Значение капитальных вложений в деятельности предприятия

курсовая работа

1.4 Правовое регулирование лизинга в РФ

Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений является гарантией и залогом успешного развития лизингового бизнеса. Напротив, правовая неопределенность отношений партнеров, а в ряде случаев и незащищенность как лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска при заключении лизинговых сделок и становятся причинами, сдерживающими предпринимательскую инициативу.

В России фактически до середины 1995 года отсутствовали законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность. В Гражданском кодексе РСФСР и Основах гражданского законодательства Союза ССР в разделе обязательного права отсутствовал параграф, регулирующий договор лизинга. Поэтому участникам лизинговых сделок в соответствии со ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР приходилось применять закон, регулирующий сходные отношения. Наиболее близким в юридическом и экономическом смысле был договор аренды или договор имущественного найма. Вместе с тем эти договоры имеют существенные отличия, связанные, например, с исполнением обязательств и способами ведения бухгалтерского учета. Поэтому стороны сталкивались с определенными трудностями при реализации данных сделок.

В зависимости от наличия специального лизингового законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две большие группы:

· страны, имеющие специальные законы или постановления, регулирующие лизинговую деятельность;

· страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов.

В большинстве стран отсутствует специальное законодательство, регламентирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, и налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы. Главенствующую роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.

Наша страна относится к тем странам, в которых понятие финансового лизинга закреплено на законодательном уровне (Гражданский кодекс РФ (часть вторая, гл. 34); Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164-ФЗ; Налоговый кодекс РФ гл.25 «Налог на прибыль организаций»). Разработчики отечественных нормативно-правовых документов не раз отмечали, что они опирались на имеющийся зарубежный опыт.

Гражданский кодекс РФ о финансовом лизинге

Важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34 "Аренда" предусмотрен специальный параграф 6 "Финансовая аренда (лизинг)" (Приложение 1), который предназначен для регулирования договорных отношений, возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества. «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».

Согласно этому определению в российском гражданском праве договор финансовой аренды (лизинга) обладает следующими характеристиками:

· арендодатель специально обязуется приобрести имущество (пусть даже бывшее в употреблении) в собственность для последующей сдачи его в пользование арендатору, т.е. сделка носит трехсторонний характер (продавец - арендодатель - арендатор). Тем самым под договор финансовой аренды (лизинга) не попадают двухсторонние сделки (арендодатель - арендатор), характерные, как правило, для оперативного лизинга;

· арендодатель приобретает в собственность имущество, указанное арендатором у определенного им продавца. В этом случае арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Если выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем, то данное положение должно быть предусмотрено в договоре финансовой аренды;

· арендатор получает имущество во временное владение и пользование за плату;

· лизинговое имущество может использоваться арендатором только в предпринимательских целях. Тем самым лизингополучателями не могут быть организации, основной деятельностью которых, согласно Гражданскому кодексу, не является извлечение прибыли;

· арендодатель должен уведомить продавца, что имущество приобретается для сдачи его в аренду определенному лицу.

Определение финансового лизинга, приведенное в ГК РФ противоречит международному законодательству, регулирующему лизинговые отношения, и международной конвенции УНИДРУА (UNIDROIT). Это объясняется прежде всего двойственным толкованием иностранного слова «leasing» ввиду того, что в переводе на русский язык «leasing» означает аренда. Финансовой же аренде соответствует английское словосочетание «financial leasing», тем самым обозначенная в ГК РФ и законе «О финансовой аренде (лизинге)» трактовка данного вида деятельности предполагает разночтение, что может негативно отражаться на лизинговом бизнесе. [2]

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164

Судьбоносным для развития лизинга в России следует считать выход Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» (Приложение 2), в котором сформулирована программа действий правительства и федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса.

Целями настоящего Федерального закона являются:

· развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг);

· защита прав собственности участников инвестиционного процесса;

· обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Сферой применения данного Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к не потребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам. [7]

Работа над совершенствованием закона "О лизинге" велась на протяжении нескольких лет. Закон, принятый в 1998 году, в целом сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории Российской Федерации. Однако практика показала, что данный закон не вполне соответствовал экономическим реалиям и создал определённые барьеры для развития лизинга. Старый закон изобиловал внутренними противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА (UNIDROIT) "О международном финансовом лизинге", к которой Россия присоединилась в 1998 году.

26 декабря 2001 г. Государственная Дума проголосовала за принятие закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге", 16 января 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 29 января 2002 г. закон был подписан Президентом. Поправки к закону "О лизинге" устраняют недостатки закона "О лизинге" 1998 года, а также добавляют в него новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга.

В целом внесение поправок в закон "О лизинге" - это важный шаг на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми законодательной базы. Стабильность нормативно-правовой базы очень важна для инвесторов, заинтересованных во вложениях в лизинговый сектор России, ведь они должны быть уверены, что "правила игры" не будут произвольно меняться в ходе осуществления проекта. Новая редакция закона "О лизинге", учитывающая вышеназванные принципы, будет стимулировать развитие лизинга в России и способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвестиций в этот сектор.

Лицензирование лизинговой деятельности. Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 128 - ФЗ отменено лицензирование лизинговой деятельности. Указанный закон вступил в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования - 11 февраля 2002 года. Учитывая, что процедура лицензирования носила исключительно формальный характер (никаких специальных требований к соискателям лицензии не предъявлялось), отмена лицензирования, безусловно, позитивно повлияет на развитие лизингового бизнеса. [12]

Делись добром ;)