logo
Инновационная деятельность предприятия

1.2 Структура инновационного процесса и классификация инноваций

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);

2) формулировка целей инновации;

3) анализ существующего положения;

4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение проекта инновации;

7) подготовка объекта к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.[16]

Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация инноваций. Разделение всей совокупности инноваций по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры продукции и рост ее объемов.

Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.

По признаку возникновения инноваций выделяются две группы:

1) защитная группа инноваций - обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

2) стратегическая группа инноваций - формирование перспективных преимуществ в конкурентной борьбе.

По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление инноваций на:

1) продуктовые (новые продукты и материалы),

2) рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках),

3) процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

По степени новизны инноваций выделяют:

1) нестандартные группы инноваций - новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

2)улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

3)модификационные - инновации, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.

По масштабам распространения инновации могут быть:

1) базовыми для молодых отраслей

2) производящих однородный продукт

3) используемыми во всех отраслях промышленного производства.

Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим одну из классификаций.

1. По новизне :

-для отрасли в мире

-для отрасли в стране

-для данного предприятия

2. По вариантам организации:

-внутрикорпоративные

-программные

-конкурсные

3. По технологическим параметрам:

-продуктивные - инновации, при которых создаются новые или улучшенные продукты; отличается от инновационного процесса, когда уже существующий товар изготавливается новым и более дешевым способом. Многие инновации связаны как с новым продуктом, так и с новым технологическим процессом.

-процессуальные

4. По степени новизны:

-абсолютные - это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами.

-относительные

-условные

-частные - это инновации, затрагивающие отдельные виды производства.

5. По особенностям инновационных процессов:

-внутриорганизационные - новшество создается и используется в рамках предприятия

-межорганизационные - инновация выступает как предмет.

6. По глубине вносимых изменений:

-радикальные (базисные) - это, как правило, фундаментальные технологические новшества, которые определяют формирование новых направлений в развитии науки и техники и, в том числе, создание новых отраслей в экономике.

-улучшающие - это продукция или технология с улучшенными параметрами; значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда.

-модификационные (частные) - инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

7. По месту в экономической системе:

-на входе - это изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин.

-на выходе - это то, что будет предложено рынку (изделии, услуги, технологии, информация и др.)

8. По сфере разработки и распространения инноваций:

-промышленные финансовые

-торгово-посреднические

9. С учетом сферы деятельности предприятия:

-технологические - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации

-производственные - расширение производственных мощностей, изменение производственной структуры, диверсификацию производства

-экономические

-управленческие

-маркетинговые - это применение новых маркетинговых концепций или стратегий, которые существенно отличаются от уже применяемых на вашем предприятии маркетинговых методов и которые не использовались ранее.

-торговые

-организационные - это новые методы организации и планирования, используемые в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.[16]