Изучение потреблений, сбережений и инвестиций и их роли в национальной экономике России

курсовая работа

1.1 Сущность потребления и его функции

Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части - на оплату налогов, расходы на текущее потребление и на личные сбережения.

Среди множества налогов, которыми облагается личный доход, основным является налог на доходы физических лиц

Доход, оставшийся после уплаты налогов, называется "чистым личным доходом". Именно по отношению к нему каждый доходополучатель решает одну и ту же проблему: как распределить его между "потреблением" (расходами на текущий спрос) и "сбережением"?

Проблема возникает из того, что решение принимается в рыночной экономике, в которой вся обстановка программирует стремление к наиболее выгодному использованию полученного дохода. Стремление к максимальной выгоде может склонить доход получателя к увеличению потребительских расходов (в условиях "галопирующей" инфляции), а может - при условии высокого процента - заставить отказаться от части потребительских расходов, склонив к увеличению сберегаемой части дохода.

Таким образом, даже на индивидуальном - предельно микроэкономическом уровне - решаются серьезные проблемы, требующие от массы рядовых доходополучателей качеств рыночного субъекта.

Не следует снисходительно относиться к проблеме, решаемой каждым доходополучателем, ибо ни в какой другой сфере не обнаруживается такая непосредственная взаимозависимость макро- и микроэкономики. Более того, пропорция, в которой масса доходополучателей решает разделить доход на "потребляемую" и "сберегаемую" части, может буквально разрушить (а может и оживить) экономику всей страны.

Соотношение между "сбережением" и "потреблением" чистого личного дохода зависит, прежде всего, от его величины и уровня процента.

Полное потребительское применение дохода означало бы его равенство с расходами. Однако в реальности увеличение размера дохода сопровождается опережающим увеличением его "сберегаемой" части.

Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между "потреблением" и "сбережением" доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных "рецептов" управления ею а, в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации.

Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это имеет макроэкономическую важность, означая, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов доходополучателей. Следовательно, объем и структура производства во многом зависит от размера и структуры "потребляемой" части доходов.

Выделяют три основных направления потребительских расходов: товары кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги (жилье, медицина, туризм).

Каждый из трех соответствующих рынков характеризуется различной степенью свободы доходополучателей. Очевидно, что наименьшей свободой они располагают по отношению к товарам краткосрочного пользования (продукты питания, одежда, обувь). Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода - объективный показатель уровня жизни в данной стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.

Динамика объема каждого из трех направлений потребительских расходов - своего рода барометр экономической конъюнктуры. В период экономического подъема происходит "бум" на товары длительного пользования и услуги. Но именно они испытывают и первые удары при ухудшении экономической ситуации, - не случайно многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются как раз с трудностей сбыта товаров длительного пользования (к ним относят товары, срок службы которых превышает год). Вот почему динамике рынка этих товаров аналитики уделяют особое внимание.

Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колебания, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает занятому здесь бизнесу рискованный характер.

Как известно, задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают взаимосвязи, складывающиеся на рынке и вместе с тем воздействующие на все основные фазы и сферы производства.

Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы как целого требует и соответствующего агрегирования экономических категорий.

На реальном рынке встречаются не два контрагента - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно, и другие товары. Цены, по которым предлагаются (реализуются) и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары - галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, коньяки и макароны - объединяются в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос - это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупный спрос - спрос на потребительские и инвестиционные товары (и услуги). Совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП).

Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах. Постоянное движение цен создает определенные трудности с описанием этих категорий, поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и предложения исчисляются по отношению к базовому или отчетному периоду.

Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен - обратная, т.е. такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен - прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.

Однако при рассмотрении агрегированных показателей наблюдается следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос и совокупное предложение - это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.

Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.

Может возникнуть и иная ситуация, кстати, достаточно характерная на протяжении длительного времени для нашей страны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, совокупный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что описываемое обычно в учебных курсах «нормальное» взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).

Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Предложение подчиняется ценовым сигналам и следует за ростом цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало или оторвалось от изменившихся потребностей спроса.

Каждый продавец должен выходить на конкурентный рынок не со своей индивидуальной ценой, а с ценой, обусловливаемой взаимодействием спроса и предложения, т. е. рыночной. Эта цена в определенной степени стабильна; она имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний.

Рыночная экономика стремится к равновесному уровню под воздействием собственных, прежде всего, ценовых факторов. Определяющую роль играет закон спроса и предложения, суть которого в приспособлении производства и предложения по объему и структуре к общественным потребностям, проявляющимся в виде спроса. Это закон взаимодействия предложения и спроса с ценами; закон прямой (предложение) и обратной (спрос) связи основных рыночных параметров с движением цен.

Разумеется, предложение и спрос формируются (в реальной действительности) под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. Совокупный спрос зависит от денежных доходов населения и уровня цен. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, напротив, повышение цен ведет к снижению доходов и падению покупательной способности. На размеры и структуру спроса влияют также система налогообложения, возможности и условия предоставления кредита, состояние денежного обращения. Совокупный спрос формируется и под воздействием демографических процессов, географических особенностей, национальных и исторических традиций, профессиональной структуры, имущественной дифференциации населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

Функционирование рыночного механизма иногда сравнивают с взаимодействием и строгим сопряжением элементов часового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воздействия внешних факторов (политических потрясений, войн, кризисов). Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают привычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между традиционной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным поведением кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Делись добром ;)