Изменение уровня жизни в России и развитие современной российской экономики

курсовая работа

1.1 Уровень жизни населения и его составляющие

Уровень жизни населения одна из важных социальных категорий. В впервые в мировой практике этот термин был представлен Комитетом экспертов ООН в 1954 году. Под уровнем жизни населения понималось реальные условия жизни населения, объединенные в 12 компонентов. В состав уровня жизни входили не только материальные и культурные условия жизни, но и занятость, здоровье, условия труда, человеческие свободы, фонд накопления.

Существует несколько определений понятия «уровень жизни», вот одно из них.

Уровень жизни населения - благосостояние населения, снабженность его необходимыми материальными и духовными благами и услугами, степень удовлетворения общественно признанных потребностей, которые соответствуют данному социально-экономическому развитию страны.

Можно выделить следующие составляющие «уровня жизни населения»:

· отображение достигнутого уровня благополучия и потребления благ и услуг;

· классификация используемых услуг на материальные и культурные;

· характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

Структура основных составляющих уровня жизни позволяет идентифицировать его с уровнем благополучия. Денежная же оценка благ и услуг, которые практически используются в среднем домашнем хозяйстве в течение некоторого времени и соответствуют конкретному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

Выделяют четыре уровня жизни населения:

1. достаток (использование благ, которые обеспечивают всестороннее развитие);

2. нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

4. нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека).

ХХI век предлагает новый подход к определению места и роли человека в социально-экономическом и научно-техническом прогрессах. При таком подходе во главу угла поставлен человек. Цель - всесторонне развитый человек. Средство для достижения цели - экономический рост.

В центре внимания социально-экономической политики государства находиться весь круг человеческих потребностей, который играет главную роль для последовательного развития всего общества. Если уровень жизни населения понимать «как уровень развития и степень удовлетворения потребностей людей», то основа его изучения представляется в разнообразии человеческих потребностей, которые возникают и реализуются в сфере потребления. Личные потребности указывают на необходимость в некотором наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий. Личные потребности можно разделить на:

· физиологические (физические),

· интеллектуальные (духовные),

· социальные.

Физиологические потребности - выражают потребности человека как биологического существа. То есть это первичные потребности человека: в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе -- это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.

Так же различают рациональные (разумные) и иррациональные потребности.

Рациональные потребности - потребности, которые рассматриваются с научной точки зрения. То есть потребности необходимые для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов.

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные формы. Преодолеть их можно путём активного формирования разумных потребностей. Средства формирования потребностей -- это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействуют на процессы развития потребностей [5, с. 25].

Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.

Одна из важнейших естественных физических потребностей - потребность в пище. Ее удовлетворение составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа. Большая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности. К естественным потребностям так же относится и потребность в передвижении. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта -- как общественного, так и индивидуального.

Потребность в одежде -- одна из ведущих материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения -- семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды -- процент всего совокупного дохода семьи. Еще одна материальная потребность человека - потребность в ведении домашнего хозяйства. Она связана с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта.

Потребность в жилье -- также одна из главных потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит, в конечном счете, и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нём принципы социальной справедливости.

Основной социальной потребностью является потребность в труде. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией, и реализуется в процессе самого труда. Среди интеллектуальных, важной социальной потребность является потребность в образовании и культуре. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной производительной силы общества -- человеческого капитала.

Потребность в отдыхе -- это физиологическая потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых является трудовое законодательство, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.

Потребность в охране и укреплении здоровья в основе своей выступает как естественная физическая потребность человека. Удовлетворение её служит, в конечном счете, продлению его активной жизни. Но она рассматривается и как социальная, так как здоровье -- один из факторов повышения эффективности общественного производства, совершенствования человеческого капитала [7].

В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения:

· денежные доходы и расходы населения, оплата труда;

· социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты;

· здоровье;

· питание;

· потребление непродовольственных товаров и услуг;

· жилище;

· труд и занятость;

· домашнее имущество;

· условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру;

· использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых;

· социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность);

· обобщающие индикаторы уровня жизни и др.

Каждый из названных компонентов имеет собственные показатели и обеспечивается потреблением товаров и услуг.

Для определения уровня жизни практическое потребление нужно сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя, таким образом, степень удовлетворения потребностей. Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка.

В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные -- с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные -- с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние -- с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка.

1.2 Критерии измерения качества жизни населения

Характерное значение имеет вопрос о критериях оценки качества.

Критерии качества жизни населения территории - это объединение признаков, с помощью которых дается оценка достигнутого уровня развития города. На данный момент к оценке обсуждаемых категорий используется интегральный и частный подходы.

Интегральный подход в свою очередь, подразумивает проведение двух типов оценок: объективной, которая основывается на официальных статистических данных и субъективной, в ее основе лежит общественное мнение, привлечение обобщающей информации, которая основывается на результатах социологических опросов населения.

Объективные и субъективные критерии, сочетающиеся в одной системе критериев, дополняют друг друга и отражают с разных сторон объективные условия жизни и субъективное ощущение степени удовлетворенности человеком данными ему условиями жизни.

Интегральный подход является актуальным еще и потому, что многие составные элементы качества жизни количественно неизмеримы. К числу таких элементов относятся степень свободы, индивидуальные привязанности и предпочтения, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п.[11]

Частный подход наряду с обобщающей оценкой качества жизни с помощью интегральных индикаторов, направлен на более глубокую проработку отдельных составляющих качества и уровня жизни, таких как состояние здоровья, образования, жилищного обеспечения, сферы досуга и отдыха.

Таким образом, можно выделить две группы критериев качества жизни населения:

· первая группа состоит из оценок, которые основаны на статистической информации.

· вторая группа состоит из оценок, которые основаны на социологических опросах.

Подбор статистических и социальных показателей производится, исходя из сущности основных элементов качества и уровня жизни.

Международная статистика уровня жизни включает 12 основных групп показателей:[12]

1. Санитарно-гигиенические условия жизни.

2. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.

3. Жилищные условия

4. Потребление продовольственных товаров.

5. Стоимость жизни и потребительские цены.

6. Образование и культура.

7. Организация отдыха.

8. Доходы и расходы населения.

9. Условия труда и занятость.

10. Транспортные средства.

11. Свобода человека.

12. Социальное обеспечение.

В условиях переломной экономики России в 1992 г. в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из семи разделов и 39 показателей [12, 11-15]. Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 входят в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России, в раздел "Социальная сфера, жизненный уровень населения", подраздел "Уровень жизни".[13]

Система показателей подраздела "Уровень жизни", введенная в действие с 1993 г., состоит из следующих показателей:

1. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

2. Средняя заработная плата работников.

3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

4. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

11. Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.

12. Показатели дифференциации населения.

Анализ критериев качества жизни, действующих в России и за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется также показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

1. Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения).

2. Жилье, социальная инфраструктура.

3. Состояние здоровья населения.

4. Состояние окружающей среды.

5. Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.).

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.). В связи с этим управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.[14]

Подсистема социальных индикаторов является более гибкой по своему составу в сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни и отражает приоритетные направления мониторинга качества жизни на конкретном этапе разработки и реализации стратегического плана развития города.

Делись добром ;)