Анализ и оценка реализации продукции, работ и услуг СПК "Дружба"

курсовая работа

- Улучшение качества продукции, работ и услуг.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Под экономически оптимальным качеством понимается оптимальное соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой: Копт=Q/C, где Q - качество изделия, C - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Системный подход к управлению качеством предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка. Согласно закону конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции.

Глава 2. Анализ реализации с/х продукции, работ и услуг

2.1 Организационно-правовой статус предприятия и его экономическая характеристика

В данной курсовой работе анализ эффективности реализации с/х продукции, работ и услуг производится на примере сельскохозяйственно-производственного кооператива «Дружба».

Общая земельная площадь предприятия (на 2006 г.) составляет 3677 га, в том числе 3389 га с/х угодий, из них 2600 га пашни и 673 га пастбищ (табл. 1). Показатели землепользования СПК «Дружба» с 2004 по 2006 гг. не претерпели значительных изменений.

Таблица 1. Показатели размера хозяйства и производства*

*здесь и далее стоимость указана в тыс. руб.

Предприятие потерпело убыток в 2004 г, однако имело положительную прибыль в 2005-2006 гг. Реализация продукции приносила убыток в 2004 и 2005 гг. и прибыль в 2006г. (табл. 8).

Экономика и организация сельскохозяйственного предприятия в основном зависит от рационального использования земли и основных фондов (табл. 2). За 2004-2006гг. выбытие основных фондов превысило их поступление на 106%. Тем не менее, к 2006 г. ситуация стабилизировалась за счет прекращения списания машин и оборудования (приложение 1, с.44 отчета), а также зданий и сооружений. Всего за рассмотренный период произошло сокращение основных фондов на 9,48%.

Таблица 2. Показатели эффективности использования основных фондов.

За счет сокращения основных фондов уменьшилась фондообеспеченность, в т.ч. оснащенность тракторами (табл. 2). Фондовооруженность увеличилась за счет сокращения численности работников. Также увеличилась доходность основных фондов и фондоотдача.

Таблица 3. Показатели эффективности использования рабочей силы.

Таблица 4. Производительность труда на предприятии

По данным табл. 3 и 4, произошло сокращение среднегодовой численности работников, а также перераспределение затрат труда из животноводства в растениеводство, но, тем не менее, эффективность труда на производстве зерна снизилась на 20,23%. В то же время, производительность труда в растениеводстве в 2006 г. превышала производительность труда в животноводстве в 2,47 раза. Годовая занятость работников не претерпела значительных изменений, но среднегодовая з/п возросла на 53,1%. Годовая продуктивность труда возросла на 19,7%.

Специализация предприятия определяется в анализе динамики структуры товарной продукции, путем выявления главной и дополнительных отраслей производства. Сочетание всех отраслей характеризуется по структуре товарной продукции в сопоставляемых ценах. Стоимость товарной продукции измеряется суммой выручки от ее реализации (табл. 5,6).

Таблица 5.Отраслевая структура товарной продукции.

Таблица 6. Состав и структура денежной выручки

Таким образом, анализируемое предприятие специализируется на производстве продукции растениеводства с преобладающей долей пшеницы. Объемы реализации продукции растениеводства возрастают за счет зерновых культур, а объемы реализации продукции животноводства сокращаются за счет сокращения убыточного производства КРС (табл. 12). В животноводстве преобладает производство молока.

Таблица 7. Активы и пассивы (на начало года).

Таблица 8. Оценка финансовых результатов предприятия

В 2004 г. произошло уменьшение внеоборотных активов на 55% за счет вывода из активов незавершенного строительства, что привело к убыткам по внереализационным расходам, после чего внеоборотные активы не претерпевали значительных изменений (табл. 7). Также незначительно (на 4,8%) за рассматриваемый период изменились оборотные активы, хотя их колебания за период достигали 17%. В 2004 г. имело место погашение 43,6% краткосрочных обязательств за счет 42,9% резервного капитала. С конца 2004 по конец 2006 г. резервный капитал возрос на 15,3%, краткосрочные обязательства возросли на 3,8%. Коэффициент оборачиваемости ОС с 2005 по 2006 г. увеличился на 24,7% в основном за счет увеличения выручки от реализации продукции. Долгосрочные обязательства за рассматриваемый период не изменились. Рентабельность продаж возросла на 2,056% (в абс. %). Уровень рентабельности предприятия в целом за 2004-2006 гг. возрос на 16,66% в абсолютных, или на 19,47% в относительных % (табл. 8).

2.2 Анализ объемов продаж продукции и выручки от ее реализации, и факторы, их определяющие

В отчете за 2004 год данные по реализации продукции не представлены.

С 2005 по 2006 г. объемы реализации зерна возросли на 166,1%, объемы реализации КРС сократились на 75,6%, объемы реализации молока возросли на 20,3% (табл. 9). Себестоимость центнера зерна и средняя выручка за центнер зерна сократились соответственно на 0,86% и 4,56%. В то же время себестоимость центнера КРС и средняя выручка за центнер КРС возросли соответственно на 33,34% и 27,8%. Относительно молока, в отличие от зерна и КРС, по данным показателям наблюдается позитивная динамика, поскольку себестоимость центнера молока снизилась на 7,09%, в то время как средняя выручка за центнер молока возросла на 7,86%.

Таблица 9.Объемы реализации (в центнерах), цены (в тыс. руб.) и себестоимость продукции.

С 2005 по 2006 г. объемы выручки от реализации в целом возросли на 36,9%. Объемы выручки от продаж продукции растениеводства (годовые отчеты, с.34) возросли на 86,8%, в то время как объемы выручки от продаж продукции животноводства (табл. 6) сократились на 10,2%. В т.ч. выручка от реализации зерновых и зернобобовых культур возросла на 154,3%, выручка от реализации КРС сократилась на 68,8%, выручка от реализации молока возросла на 29,9%.

Таблица 10.Состав товарной продукции и ее рентабельность.

Сокращение объемов реализации КРС определяется его высокой убыточностью (табл. 10). С другой стороны, высокие объемы и товарность реализации КРС определяются сворачиванием убыточного мясного животноводства, о чем свидетельствует снижение поголовья КРС в условных головах в 2,085 раза (табл. 1). Забой КРС и переработка мяса также являются убыточной. Рентабельность, товарность и объемы реализации молока, наоборот, возрастают, что объясняется одновременным снижением себестоимости и повышением цен на молоко. Что касается зерновых культур, то, во-первых, с 2004 по 2006 г. урожайность зерна (в физической массе) возросла на 21,6%, во-вторых, уровень товарности с 2005 по 2006 г. возрос почти в 2 раза (табл. 12) и почти достиг уровня 2004 г. Реализация переработанной продукции растениеводства является рентабельной, но ее объемы ничтожно малы.

Таблица 11.Соотношение товарной и валовой продукции.

Таблица 12.Соотношение товарной и валовой продукции в натуральном измерении.

2.3 Эффективность реализации продукции, работ и услуг

Анализ вышепредставленных данных показывает, что наиболее эффективной для СПК «Дружба» является реализация молока. Молоко является наиболее рентабельной и перспективной продукцией СПК «Дружба». Кроме того, оно обладает высокой (и возрастающей) товарностью, то есть постоянно пользуется спросом. По рассмотренным данным можно сделать вывод о стабильном росте спроса и рыночных цен на молоко при снижении его себестоимости.

Реализация КРС является, наоборот, убыточной и не выглядит перспективной. Это связано, в первую очередь, с повышением издержек на выращивание и откорм КРС. Высокая убыточность реализации КРС обусловлена также политикой предприятия, стремящегося немедленно избавиться от бесперспективного мясного скота путем его реализации.

Реализация зерна является в целом рентабельной, но нестабильной. По рассмотренным данным можно сделать вывод о значительных колебаниях спроса и цен на зерно. Так, если в 2004 и 2006 гг. была реализована большая часть зерна (оставшаяся часть пошла в основном на семена и на корм животным), то в 2005 г. произошло затоваривание (табл. 9,13). В 2006 г. пришлось продавать излишки зерна по меньшей цене, что негативным образом повлияло на общую рентабельность продаж (табл. 8). Тем не менее, растениеводство можно считать в целом перспективной отраслью хозяйства СПК «Дружба», ввиду общего повышения урожайности и объемов производства и реализации зерновых.

Таблица 13.Результаты реализации продукции.

*наличие на начало года + произведено

Ситуация с расчетами за реализованную продукцию в целом благоприятная. Растет доля выручки, полученной наличными средствами (в 2006 г. в 1,45 раза по сравнению с 2003 г.), а дебиторская задолженность сохраняется на относительно невысоком уровне (табл. 13).

Итак, в целом реализацию продукции СПК «Дружба» можно считать эффективной. Продукция предприятия не приносит значительной прибыли, но в целом является безубыточной. Конъюнктуру на рынке с/х продукции в целом можно считать благоприятной для рассматриваемого СПК. Как и многие российские с/х предприятия, СПК «Дружба» в процессе производства и реализации продукции сталкивается с рядом проблем, в частности, терпит убытки в некоторых отраслях. Тем не менее, для данного предприятия это не является неразрешимой проблемой, и более того, предприятие предпринимает активные шаги для их решения (см. гл.3), благодаря чему успешно держится «на плаву» в основном за счет собственных средств.

Глава 3. Основные меры по улучшению результатов реализации с/х продукции, работ и услуг

3.1 Увеличение объема продаж за счет интенсификации производства

Как показывает структура землепользования СПК «Дружба» (табл. 1), предприятие практически не имеет свободных земель для экстенсивного развития. Целесообразной представляется интенсификация производства на уже освоенных землях.

Анализ деятельности СПК «Дружба» показывает, что предприятие предпринимает определенные меры по интенсификации производства. Для интенсификации производства было бы полезно увеличить оснащенность с/х угодий комбайнами и др. с/х оборудованием. Однако данное предприятие не имеет такой возможности в силу недостатка резервов капитала, наличия кредиторской задолженности, их превышающей, и чистой прибыли, недостаточной для уверенного погашения задолженности в случае приобретения комбайна в кредит. Тем не менее, СПК «Дружба» успешно принимает меры по интенсификации производства на имеющемся оборудовании.

Так, повышение среднегодовой з/п работникам на 53,1% и фондовооруженности на 13,1% привело к повышению продуктивности их труда на 19,7%. Уменьшение численности работников и кол-ва отработанных ими человекочасов на 20% и 21,85% соответственно произошло на фоне снижения валовой продукции предприятия на 4,4%. Учитывая сокращение основных фондов на 9,48% и практически полное отсутствие обновления с/х оборудования, можно говорить о том, что в повышении эффективности труда на предприятии были достигнуты значительные успехи.

Некоторые успехи были достигнуты и в процессе производства с/х продукции. Урожайность зерновых возросла на 21,6%, вследствие чего на 15,7% увеличился их сбор (в физ. массе) и на 8,2% увеличились объемы реализации (в 2006 г. по отношению к 2004 г.). В 2006 г. на предприятии впервые была организована переработка продукции растениеводства, обладающая сравнительно высокой рентабельностью. Хотя ее объемы незначительны, их расширение в будущем может значительно увеличить прибыль предприятия.

3.2 Совершенствование отраслевой структуры и каналов реализации

Как показывает анализ хозяйственной деятельности предприятия, наибольшие успехи были достигнуты в совершенствовании его отраслевой структуры, с чем во многом связано и общее повышение эффективности производства и реализации продукции СПК «Дружба». На предприятии имело место расширение безубыточного производства зерна за счет сокращения убыточных отраслей животноводства. Затраты труда в растениеводстве возросли на 45% за счет их сокращения в животноводстве на 24,4% (табл. 4). Валовая продукция растениеводства возросла на 7,4%, валовая продукция животноводства сократилась на 23,7%. Доля животноводства в структуре товарной продукции сократилась, а доля растениеводства соответственно возросла, на 17,7%., что привело к повышению общей рентабельности товарной продукции с -7,7% в 2005 г. до 0,9% в 2006 г. в основном за счет повышения рентабельности продукции животноводства с -14,5% до 1,1% (табл. 5). Сокращение производства и реализации продукции животноводства произошло за счет сокращения нерентабельной реализации КРС на 70% (в 2006 г. по отношению к 2004г.). При этом объемы производства и реализации рентабельного молока не претерпели значительных изменений.

Анализ результатов реализации продукции СПК «Дружба» позволяет сделать вывод о наличии эффективных и надежных каналов реализации молока и относительно неблагополучном состоянии каналов реализации зерна. Совершенствование каналов реализации зерна позволит получать стабильную прибыль от реализации зерна и избегать его длительного хранения, что безусловно будет являться стимулом для дальнейшей интенсификации и увеличения объемов производства и реализации зерновых.

Делись добром ;)