговый издержки рынок минимизация

Розничная торговля - один из самых активно развивающихся секторов российской экономики. С каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли.

Российский рынок по оценкам аналитиков далек от насыщения, так как российские регионы находятся на различных стадиях развития сетевой торговли, помимо этого доходы населения существенно отличаются в различных городах и областях России. В настоящее время наибольший прирост торговых сетей наблюдается в регионах.

Соответственно сфера продаж является одним из самых быстро растущих и изменяющихся сегментов рынка труда. Одни изменения носят временный характер, вызваны сезонными колебаниями на рынке. Другие - свидетельствуют о формировании новых долговременных тенденций, которые необходимо выявить.

Последние несколько лет на российском рынке розничной торговли наблюдаются устойчивые положительные тенденции к росту даже несмотря на кризис 2008-2009 гг. При этом не только увеличиваются объемы продаж, но и существенно меняется структура самой розничной торговли. Если в 1990-х гг. до половины объема розничных продаж приходилось на рыночную торговлю, а также торговлю через ларьки и небольшие магазины, то последнее десятилетие характеризуется бумом в развитии розничных торговых сетей; наиболее ярко это проявляется в крупных мегаполисах, и особенно в Москве и Московской области. За последние 5-7 лет число гипермаркетов, розничных сетей супермаркетов и дискаунтеров (магазинов, продающих товары со скидкой) увеличилось в несколько раз. [4]

По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели.

Рис. 1. Среднегодовая численность занятых в экономике Российской Федерации

Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских ВУЗах.

Общей проблемой на сегодняшний день является нехватка специалистов всех уровней. Усиливается конкуренция между сетями, в результате чего происходит борьба за лучшие кадры. Очень часто персонал плавно «перетекает» из сети в сеть, прекрасно зная условия работы в сетях-конкурентах. Все более весомым фактором при «переманивании» работников является предоставление льгот и социального пакета (бесплатное питание, дисконтные карты, медицинская страховка, путевки в детские оздоровительные лагеря и т.п.), а также улучшение условий труда. Во многих предприятиях продумываются и внедряются схемы обучения и развития персонала, работают свои учебные центры, ведется работа по созданию кадрового резерва, что, безусловно, способствует лояльности персонала всех уровней к компании-работодателю.

Увеличение спроса на специалистов в сфере продаж предсказуем и ожидаем - этому способствуют не только расширение данного сегмента рынка, но и общая экономическая ситуация. В сложившихся условиях продолжает нарастать конкуренция за квалифицированный персонал.

Традиционно востребованы рядовые специалисты - менеджеры по продажам, торговые представители, региональные менеджеры по продажам. Несмотря на большое предложение таких позиций, работодатели заинтересованы приглашать на работу сотрудников, имеющих опыт работы в аналогичной должности не менее 1-2 лет.

Среди топ-менеджеров ситуация иная. Супервайзеры и директора по продажам являются наиболее высокооплачиваемыми специалистами. Очевидно, что и требования, предъявляемые к этим кандидатам максимальны. Ценятся не только опыт работы в продажах, но и высокие организаторские способности, коммуникативные навыки, знания из смежных областей, таких, например, как маркетинг. [4]

Вакансии продавцов, продавцов-консультантов, администраторов торговых точек традиционно возглавляют рейтинги запросов работодателей. Каждая пятая вакансия относится к кассирам, чуть в меньшем количестве поступают запросы в кадровые агентства на мерчандайзеров. По данным компании «АНКОР Бизнес решения», в сегодняшнем ритейле стабилен спрос на специалистов разных уровней -- от младшего торгового персонала, продавцов, кассиров, укладчиков товара до ритейл-директоров розничной сети и менеджеров: по продукту, бренд-менеджеров, по развитию, логистике, финансовых аналитиков, бухгалтеров и многих других.

Сегодняшние соискатели воспитаны на нетипичных ценностях и ориентирах, и сегодня торговля, за исключением разве что fashion-ритейла, не имеет имиджа отрасли, работать в которой модно и престижно. С другой стороны, компании-работодатели нечасто задаются вопросом продвижения конкурентных преимуществ ритейла как отрасли. Такая особенность этого сектора рынка труда влияет на все аспекты работы с персоналом, в первую очередь на массовый подбор линейных специалистов (продавцов, кассиров, работников склада). Поэтому именно в категории линейных специалистов сегодня сложился «рынок труда соискателей» -- предложение вакансий существенно превышает спрос. И работодатели вынуждены изобретать и разрабатывать все новые инструменты привлечения потенциальных и мотивации реальных работников. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Потребность организаций оптовой и розничной торговли в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам и видам экономической деятельности на 31 октября 2012 г. [5]

Всего, тыс.чел.

52,0

В том числе

руководители организаций и их структурных подразделений (служб)

2,1

специалисты высшего уровня квалификации

5,3

специалисты среднего уровня квалификации

6,3

работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием

3,3

работники сферы обслуживания, торговли и родственных видов деятельности

21,3

квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

1,6

операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

4,4

неквалифицированные рабочие

7,7

Безусловно, все компании отдают предпочтение кандидатам с опытом работы в торговле, в идеале -- в аналогичной отрасли, чтобы кандидат уже знал правила общения с покупателем, основы технологий продаж и ассортимент товара. Хотя если говорить о линейном персонале, то требования могут и снизиться, иногда некоторые торговые сети готовы взять соискателя и без опыта.

Работодатель в первую очередь оценивает опыт кандидата и его профессиональные навыки. Высшее образование в среднем звене ритейла -- одно из обязательных требований при приеме на работу, однако сама специализация сотрудника не имеет особого значения.

Кроме того, работодатель хочет видеть в соискателе ряд определенных личностных качеств. Например, кандидат на начальные и средние позиции в сфере продаж помимо традиционных коммуникативных способностей должен быть клиентоориентированным, активным и нацеленным на результат. Руководитель помимо опыта работы -- обладать хорошими аналитическими и управленческими навыками.

Поскольку в крупном сетевом ритейле текучесть персонала высокая, на первый план выходит проблема уже не столько привлечения, сколько удержания кадров. Сегодня крупнейшие сети включают в компенсационный пакет бесплатное обучение, скидки на продукцию, льготное или бесплатное питание. В отдельных случаях предлагается оплачиваемая стажировка, оплата академического отпуска, ДМС. Решить проблему, хотя бы и отчасти, может разработка новых систем мотивации с прозрачной схемой карьерного роста и понятных способов увеличения дохода в зависимости от эффективности работы, а также гибкие схемы занятости для возможности совмещения с учебой. [10]

В последнее время региональный рынок труда в розничной торговле характеризуется следующими особенностями:

? становится конкурентным (формируется под влиянием ожиданий кандидатов);

? внедряются современные системы мотивации персонала;

? происходит рост текучести кадров.

Крупные торговые сети более привлекательны с точки зрения трудоустройства, чем мелкие розничные магазины. Определяющими факторами являются:

? приемлемая заработная плата;

? удобный график;

? официальное трудоустройство;

? социальные гарантии;

? возможность карьерного роста;

? близость к дому;

? имидж компании. [9]

По данным Минпромторга России, количество работников, занятых в сфере торговли, достигнет к 2020 году 12,4-13,5 млн. человек. При этом доля выпускников учреждений профессионального образования по специальностям торговой отрасли неуклонно снижается. Между тем идет неуклонное «омолаживание» персонала торговых предприятий. Уже сегодня категория работников в возрастном интервале 18-28 лет стала занимать доминирующее положение в торговле и составляет более 30 процентов персонала предприятий и организаций. Дефицит и недостаточная квалификация кадров в торговле, особенного линейного и среднего звена, усугубляется самой высокой текучестью работников в экономике страны уже на протяжении 4 лет.

Работодатели удовлетворяют свою потребность в работнике путем отбора претендентов на вакансию без профильной подготовки с последующей его «доводкой» на рабочем месте. В свою очередь в последующем специалисты без профильной подготовки выступают в качестве субъекта «доводки» - обучают новых работников в форме корпоративных тренингов, а по сути дрессировки.

В этих условиях решить проблему представляется возможным в системе дополнительного профессионального образования на основе разработки профессиональных стандартов и соответствующих им программ по уровням подготовки.

Минпромторг может выступить координатором отраслевых программ профессиональной переподготовки/повышения квалификации по типу Президентской программы подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ и заказчиком единых требований подготовки безработных граждан. Торговые предприятия и образовательные учреждения имеют положительный опыт формирования интегрированных структурных подразделений профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников среднего звена с высшим и средним профессиональным образованием по востребованным на рынке труда специальностям. Изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере образования позволяют сформировать адаптированные к условиям рынка труда программы профессиональной подготовки высококвалифицированных линейных специалистов, их переподготовки и повышения квалификации. [7]

Основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

- совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

- повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- стимулирование экономической активности населения;

- повышение качества рабочих мест. [1]

Делись добром ;)