Изучение показателей рентабельности торгово-розничного предприятия ИЧП Тлепов (магазин "Айгуль") и выявление путей её повышения

курсовая работа

1.2 Система показателей рентабельности

Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности определяют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Мировая практика стандартной оценки хозяйственной и финансовой деятельности предприятий предлагает использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяют для оценки текущего положения предприятия, другие - при проведение динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и хозрасчетным подразделениям), по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам. С этой целью выработана научно обоснованная система показателей рентабельности. Некоторые предприятия определяют такие показатели рентабельность, как прибыль в расчете на одного работника, на 1 м 2 торговой или всей площади магазина.

Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие:

1. рентабельность активов;

2. рентабельность собственного капитала;

3. рентабельности основных производственных фондов;

4. рентабельность продукции;

5. рентабельность продаж (реализации);

6. рентабельность долгосрочных финансовых вложений.

Рентабельность активов представляет собой процентное отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия. Рассчитывается как отношение:

[8]

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он существенно влияет на уровень котировки акций предприятия. Показатель означает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия. Определяется как:

[8]

Рентабельности основных производственных фондов показывают эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Показатель рассчитывается как отношение балансовой прибыли к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов. Рентабельность производственных фондов показывает, насколько эффективна отдача фондов:

[8].

Рентабельность продаж (реализации) дает возможность узнать, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель определяется как:

[8]

торговый розничный рентабельность ликвидность платёжеспособность

Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализации продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли устанавливается, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение:

[8]

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции.

[8]

Рентабельность продукции характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

Рентабельность одного изделия (Рі) рассчитывается по следующей формуле:

Где Ці, Сі - соответственно цена и себестоимость і-го изделия. [8]

Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. Данные анализа этого показателя используются для выбора вариантов формирования ассортимента и структуры продукции, оценки возможностей получения дополнительной прибыли путём увеличения выпуска более рентабельной продукции, а так же, как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Этот анализ также необходим для обобщения уровня рентабельности предприятия и определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности его деятельности.

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений показывает эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций. Рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

Вышеперечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируют по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

При анализе показателей рентабельности в пространственно-временном аспекте необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этих показателей, существенные для формулирования выводов:

· первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Поскольку коэффициент рентабельности продукции определяется результативностью работы отчетного периода, то вероятностный и плановый эффект не отражает. Когда предприятие совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значение показателей рентабельности может временно снизиться. По если стратегические перестройки выбраны верно, т. е. понесенные затраты окупаются, то снижение рентабельности нельзя рассматривать только как негативную тенденцию;

· вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с проблемой выбора между двумя альтернативами: либо получение высокой прибыли при большой степени риска, либо небольшая прибыль, но без риска. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рискованным, с позиции акционеров и кредиторов, является предприятие;

· третья особенность зависит от проблемы оценки, так как числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупной способности. Числитель показателя (прибыль) динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя (собственный капитал) складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки, поскольку далеко не все удастся отразить в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки в отчетности.

1.3 Резервы роста и не экономические методы повышения рентабельности предприятия

Рост и развитие предприятия (промышленного предприятия) тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности.

Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими саму рентабельность:

1) ускорением товарооборачиваемости;

2) уменьшением массы издержек;

3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.

Предприятия, успешно функционирующие на западном рынке, считают, что долгосрочная рентабельность компаний (фирм) зависит от значительно большего числа факторов (более 30. И поэтому важно в процессе разработки стратегического плана управления рентабельностью не упустить из виду и ряд других важных факторов (капиталоемкость, относительное качество продукции (торговых услуг), относительную долю предприятия (компании) на рынке, производительность труда).

В практике работы предприятия имеются большие резервы роста рентабельности. Они носят характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания рентабельности не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации.

Предприятия ежегодно сталкиваются с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименований. При этом чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, т. е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров или услуг.

Выгодная закупка товаров, к примеру, сама по себе не означает еще высокой рентабельности. Поэтому важно обеспечить правильную сбытовую политику непосредственно в магазине, т. е. разместить товар так, чтобы он принес больше рентабельности. Все товары условно делятся на три группы высокого, среднего и низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров с учетом вышесказанного позволяет максимизировать рентабельность и минимизировать затраты. Увеличению рентабельности коммерческого предприятия способствует рост продажи товаров. В свою очередь такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений. В частности, новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией коммерческого предприятия, дополнительными торговыми услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, широкий выбор товаров и т. п.), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек. На решение об увеличении покупок постоянными клиентами влияют: демонстрация продукции, уровень реализации идей (связанных с удобствами для покупателя, полнотой ассортимента и т. п.), наличие в продаже товаров, пользующихся спросом населения, сопутствующих изделий, реклама принудительного ассортимента, уровень цен.

Увеличение объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости торговых услуг возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации продукции, ускорении оборачиваемости товарных запасов, повышении управляемости запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров, широком внедрении самообслуживания, повышении эффективности использования торговых площадей.

Современная экономическая теория и практика риск рассматривает как один из факторов формирования рентабельности. При этом некоторая часть рентабельности представляет собой вознаграждение за готовность идти на риск и за эффективное управление риском.

В соответствии с концепцией Ф. Найта именно неопределенность является источником рентабельности или убытка. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы оценить эту неопределенность и, используя инициативу, попытаться снизить ее и одновременно расширить область управляемого риска и тем самым добиться повышения шансов на получение высокой рентабельности.

Готовность предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей: ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, рентабельностью, коммерческой активностью.

Масштабы предприятия также выступают долгосрочным фактором, влияющим на рентабельность. Оптимальным размером предприятия будет тот, который позволит приблизиться к оптимальному уровню рентабельности. Как показывают многолетние наблюдения, для всех фирм характерна такая тенденция: на первых порах по мере увеличения масштабов предприятия (промышленного предприятия, компании) норма рентабельности растет, затем ее рост замедляется, стабилизируется, а иногда и снижается

Большое влияние на рентабельность оказывает размер задолженностей. Мелкие и средние предприятия стараются избежать задолженности (насколько это возможно). Однако, прибегая к задолженностям в целях использования эффекта рычага для роста рентабельности, необходимо помнить о том, что при низком уровне рентабельности заем по высоким ставкам становится опасным : задолженность в этом случае может привести к значительному сокращению рентабельности, а иногда и к банкротству.

Предприниматели, стремящиеся получить все большую рентабельность, должны использовать возможность ее получения при благоприятных условиях. Такие ситуации могут возникнуть в результате действия различных факторов внешнего характера. Большее количество товара (услуг), реализуемое на данном рынке, приносит большую рентабельность.

В длительном периоде ускоренного развития экономики возрастает норма рентабельности и увеличивается масса рентабельности. В период замедленного развития масса рентабельности растет более медленными темпами. При этом средняя норма рентабельности в период процветания в 2,5-3 раза выше, чем в период спада или депрессии.

Средне- и краткосрочные колебания конъюнктуры рынка оказывают наиболее заметное влияние на рентабельность мелких фирм (вверх и вниз).

Для обеспечения роста рентабельности следует осуществлять следующие меры (при выполнении общего правила - рентабельность должна быть обеспечена при любых затратах):

* содействовать реализации хорошо известных товарных марок;

* оптимизировать реализацию наиболее ходовых товаров;

* разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению новых покупателей в магазин,

* постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента, правильно размещать товары на полках, повышать управляемость товарными запасами, приводить меры по ускорению товарооборачиваемости, обращать при этом особое внимание на неходовые товары;

* улучшить внутримагазинную и внемагазинную рекламу товаров;

* ежедневно сдавать в банк наличные деньги и не снимать деньги со счетов, что позволяет получить максимальный процент по размещенным в банке деньгам;

* использовать для продажи места массового скопления людей;

* перепланировку коммерческого зала производить только с учетом обеспечения рентабельности;

* оптимизировать объем закупок скоропортящихся товаров, товаров с ограниченными сроками реализации;

* по товарам, пользующимся наиболее высоким спросом, обеспечивать более высокую норму рентабельности; постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт и др.

Делись добром ;)