Анализ и определение влияния факторов внешней среды предприятия

практическая работа

2.3 Конкурентные преимущества предприятия

Конкурентоспособность.

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития конкретного предприятия от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретных общественных потребностей, так и по степени эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Все конкурентные преимущества можно подразделить на 2 группы:

Преимущества низшего порядка. Они не являются следствием целенаправленной деятельности предприятия, базируются на стоимости или доступности факторов производства, обеспеченности широким спектром сырьевых ресурсов. Он могут быть легко воспроизведены конкурентами с относительно небольшими затратами и не гарантируют предприятию стабильного положения на рынке;

Преимущества высшего порядка. Они являются следствием целенаправленной деятельности предприятия и являются трудновоспроизводимыми. Обеспечивают возможность сохранения достигнутых конкурентных позиций на длительный период.

Конкурентоспособность товара - это степень его соответствия на определенный момент времени требованиям потребителей или рынка по характеристикам.

Выделяют следующие основные группы характеристик (параметров конкурентоспособности):

Технические;

Экономические;

Экологические;

Финансовые и т.д.

Для оценки конкурентной позиции товара и фирмы используется оценивание по ключевым характеристикам. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее основных конкурентов на рынке. Проведем оценку конкурентоспособности предприятия в табл.2.1

Конкурентоспособность продукции, к сожалению, мы не сможем рассмотреть, так как обладаем ограниченным объемом данных о предприятиях, которые являются нашими конкурентами.

Таблица 2.1

Оценка конкурентоспособности предприятия "Филиал "Харьковский Агрегатный завод" ГП "Завод им.В.А. Малышева"" на рынке.

Показатели

Вес

Агрегатный

завод

ЯМЗ

"Mercedes"

"Renault"

Баллы

Оценка

Баллы

Оценка

Баллы

Оценка

Баллы

Оценка

Качество продукции

0,25

9

2,25

7

1,75

10

2,50

9

2,25

Репутация предприятия (престиж)

0,15

4

0,60

3

0,45

10

1,50

9

1,35

Стоимость продукции

0,30

6

1,80

6

1,80

2

0,60

3

0,90

Современные технологии

0,1

6

0,60

6

0,60

9

0,90

8

0,80

Производственные мощности

0,05

7

0,35

6

0,30

9

0,45

9

0,45

Маркетинг

0,05

5

0,25

7

0,35

8

0,40

9

0,45

Финансовые ресурсы

0,1

2

0, 20

5

0,50

9

0,90

7

0,70

ИТОГО Конкурентоспособность

-

6,05

5,75

7,25

6,90

По результатам данного анализа мы увидели, что наиболее конкурентоспособными на рынке являются "Mercedes" и "Renault", а "ЯМЗ" уступает Агрегатному заводу по конкурентоспособности.

Попытаемся построить матрицу "BZB" для нашего предприятия и для компании "Mercedes" (Табл.2.2 и рис.2.1). Данные возьмем из средств массовой информации и "всемирной паутины":

В качестве характеристик мы выберем цену, технические характеристики, престиж и построим профили 2-х предприятий на 1 рисунке.

Таблица 2.2

Исходные данные для постройки матрицы "BZB".

Требования потребителей

Средневзвешенная рейтинговая оценка характеристик продукции, %

Агрегатный завод, (Х)

"Mercedes", (У)

Цена, (1)

Технические характеристики, (2)

Престиж, (3)

Цена, (1)

Технические характеристики, (2)

Престиж, (3)

Покупатели, ля которых важна данная характеристика,

80

85

15

80

85

15

Покупатели, удовлетворенные данной характеристикой

55

55

60

75

90

100

По результатам анализа можно сказать, что потребители удовлетворены всеми показателями обоих компаний. Другое дело, что количество удовлетворенных качеством показателей компании "Mercedes" выше, чем количество удовлетворенных показателями Агрегатного завода.

Еще раз напомню, что мы оценивали показатели, характеризующие товары "мирного характера" (тракторные и автомобильные двигатели, двигатели для вездеходов и спецтехники), а не танковую продукцию с грифом "секретно".

Делись добром ;)