Изучение и анализ трудового потенциала России

курсовая работа

2.1 Анализ состояния здоровья и уровня образования России и зарубежных стран

Как отмечено выше, качество трудового потенциала можно проанализировать на основе группы показателей, которые характеризуют состояние здоровья населения страны, а также уровень его образования. Государство оказывает огромное влияние на качество трудового потенциала, проводя непосредственно политику в области здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и т.д. Во всех развитых странах государственные расходы на здравоохранение относительно ВВП составляет более 7-8%. Естественно государство не является единственным социальным институтом, которое оказывает воздействие на трудовой потенциал общества. Безусловно, в формирование трудового потенциала общества участие принимает и семья, и церковь, а также коммерческие и частные некоммерческие организации, международные институты (такие, как ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и другие подразделения ООН и т.д.).

Таблица 1 - Государственные расходы на здравоохранение

Страны

Данные по годам, % от ВВП

2008

2009

2010

2011

Россия

3,8

4,3

3,7

3,5

США

7,6

8,3

8,4

8,5

Франция

8,5

9

9

8,9

ЕС 27

6,9

7,6

7,5

7,3

Великобритания

7,3

8,2

8,4

8,5

трудовой потенциал россия занятость

Если сравнивать показатели государственных расходов России и США на здравоохранение относительно ВВП в 2011 году, то увидим значительную разницу. В первом случае расходы составляют 3,5% ВВП, а во втором 8,5%.

США занимает лидирующую позицию по общим расходам на здравоохранение, опережая не только Россию, но и другие развитые страны. В их число входит Швейцария (11,3%), Франция (11,0%), Германия (10,6%), Канада (10,0%). Но уступает по государственным расходам относительно ВВП Франции, Австрии, Германии, Нидерландам, Исландии, Швеции, Новой Зеландии, Великобритании, Норвегии и Португалии.

Известно, что существуют ряд проблем и перспектив развития образования и они продолжают стремительно возрастать, в следствии этого возникают трудности по переработке, синтезу и анализу растущего потока информации. Реальную картину состояния образования всех стран позволяет увидеть данные, предоставляемые МОТ (международная организация статистики). Сопоставительный анализ систем образования разных стран позволяет выявить и проанализировать как положительные, так и отрицательные моменты развития образовательных концепций, а также определить общемировые склонности развития образования.

Главным компонентом индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика которого разработана специалистами ООН, является индекс образования. В таблице 2 показаны данные международной статистики по индексу образования и доле взрослого населения с высшим образованием. В ней приводятся значения ВВП на душу населения по покупательной способности, направленной для обнаружения взаимосвязи рассматриваемых признаков с уровнем экономического развития страны.

В зависимости от уровня охвата населения высшим образованием страны условно разделены на 3 группы: в I группе стран доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%; в странах II группы - от 10 до 14%; в III группе - менее 10%.

Таблица 2 - Охват населения законченным высшим образованием, индекс образования и величина ВВП на душу населения

Группы стран по охвату высшим образованием

Страна

Доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года в 2005 и в 2008 г. %

Индекс образования х100 2005 г.

ВВП на душу населения $

2005

2008

I доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%

США

29,0

30

97

41950

Канада

21,0

23

99

32220

Россия

20,6

21

96

10640

Великобритания

18,6

21

97

32690

Япония

20,1

22

95

31410

Германия

13,4

15

95

29210

Франция

12,4

15

98

30540

Среднее значение

19,3

19,6

96,7

29808,6

II доля взрослого населения с высшим образованием от 10 до 14%

Италия

10,4

12

96

28840

Бразилия

7,5

11

88

8230

Турция

9,3

10

81

8420

Среднее значение

9,1

11

88,3

15163,3

IIIдоля взрослого населения с высшим образованием менее 10%

Уругвай

9,3

-

94

7830

Австрия

9

9

97

29220

Аргентина

9,1

-

95

10880

Среднее значение

9,1

93,3

15976,7

Среднее значение для 13 стран

4,2

92,8

20316,2

Из таблицы можно сделать вывод, что лидирующую позицию по уровню образования взрослого населения занимает США, в которой 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Не лучшая ситуация в таких странах, как Уругвай, Австрия, Аргентина, где доля населения с высшим составляет менее 10%.

Высокие показатели уровня образования населения имеют группы стран:

- где коэффициент образования 0,99% - Канада, Австралия, Финляндия, Испания.

- США, Канада, Корея, Австралия, Нидерланды, где доля взрослого населения с высшим образованием выше 23%.

- где количество студентов вузов выше 6,9 млн. человек - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);

- где доля студентов вузов в населении страны:

- с учетом фактора масштаба - Польша (5,4% при количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8% при количестве студентов 6,9 млн.), США (4,4% при количестве студентов 13,2 млн.);

- без учета фактора масштаба - Финляндия (5,6% при количестве студентов 0,3 млн.);

- где доля взрослого населения с третичным образованием - Россия (54,6%), Канада (44,6%), США (39,1%).

В завершении следует подчеркнуть, что США занимает лидирующее место по большинству показателей, в то числе в таких крупных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов, дистанционное образование. Единственной слабостью США в сфере образования является результаты международных исследований грамотности школьников.

Россия на мировой арене во всех перечисленных областях неизмеримо уступает не только Соединенным Штатам, но и другим странам. Преимущественно Россия уступает Великобритании, которая занимает 2-е место по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и итогам международных рейтингов ВУЗов мира. Слабые места российского образования - недостаточная функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический рейтинг российских университетов.

Делись добром ;)