Инновационная система российской экономики: проблемы, перспективы развития
1.1 Инновации. Сущность, функции, виды
В литературе можно найти множество определений термина "инновация". Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение "инновации", которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления - государства, региона, отрасли, предприятия.
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса.
Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
Он доказывал, что центральной фигурой в экономике становиться новатор-предприниматель. По Й. Шумпетеру, инновация - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В табл. 1 приведены другие определения понятия "инновации", встречающиеся в профессиональной литературе.
Таблица 1 - Варианты определений понятия "инновации"
№ п/п |
Источник |
Определение |
|
1 |
Балабанов И.Л. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001 |
Инновация - материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр. |
|
2 |
Большой толковый словарь бизнеса. М.: Вече: АСТ, 1998 |
Инновация - доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) |
|
3 |
Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000 |
Инновация - результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. |
|
4 |
Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989 |
Инновация -процесс, в котором интеллектуальный товар - изобретение, информация, ноу-хау или идея - приобретает экономическое содержание |
|
5 |
Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филин, 1997 |
Инновация - освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности |
|
6 |
Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985 |
Инновация - изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию; касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями |
|
7 |
Волдачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989 |
Инновация - целевое изменение в функционировании предприятия как системы (количественное, качественное в любой сфере деятельности предприятия) |
|
8 |
Гвишиани Д.М. Диалектико-материалистические основания системных исследований // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986 |
Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно - это процесс сопряженный с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл |
|
9 |
Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент// www.aup.ru/books/ |
Инновация - результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления |
|
10 |
Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИ, 1997 |
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта |
|
11 |
Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. СПб.: Наука, 2000 |
Инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов |
|
12 |
Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса: Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986 |
Инновация - научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях |
|
13 |
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002 |
Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога |
|
14 |
Раппопорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988 |
Инновация - практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержания стратегии предприятия |
|
15 |
Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990 |
Инновация - общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности - от исследований и разработок до маркетинга |
|
16 |
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2004 |
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта |
После анализа определений можно сделать следующие выводы.
1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений.
2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств - новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать приобрести.
3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.
В соответствии с международными стандартами понятие "инновации" является самостоятельной экономической категорией. Он содержится в документах, известных под названиями "Руководство Фраскати" и "Руководство Осло". Понятие "инновация", принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно международному стандарту инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Практически такая же трактовка термина "инновация" дается в "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", принятой постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1998 г., за исключением слов "либо в новом подходе к социальным услугам". Для выработки инновационных стратегий на всех уровнях управления более правильным представляется расширительная трактовка, учитывающая в составе нововведений и социальные услуги. Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее значение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
Инновацию можно рассматривать как социальную категорию, т.к. человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и других эффектов:
1. практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства;
2. повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни;
3. инновации, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют улучшению качества жизни;
4. в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека - реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.
Инновации выполняют функции социально-экономического характера. А как экономическая категория две основные функции - воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансирования ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.
Классификация инноваций позволяет:
· четко определять место каждой инновации в их общей системе и отличительные характеристики данной инновации для эффективного использования определенных приемов управления инновацией;
· рационально организовывать инновационный процесс;
· осуществлять привязку к типу поведения тот или иной тип стратегии;
· конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;
· определять положение конкретного нововведения формами его реализации и продвижения на рынке;
· осуществлять кодирование, производить различные информационные автоматизированные операции, создавать и эффективно использовать банки данных и т.д.
Всю совокупность инноваций можно разделить на два класса: инновации процесса и инновации продукта. К инновациям процесса относится любое усовершенствование технологического способа производства товаров (услуг) уменьшающее средние издержки на единицу продукции при заданных ценах ресурсов. К инновациям продукта относятся коммерциализованные результаты научно-технической деятельности, приводящие к новому продукту на рынке товаров (услуг). Для целей государственной политики на макроуровне наиболее пригодно деление инноваций на базисные, улучшающие и псевдоинновации. К базисным инновациям относят направленные на создание и освоение новых поколений машин и материалов, принципиально новой техники и технологии, приводящие к существенным, структурным изменениям в подотраслях и отраслях производства, вплоть до возникновения новых. Улучшающие инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления. Псевдоинновации - деятельность по частичному улучшению устаревшей техники (технологии), не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект. Для более тонкой классификации инноваций, их кодирования, предлагаются различные виды классификаций, которые приведены в табл. 2.
Таблица 2 - Классификация инноваций
Определяющие содержание инноваций |
||
Происхождение |
Эндогенные Экзогенные |
|
Новизна |
Принципиально новая Частично новая Локальная Имитационная |
|
Степень новизны |
Абсолютная/ относительная Условная Частичная |
|
Уровень новизны |
Радикальный Ординарный |
|
Особенности инновационного процесса |
Внутриорганизационные Межорганизационные |
|
Степень интенсивности |
Бум Равномерная Массовая Слабая |
|
Частота применения |
Разовая Повторяющаяся |
|
Этапы жизненного цикла товара, технологии, организации |
Стратегический маркетинг Разработка и оформление новшества Разовое внедрение Тактический маркетинг Диффузия |
|
Определяющие уровень и сферы разработки и использования инноваций |
||
Сфера и область применения, тип новшества |
Технологические Технические Продуктовые Организационные Социальные Экономические Экологические Информационные и др. |
|
Уровень разработки и распространения |
Государственные Республиканские Региональные Отраслевые, корпоративные Фирменные |
|
Внедрение в отрасль народного хозяйства |
Сфера науки Сфера образования Социально-культурная сфера Сфера материального производства |
|
Источник финансирования |
Собственные средства Заемные средства Государственное финансирование Комбинированное финансирование |
|
Широта воздействия и масштабность |
Глобальные Отраслевые Локальные |
|
Сфера и место применения инноваций |
"На входе" "На выходе" Инновации для внутреннего потребления Новшества для накопления на фирме Инновации для продажи |
|
Подсистема внедрения инновации в системе инновационного менеджмента |
Научного сопровождения Целевая Обеспечивающая Управляемая Управляющая |
|
Сфера разработки и применения |
Промышленные Финансовые Научно-педагогические Торгово-посреднические Организационно-управленческие и др. |
|
Определяющие результаты инноваций |
||
Особенности механизма осуществления |
Единичные Завершенные/ незавершенные Успешные/ неуспешные |
|
Вид новшества |
Конструкция/ устройство Технология Материал/ вещество Продукт Живые организмы |
|
Характер удовлетворяемых потребностей потребителей |
Существующие потребности Формирование новых потребностей |
|
Масштабы распространения |
Создание новой отрасли Применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства |
|
Оригинальность и характер изменений |
Оригинальные Неоригинальные |
|
Инновационный потенциал |
Радикальные Комбинированные Модифицированные (псевдоинновации) |
|
Фактор общественного производства |
Рабочая сила Средство производства Предмет труда Продукт труда Процесс труда |
|
Эффективность и вид эффекта |
Социальная Экологическая Научно-техническая Экономическая (коммерческая) Интегральная |
|
Результативность |
Высокая Стабильная Низкая |
|
Охват ожидаемого рынка |
Локальный Системный Стратегический |
|
Форма новшества |
Открытия, изобретения, патенты Ноу-хау Рацпредложения Товарный знак, торговая марка, эмблема Новые документы |
|
Назначение |
Усовершенствование Дополнение Замещение Вытеснение |
Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций.
Из всей совокупности нововведений в первую очередь следует выделить те, которые обладают наибольшими преобразовательными функциями, изменяя производственный аппарат, продукцию и организацию и гарантируя экономическую устойчивость и прибыльность фирме в стратегическом плане.
Одна и та же инновация будет вести себя по-разному: в одних случаях она обновляет производство и продукт, содействуя переводу их в новое качественное (или количественное) состояние, в других - нет. Все зависит от исходного состояния, основного капитала и товара фирмы.
Естественно, что первоочередной поддержки заслуживают базисные инновации. В случае ограниченных ресурсов орган управления выбирает ту инновацию, которая более всего соответствует возможностям организации и выбранной им стратегии и тактики развития.