Изучение и анализ трудового потенциала России
2.2 Сравнительный анализ функционирования рынка труда России и Беларуси
Проведенный экспертами сравнительный анализ рынка труда и области занятости РФ и Республики Беларусь позволил выявить ряд проблем.
Особое внимание следует уделить численности экономически активного населения. В конце 2013 года количество экономически активного населения РФ в возрасте от 15-72 лет составила 75 млн. человек, или более 52% от общего количества населения России.
В численности экономически активного населения как занятые экономической деятельностью классифицировались 70,9 млн. человек, а остальные 4,2 млн. человек как безработные с использованием признаков Международной организации труда. Это значит, что люди не имели рентабельной работы или прибыльного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.
Рисунок 2 - Динамика численности экономически активного населения (млн. человек)
В конце 2013 года соотношение количества безработных к количеству экономически активного населения без исключения сезонного фактора было установлено на отметке в 5,6%. Кроме того, в этот же период соотношение количества занятых к общему количеству обследуемого возраста составил 64,3%.
Таблица 3 - Экономическая активность населения России
Наименование |
2013г. |
Декабрь 2013г. (+,-) к |
|||||
IV квартал |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
декабрю 2012г. |
ноябрю 2013г. |
||
тыс. человек |
|||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
75423 |
75687 |
75483 |
75098 |
-267 |
-385 |
|
Занятые |
71274 |
71544 |
71370 |
70908 |
-632 |
-462 |
|
Безработные |
4148 |
4143 |
4112 |
4190 |
365 |
78 |
|
в процентах |
|||||||
Уровень экономической активности |
68,4 |
68,5 |
68,5 |
68,1 |
-0,3 |
-0,4 |
|
Уровень занятости |
64,7 |
64,9 |
64,8 |
64,3 |
-0,6 |
-0,5 |
|
Уровень безработицы |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
5,6 |
0,5 |
0,2 |
В декабре 2013 года количество занятого населения сократилось на 462 тыс. человек (0,6%) по сравнению с ноябрем 2013 года. Повысилось количество безработных на 78 тыс. человек (1,9%). При сопоставлении данных с декабрем 2012 года выясняется, что количество занятого населения уменьшилось на 632 тыс. человек (0,9%), а количество безработных выросло почти на 365 тыс. человек (9,5%).
Согласно данным совокупность численности безработных, которые классифицируется соразмерно с признаками Международной организации труда, в 4,6 раза превзошла количество безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости населения. На конец 2013 года в государственных органах службы занятости населения были зафиксированы 918 тыс. человек, стоявших на учете в качестве незанятых, что на 5,1% сравнительно больше с ноябрем 2013 года и на 13,8% меньше по сравнению с декабрем 2012 года.
В декабре 2013 года по материалам обследований населения, связанных с проблемами занятости 70% незанятых искали работу самостоятельно, без помощи служб занятости. Согласно сведениям мужчины реже обращались в службы занятости в поисках подходящей работы, нежели женщины. Количество безработных среди мужского пола, которые ищут работу при поддержке службу занятости в конце 2013 года составило 28%, а среди женщин - 32,9%. Наиболее предпочтительным при поиске работы является вариант обращения к помощи друзей, родственников и знакомых. Доля таких безработных в декабре 2013 года составило 59,6%. Вторым по популярности способом поиска работы является поиск работы в СМИ и интернете (число безработных, которые воспользовались таким вариантом более треть безработных).
В Беларуси отмечено изменение соотношения показателей занятых по секторам экономики за счет увеличения численности занятых в негосударственном секторе (Табл. 4).
Последствиями финансового кризиса стали: массовое сокращение рабочих мест, быстрый рост зарегистрированных безработных, напряженности на локальных рынках труда, быстрый рост лиц, работающих неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателей.
Снижение показателей численности официально зарегистрированных безработных и уровня официальной безработицы в 2006-2008 годы и их значительный рост в 2009 году представляет собой общую тенденцию на национальных рынках труда России и Беларуси.
Таблица 4 - Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в августе 2014 г. (человек)
Наименование |
Численность работников, принятых на работу |
Из них дополнительно введенные рабочие места |
Численность уволенных работников |
Соотношение принятых и уволенных работников, % |
|
Всего |
96414 |
4779 |
103094 |
93,5 |
|
в том числе |
|||||
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство |
10735 |
93 |
14457 |
74,3 |
|
Рыболовство, рыбоводство |
73 |
- |
49 |
149,0 |
|
Промышленность |
21742 |
1195 |
24050 |
90,4 |
|
Горнодобывающая промышленность |
352 |
4 |
489 |
72,0 |
|
Обрабатывающая промышленность |
18873 |
1143 |
21066 |
89,6 |
|
Производство и распределение электроэнергии газа и воды |
2517 |
48 |
2495 |
100,9 |
|
Строительство |
10062 |
490 |
9550 |
105,4 |
|
Торговля |
12848 |
1532 |
2135 |
105,9 |
|
Гостиницы и рестораны |
2060 |
65 |
4164 |
49,5 |
|
Транспорт и связь |
4155 |
204 |
4791 |
86,7 |
|
Финанс. деятельность |
1422 |
73 |
1170 |
121,5 |
|
Операции с недвижимым имуществом |
4388 |
802 |
3685 |
119,1 |
|
Образование |
12803 |
70 |
16774 |
76,3 |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
10992 |
98 |
7378 |
149,0 |
|
Предоставление коммунальных социальных и персональных услуг |
3839 |
131 |
3908 |
98,2 |
Большинство предприятий республики Беларусь проводило политику по недопущению массового высвобождения и сохранению кадрового потенциала путем перевода работников на режим неполного рабочего времени и предоставления им административных отпусков. На таких промышленных предприятиях, как машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и строительная отрасль отмечено заметное увлечение показателей неотработанных человеко-дней. В результате сложилась ситуация, при которой наблюдается высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени.
Преодоление кризисных явлений за счет роста объемов промышленного производства в Беларуси на фоне ожидания спроса на российском рынке привела к росту спроса на рабочую силу. Отмечалось сокращение показателей уровня безработицы, объемов неполной занятости работников.
В 2009-2010 годах Правительство РФ принимало меры по поддержанию отечественного производства, что позволяет сократить показатели количества работающие неполное рабочее время, а также работников, предоставленным отпуска по предложениям работодателей. А проведенные региональные программные мероприятия по снижению напряженности на рынках труда позволили сдержать уровень регистрируемых безработных в субъектах России. В 2009 году наблюдается последовательное сокращение показателей уровня безработицы и объемов неполной занятости работников.
Хоть и медленными темпами, но в 2010 году экономика двух государств, РФ и Республики Беларусь постепенно вышла из рецессии. В России и Беларуси отмечается похожие образовательные структуры безработных. Наблюдается рост доли граждан, которые имеют ВПО и спад доли незанятых граждан, которые имеют СПО и НПО (начальное профессиональное образование) и доли лиц, которые не имеют никакой профессиональной подготовки.
Экспертами выявлено, что в кризисный период (2008-2009 года) в профессионально - квалификационном составе вакансий в РФ произошли значительные изменения. Сократился спрос на квалифицированных работников в сельском и лесном хозяйствах, в сферах банковского дела, недвижимости и торговли, управления персоналам и оказания консалтинговых услуг. Спрос снизился более 70% от уровня 2008 года. Сравнительно постоянная ситуация наблюдалась в спросе на профессиональных работников в сфере продаж, медицины и образования.
С 2009 года в службах занятости РФ отмечается уровень роста вакансий, заявленных работодателем. И, несмотря на увлечение обращений работодателей в 2010 году, объемы заявленной потребности в работниках сравнительно сократились с соответствующим периодом прошлого года.
На настоящий момент актуальной проблемой является продуктивное регулирование количественными и качественными привлечениями иностранных мигрантов на национальных рынки труда РФ и Республики Беларусь.
Эксперты уверены, что привлекая иностранную рабочую силу в формирование кадрового потенциала регионов, вносит элемент гибкости и способствует решению ограниченных производственных и экономических проблем. Обязательным условием для проведения компетентной миграционной политики является проведение регулярной оценки ситуации в области обеспеченности отраслей экономики, конкретных регионов и предприятий эффективной рабочей силы.
Но как показало исследование в Беларуси за последние два года увеличился приток внешних трудовых мигрантов. Причем, влияние объемов официальной внешней трудовой миграции на занятость в Беларуси малосущественно. В России, наоборот, отмечается снижение объемов привлечения внешних трудовых мигрантов в субъекты РФ.