logo
Идеологи и организаторы потребительской кооперации

2. организаторы потребительской кооперации

Первые потребительские общества появились в Великобритании. В 1769 году в Шотландии было образовано Общество ткачей по закупке муки. В 1844г. текстильщики поселка Рочдейл создали кооператив по обеспечению его членов продуктами и промышленными товарами - «Рочдейльские пионеры», который дал начало массовому кооперативному движению, сначала на Британских островах, затем в Европе, а затем и во всем мире. В 1852 году парламент Великобритании принял первый в истории закон о кооперации.

Принципы нового народного экономического движения почти одновременно были выработаны в начале XIX в. теоретиками потребительской кооперации - Робертом Оуэном, производственной - Луи Бланом, кредитной - Фердинандом Райффайзеном (основателем массовых сберегательных обществ, действующих по принципу «кассы взаимопомощи», затем преобразовавшихся в известный «Райффайзен-банк»).

Первопроходцами кооперации в России были ссыльные декабристы, в 1830 году организовавшие на Петровском заводе «Большую Артель» - прообраз потребительского общества, а в 1834 - «Малую Артель», имевшую форму заемно-ссудного товарищества.

К середине XIX в. в Европе образование потребительских, производственных и кредитных кооперативов приняло массовый характер. Сейчас в мире существует более 120 видов и форм кооперативов, число которых превышает 70 тысяч, а число их членов более 800 миллионов. С 1895 г. действует Международный кооперативный альянс, членом которого с 1903 г. является и Россия.

Сейчас сельскохозяйственные, производственные, рыболовецкие, кредитные, страховые формы кооперации очень высокими темпами развиваются в странах Азии. По размерам членской базы центр мирового кооперативного движения уже давно переместился из Европы в Азию. Это объясняется и сравнительно невысокими по сравнению с Европой среднедушевыми доходами, и традиционным коллективистским менталитетом населения, отличным от индивидуалистической Европы.

Но то же самое можно вполне сказать и о России. А потребительская кооперация имеет в нашей стране, особенно на Урале и в Сибири - глубокие исторические корни. Первые потребительские общества в массовом порядке стали возникать в 1864 г. на заводах Пермской и Иркутской губерний. Их целью было приобретение товаров в складчину. Первое сельское потребительское общество хотя и появилось в 1869 году на Дону, но крестьянская кооперация в России связывается, все же, с Зауральем и Сибирью, и, прежде всего - со знаменитым сибирским маслом [9].

До начала ХХ века сибирское масло не котировалась даже на российском рынке - и у нас, и в Европе его, уже полупрогорклое, использовали для подмешивания в некачественные местные сорта, чтобы еще более удешевить их. Оптовые покупатели скупали около 90% продажного сибирского масла у зауральских крестьян «числом поболее, ценою подешевле». «Эуропейские» оптовики, конечно, не были заинтересованы в развитии маслодельных производств на Востоке Империи и быстрой доставке товара в столицы и балтийские порты, да и крестьяне сбывали им то, что похуже - не для себя же…

Все изменилось в 1907 г., когда А.Н. Балакшин создал Союз сибирских маслодельных артелей, главной задачей которого являлось устранение посредничества в торговле маслом и выход на внешние рынки. С появлением Союза началась жестокая конкуренция за рынок сбыта. Оптовики расходовали огромные средства для уничтожения Союза. Только крупная датская фирма «Сибирская компания» тратила по полмиллиона рублей в год на борьбу с ним. Но кооперативный Союз, руководимый Балакшиным, смог разорить основных конкурентов на зарубежном рынке. В 1912 г. А.Н. Балакшин организовал «Союз Сибирских кооперативных ассоциаций» или кратко «Юнион», открыв зарубежную контору в Лондоне. В обратном направлении текли не только деньги, но и качественные европейские товары, и что самое главное - сельхозтехника и производственное оборудование. Экспорт кооперативного масла давал России в 1911-1914 гг. больше выручки, чем экспорт золота.

Бурное развитие кооперация в России получила в годы НЭПа. Кооперативы в СССР того времени вырастали, как грибы и действовали весьма успешно. Почти вся внешняя торговля в 20-е годы велась через Центральный союз кооперативных организаций (Центросоюз).

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, коммерции, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Владимир Александрович Тихонов -- динамичный, резкий в своих суждениях человек с прогрессивными взглядами -- сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения -- И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и др. И ныне память о В. А. Тихонове живет не только в его делах, учениках, научных работах, кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке, но и в Фонде поддержки малых предприятий в Республике Коми (президент В. Кузнецова), носящем его имя [9].

Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения коммерции в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) -- все говорило о том, что эти кооперативы -- прообраз малых частных предприятий.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем -- кооператоров и коммерсантов) во главе с В.А. Тихоновым.

Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.

Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме коммерцией, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).

Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной коммерцией привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, других кооперативов показало: чтобы образумить «блюстителей порядка», требовалось срочно ввести в практику новое направление коммерцией -- малые предприятия.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.

Таким образом, проведенный историко-экономический анализ развития потребительской кооперации России позволяет сделать такие выводы: во-первых, появление потребительской кооперации в России явилось закономерным результатом мирового общецивилизационного развития, и было обусловлено теми социально-экономическими процессами, которые происходили в Западной Европе в XIX веке. Во-вторых, эволюцию российской потребительской кооперации можно представить в виде следующей периодизации: дореволюционной, советской и трансформационный, где каждый период характеризуется своими особенностями развития.