Изучение и анализ трудового потенциала России
2.1 Анализ состояния здоровья и уровня образования России и зарубежных стран
Как отмечено выше, качество трудового потенциала можно проанализировать на основе группы показателей, которые характеризуют состояние здоровья населения страны, а также уровень его образования. Государство оказывает огромное влияние на качество трудового потенциала, проводя непосредственно политику в области здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и т.д. Во всех развитых странах государственные расходы на здравоохранение относительно ВВП составляет более 7-8%. Естественно государство не является единственным социальным институтом, которое оказывает воздействие на трудовой потенциал общества. Безусловно, в формирование трудового потенциала общества участие принимает и семья, и церковь, а также коммерческие и частные некоммерческие организации, международные институты (такие, как ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и другие подразделения ООН и т.д.).
Таблица 1 - Государственные расходы на здравоохранение
Страны |
Данные по годам, % от ВВП |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Россия |
3,8 |
4,3 |
3,7 |
3,5 |
|
США |
7,6 |
8,3 |
8,4 |
8,5 |
|
Франция |
8,5 |
9 |
9 |
8,9 |
|
ЕС 27 |
6,9 |
7,6 |
7,5 |
7,3 |
|
Великобритания |
7,3 |
8,2 |
8,4 |
8,5 |
трудовой потенциал россия занятость
Если сравнивать показатели государственных расходов России и США на здравоохранение относительно ВВП в 2011 году, то увидим значительную разницу. В первом случае расходы составляют 3,5% ВВП, а во втором 8,5%.
США занимает лидирующую позицию по общим расходам на здравоохранение, опережая не только Россию, но и другие развитые страны. В их число входит Швейцария (11,3%), Франция (11,0%), Германия (10,6%), Канада (10,0%). Но уступает по государственным расходам относительно ВВП Франции, Австрии, Германии, Нидерландам, Исландии, Швеции, Новой Зеландии, Великобритании, Норвегии и Португалии.
Известно, что существуют ряд проблем и перспектив развития образования и они продолжают стремительно возрастать, в следствии этого возникают трудности по переработке, синтезу и анализу растущего потока информации. Реальную картину состояния образования всех стран позволяет увидеть данные, предоставляемые МОТ (международная организация статистики). Сопоставительный анализ систем образования разных стран позволяет выявить и проанализировать как положительные, так и отрицательные моменты развития образовательных концепций, а также определить общемировые склонности развития образования.
Главным компонентом индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика которого разработана специалистами ООН, является индекс образования. В таблице 2 показаны данные международной статистики по индексу образования и доле взрослого населения с высшим образованием. В ней приводятся значения ВВП на душу населения по покупательной способности, направленной для обнаружения взаимосвязи рассматриваемых признаков с уровнем экономического развития страны.
В зависимости от уровня охвата населения высшим образованием страны условно разделены на 3 группы: в I группе стран доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%; в странах II группы - от 10 до 14%; в III группе - менее 10%.
Таблица 2 - Охват населения законченным высшим образованием, индекс образования и величина ВВП на душу населения
Группы стран по охвату высшим образованием |
Страна |
Доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года в 2005 и в 2008 г. % |
Индекс образования х100 2005 г. |
ВВП на душу населения $ |
||
2005 |
2008 |
|||||
I доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15% |
США |
29,0 |
30 |
97 |
41950 |
|
Канада |
21,0 |
23 |
99 |
32220 |
||
Россия |
20,6 |
21 |
96 |
10640 |
||
Великобритания |
18,6 |
21 |
97 |
32690 |
||
Япония |
20,1 |
22 |
95 |
31410 |
||
Германия |
13,4 |
15 |
95 |
29210 |
||
Франция |
12,4 |
15 |
98 |
30540 |
||
Среднее значение |
19,3 |
19,6 |
96,7 |
29808,6 |
||
II доля взрослого населения с высшим образованием от 10 до 14% |
Италия |
10,4 |
12 |
96 |
28840 |
|
Бразилия |
7,5 |
11 |
88 |
8230 |
||
Турция |
9,3 |
10 |
81 |
8420 |
||
Среднее значение |
9,1 |
11 |
88,3 |
15163,3 |
||
IIIдоля взрослого населения с высшим образованием менее 10% |
Уругвай |
9,3 |
- |
94 |
7830 |
|
Австрия |
9 |
9 |
97 |
29220 |
||
Аргентина |
9,1 |
- |
95 |
10880 |
||
Среднее значение |
9,1 |
93,3 |
15976,7 |
|||
Среднее значение для 13 стран |
4,2 |
92,8 |
20316,2 |
Из таблицы можно сделать вывод, что лидирующую позицию по уровню образования взрослого населения занимает США, в которой 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Не лучшая ситуация в таких странах, как Уругвай, Австрия, Аргентина, где доля населения с высшим составляет менее 10%.
Высокие показатели уровня образования населения имеют группы стран:
- где коэффициент образования 0,99% - Канада, Австралия, Финляндия, Испания.
- США, Канада, Корея, Австралия, Нидерланды, где доля взрослого населения с высшим образованием выше 23%.
- где количество студентов вузов выше 6,9 млн. человек - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);
- где доля студентов вузов в населении страны:
- с учетом фактора масштаба - Польша (5,4% при количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8% при количестве студентов 6,9 млн.), США (4,4% при количестве студентов 13,2 млн.);
- без учета фактора масштаба - Финляндия (5,6% при количестве студентов 0,3 млн.);
- где доля взрослого населения с третичным образованием - Россия (54,6%), Канада (44,6%), США (39,1%).
В завершении следует подчеркнуть, что США занимает лидирующее место по большинству показателей, в то числе в таких крупных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов, дистанционное образование. Единственной слабостью США в сфере образования является результаты международных исследований грамотности школьников.
Россия на мировой арене во всех перечисленных областях неизмеримо уступает не только Соединенным Штатам, но и другим странам. Преимущественно Россия уступает Великобритании, которая занимает 2-е место по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и итогам международных рейтингов ВУЗов мира. Слабые места российского образования - недостаточная функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический рейтинг российских университетов.