Инвестиционная политика в Республике Беларусь и ее особенности на современном этапе

курсовая работа

2.1 Особенность инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику(10).

Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Известно, что износ основных фондов в промышленности республики составляет 70-80%, хотя пороговым для нормального функционирования предприятий считается 40%-ный износ. Правительство лихорадочно ищет выход: как и где взять инвестиционные ресурсы для восстановления и замены станков и оборудования на предприятиях. При этом проблема усугубляется тем обстоятельством, что оборудование надо покупать импортное, несущее с собой новейшие технологии, чтобы мы могли сохранить конкурентоспособность продукции не только в России и СНГ.

Это можно пояснить на конкретном примере тракторного завода, продукция которого все с большим трудом продается на рынках СНГ. Стоимость трактора "Беларусь" составляет 12-14 тыс. долл. (на 2008 г.). Мировые производители предлагают тракторы за 25-45 тыс. долл., гарантируя качество (время работы без поломок до 2-3 лет) и ремонт в течение 1-2 суток в любой стране. Ремонт отечественного трактора производителем не гарантируется и не производится. В итоге стоимость техники с учетом эксплуатационных затрат достигает цены зарубежных аналогов.

Необходимы следующие шаги для того, чтобы решить основные проблемы общества и органов государственного управления Республики Беларусь:

* Провести соответствующие институциональные изменения, которые позволили бы производственникам в режиме реального времени самим решать, какой двигатель ставить на трактор (свой или зарубежный) и у кого какой металл покупать.

* Изменить денежно-кредитную политику, чтобы производственники в режиме реального времени могли получить кредит на покупку этих двигателей и другие кредиты.

* Жестко и быстро провести работу по внедрению международных стандартов ISO-9000.

* Создать соответствующие информационные сети.

* Обеспечить высокую моральную и материальную мотивацию труда менеджеров и предпринимателей.

* Через образовательные и консультационные учреждения внедрять новейшие достижения менеджмента в практику.

Обратившись к мировому опыту, мы увидим, что если применить его к нашим условиям и составить программу, которая будет реально выполняться, то в течение 3-5 лет работу можно завершить. Это потребует коренной перестройки нашего мышления прежде всего в вопросах собственности. Нужно будет создать капитал государства, а он образуется не суммы капиталов его граждан и юридических лиц. Фундаментом капитала, его основной частью, самой ликвидной и ценной, является стоимость земли, ресурсов и недвижимости. В пользовании у нас находится 12.4 млн. га сельхозугодий. За рубежом стоимость 1 га такой земли доходит до 3500 долл. Кроме того, выполнив реальную оценку стоимости жилья, можно получить еще 20 млрд. долл. ликвидного имущества. Определенную сумму может дать рынок другой недвижимости. Следовательно, в перспективе можно получить ликвидную собственность в объеме 30-40 млрд. долл. Именно так наше общество приобретет совсем другие экономические возможности. И мы присоединимся к тем 25 развитым странам, которые сумели создать мощный капитал общества, такую структуру денежно-кредитной системы, которая позволила полностью обеспечить реальный сектор экономики инновационными и инвестиционными возможностями.

Создав, таким образом, почти 50% искомого банковского капитала, можно приступить к формированию остальной части. Еще 30% даст истинное акционирование наших предприятий, стоимость которых никак не представлена в банковском секторе. Для этого надо создать постоянно действующий фондовый рынок, посредством которого акции предприятий станут ликвидными и смогут выступать в роли инвестиционных денег, каковыми они являются по своей сути. Некоторые критики скажут, что наши предприятия ничего не стоят. Это не так. Нефтехимия, энергохозяйство, пищевая, лесная промышленность стоят, по заниженным ценам, не менее 30 млрд. долл. США, а это и есть 30% необходимого банковского инвестиционного ресурса. Используя его, промышленники возродят наукоемкие предприятия, которые еще к счастью не растеряли интеллектуальный потенциал. Будет создан остро необходимый новейший производственный аппарат. Производственный капитал вольется в виде новых инвестиционных денег в банковскую систему, сделав ее соответствующей по стоимости реальным материальным ценностям страны, а значит прочной, устойчивой, надежной, предсказуемой, прозрачной и в результате - понятной населению. (5)

В итоге мы будем иметь банковские ресурсы, которые при умелом использовании могли бы за 10 лет, давая ежегодно до 100 млрд. долл. инвестиций в народное хозяйство, реально обеспечить рост экономики в 8-10% годовых. Но для этого надо соблюсти ряд условий.

Во-первых, устанавливать курс рубля только по паритету покупательной способности.

Во-вторых, остановить создание сбережений и накоплений населением в иностранной валюте (только в национальной валюте и золоте), банкам же, конечно, надо иметь валютные резервы.

В-третьих, так как из массы ежегодных инвестиций 1/3 необходима в иностранной валюте, чтобы покупать новейшие технологии и патенты, то нужно твердое государственное регулирование валютных потоков для того, чтобы они тратились не на закупку за рубежом чипсов, соков, некачественных мясных и других продуктов потребления, а на приобретение технологий в виде заводов и производств "под ключ". Для этого необходимо: 1) создать комитет по импорту при Нацбанке Республики Беларусь, как в Англии, который регулировал бы все закупки оборудования и критического импорта; 2) осуществлять взвешенную государственную политику по конвертируемости рубля. На ближайшие 5 лет должна быть введена только внешняя конвертируемость, потом можно разрешить внутреннюю с тем, чтобы через 10 лет ввести полную конвертируемость, подкрепленную мощным ВВП. Это позволит обеспечить промышленность необходимыми инвестициями в валюте.

В-четвертых, твердо проводить дедолларизацию страны, за 1-2 года переориентироваться на евро, полностью вытеснив из обращения доллар как самую необеспеченную материальными ресурсами валюту.

В-пятых, расширить полномочия совета Национального банка РБ путем широкого представительства регионов, ветвей власти, прессы, органов предпринимательства, профсоюзов и т.д. Надо скопировать продуманный статус федерального банка Германии. Это позволит проводить взвешенную и прозрачную денежно-кредитную политику, которая будет по возможности учитывать интересы всех заинтересованных групп населения.

Создав такой прочный инвестиционный фундамент, мы реально получим остальные 2/3 собственных инвестиций, которые и определят успех всех преобразований.

В условиях кризиса необходимо не просто "затыкать дыры" в экономике, но и модернизировать предприятия, создавать новые конкурентоспособные производства. Поэтому инвестиционная политика занимает центральное место в деятельности правительства.

Здесь уместно сказать о проблеме привлечения внешних инвестиций, которая становится все более актуальной в связи со сложившейся в мире экономической ситуацией и сокращением такого крупного источника финансирования инвестиционных проектов, как собственные средства отечественных товаропроизводителей.

Сегодня практически все страны, включая наиболее экономически развитые конкурируют друг с другом в сфере привлечения внешних инвестиций. Однако, несмотря на усилившуюся конкуренцию в условиях мирового финансово-экономического кризиса, определенные успехи в привлечении иностранных капиталов в республику достигнуты (рисунок 2).

Целью белорусского правительства является вхождение Беларуси за короткое время в тридцатку лучших стран мира по условиям ведения бизнеса.

Рисунок 2 - Поступление иностранных инвестиций

Приложение: источник - собственная разработка

Беларусь в исследовании IFC и Всемирного банка "Doing Business-2013" заняла 58-е место по условиям ведения бизнеса из 185 стран. В 2011 году Беларусь занимала 69-е место.

При этом самых высоких позиций мы достигли именно по тем направлениям, которые особенно важны для организации бизнеса и вхождения на рынок нашей страны.

"Открытие бизнеса" - 9-е место (9-е место в прошлогоднем исследовании с учетом проведенной в этом году корректировки), "Регистрация собственности" - 3-е место (3).

Усовершенствован и порядок получения разрешений на строительство - 30-е место) (9).

Большой интерес со стороны иностранных инвесторов сегодня проявляется к процессу приватизации в Беларуси. В его рамках с нами работают крупнейшие консалтинговые компании, в том числе из таких стран, как Германия, Швеция, Россия, Польша.

В последние годы в республике принят ряд значимых актов законодательства, направленных на активизацию приватизационных процессов. Акционирование государственных организаций осуществляется на основании трехлетних планов.

Идет процесс преобразования в акционерные общества более 470 государственных организаций.

В частности, приняты беспрецедентные меры по гарантированию государством возврата банковских депозитов для физических лиц. Возврат таких депозитов гарантируется государством в полном объеме и в валюте вклада. Иностранные организации вправе открывать вкладные счета в белорусских банках без постановки на учет в налоговых органах Республики Беларусь.

Белорусские банки могут беспрепятственно осуществлять все виды банковских операций как на внутреннем, так и на внешних финансовых рынках.

Фактически в любой точке Беларуси созданы особые, благоприятные условия ведения бизнеса. Так, у нас действуют шесть свободных экономических зон. Их резидентам предоставлен широкий перечень налоговых льгот и таможенных преференций. Инвесторам, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ, даны гарантии неизменности установленного порядка налогообложения в течение семи лет

Сформированы условия для развития придорожного сервиса. Мы - транзитная страна. Только за прошлый год через территорию республики проехало 2,3 млн. автомобильных транспортных средств. В связи с этим придорожный сервис обладает существенным потенциалом развития. Строительство его объектов осуществляется без возмещения потерь от изъятия сельскохозяйственных земель. Ставки земельного налога и арендной платы за соответствующие земельные участки на период строительства могут быть снижены в два раза. Для возведения объектов предоставляются кредиты по сниженным процентным ставкам.

Проведение рациональной политики бюджетных расходов позволяет правительству комплексно снижать налоговую нагрузку в реальном секторе экономики, сокращать количество налогов и сборов.

С каждым годом снижается налоговая нагрузка, что создает все условия для увеличения инвестиций.

Государство делает все возможное для улучшения инвестиционного климата в стране, создает благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, однако основные фонды на предприятиях сильно устарели, и для нормального их функционирования необходима модернизация системы реинвестирования собственного капитала.

Делись добром ;)