Инновационная система российской экономики: проблемы, перспективы развития

курсовая работа

1.1 Инновации. Сущность, функции, виды

В литературе можно найти множество определений термина "инновация". Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение "инновации", которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления - государства, региона, отрасли, предприятия.

Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Он доказывал, что центральной фигурой в экономике становиться новатор-предприниматель. По Й. Шумпетеру, инновация - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В табл. 1 приведены другие определения понятия "инновации", встречающиеся в профессиональной литературе.

Таблица 1 - Варианты определений понятия "инновации"

№ п/п

Источник

Определение

1

Балабанов И.Л. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001

Инновация - материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр.

2

Большой толковый словарь бизнеса. М.: Вече: АСТ, 1998

Инновация - доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)

3

Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000

Инновация - результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

4

Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989

Инновация -процесс, в котором интеллектуальный товар - изобретение, информация, ноу-хау или идея - приобретает экономическое содержание

5

Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филин, 1997

Инновация - освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности

6

Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985

Инновация - изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию; касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями

7

Волдачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989

Инновация - целевое изменение в функционировании предприятия как системы (количественное, качественное в любой сфере деятельности предприятия)

8

Гвишиани Д.М. Диалектико-материалистические основания системных исследований // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно - это процесс сопряженный с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл

9

Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент// www.aup.ru/books/

Инновация - результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления

10

Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИ, 1997

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта

11

Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. СПб.: Наука, 2000

Инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов

12

Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса: Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986

Инновация - научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях

13

Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002

Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога

14

Раппопорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988

Инновация - практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержания стратегии предприятия

15

Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990

Инновация - общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности - от исследований и разработок до маркетинга

16

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2004

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта

После анализа определений можно сделать следующие выводы.

1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений.

2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств - новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать приобрести.

3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.

В соответствии с международными стандартами понятие "инновации" является самостоятельной экономической категорией. Он содержится в документах, известных под названиями "Руководство Фраскати" и "Руководство Осло". Понятие "инновация", принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно международному стандарту инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Практически такая же трактовка термина "инновация" дается в "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", принятой постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1998 г., за исключением слов "либо в новом подходе к социальным услугам". Для выработки инновационных стратегий на всех уровнях управления более правильным представляется расширительная трактовка, учитывающая в составе нововведений и социальные услуги. Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее значение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Инновацию можно рассматривать как социальную категорию, т.к. человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и других эффектов:

1. практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства;

2. повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни;

3. инновации, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют улучшению качества жизни;

4. в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека - реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.

Инновации выполняют функции социально-экономического характера. А как экономическая категория две основные функции - воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансирования ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.

Классификация инноваций позволяет:

· четко определять место каждой инновации в их общей системе и отличительные характеристики данной инновации для эффективного использования определенных приемов управления инновацией;

· рационально организовывать инновационный процесс;

· осуществлять привязку к типу поведения тот или иной тип стратегии;

· конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;

· определять положение конкретного нововведения формами его реализации и продвижения на рынке;

· осуществлять кодирование, производить различные информационные автоматизированные операции, создавать и эффективно использовать банки данных и т.д.

Всю совокупность инноваций можно разделить на два класса: инновации процесса и инновации продукта. К инновациям процесса относится любое усовершенствование технологического способа производства товаров (услуг) уменьшающее средние издержки на единицу продукции при заданных ценах ресурсов. К инновациям продукта относятся коммерциализованные результаты научно-технической деятельности, приводящие к новому продукту на рынке товаров (услуг). Для целей государственной политики на макроуровне наиболее пригодно деление инноваций на базисные, улучшающие и псевдоинновации. К базисным инновациям относят направленные на создание и освоение новых поколений машин и материалов, принципиально новой техники и технологии, приводящие к существенным, структурным изменениям в подотраслях и отраслях производства, вплоть до возникновения новых. Улучшающие инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления. Псевдоинновации - деятельность по частичному улучшению устаревшей техники (технологии), не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект. Для более тонкой классификации инноваций, их кодирования, предлагаются различные виды классификаций, которые приведены в табл. 2.

Таблица 2 - Классификация инноваций

Определяющие содержание инноваций

Происхождение

Эндогенные

Экзогенные

Новизна

Принципиально новая

Частично новая

Локальная

Имитационная

Степень новизны

Абсолютная/ относительная

Условная

Частичная

Уровень новизны

Радикальный

Ординарный

Особенности инновационного процесса

Внутриорганизационные

Межорганизационные

Степень интенсивности

Бум

Равномерная

Массовая

Слабая

Частота применения

Разовая

Повторяющаяся

Этапы жизненного цикла товара, технологии, организации

Стратегический маркетинг

Разработка и оформление новшества

Разовое внедрение

Тактический маркетинг

Диффузия

Определяющие уровень и сферы разработки и использования инноваций

Сфера и область применения, тип новшества

Технологические

Технические

Продуктовые

Организационные

Социальные

Экономические

Экологические

Информационные и др.

Уровень разработки и распространения

Государственные

Республиканские

Региональные

Отраслевые, корпоративные

Фирменные

Внедрение в отрасль народного хозяйства

Сфера науки

Сфера образования

Социально-культурная сфера

Сфера материального производства

Источник финансирования

Собственные средства

Заемные средства

Государственное финансирование

Комбинированное финансирование

Широта воздействия и масштабность

Глобальные

Отраслевые

Локальные

Сфера и место применения инноваций

"На входе"

"На выходе"

Инновации для внутреннего потребления

Новшества для накопления на фирме

Инновации для продажи

Подсистема внедрения инновации в системе инновационного менеджмента

Научного сопровождения

Целевая

Обеспечивающая

Управляемая

Управляющая

Сфера разработки и применения

Промышленные

Финансовые

Научно-педагогические

Торгово-посреднические

Организационно-управленческие и др.

Определяющие результаты инноваций

Особенности механизма осуществления

Единичные

Завершенные/ незавершенные

Успешные/ неуспешные

Вид новшества

Конструкция/ устройство

Технология

Материал/ вещество

Продукт

Живые организмы

Характер удовлетворяемых потребностей потребителей

Существующие потребности

Формирование новых потребностей

Масштабы распространения

Создание новой отрасли

Применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства

Оригинальность и характер изменений

Оригинальные

Неоригинальные

Инновационный потенциал

Радикальные

Комбинированные

Модифицированные (псевдоинновации)

Фактор общественного производства

Рабочая сила

Средство производства

Предмет труда

Продукт труда

Процесс труда

Эффективность и вид эффекта

Социальная

Экологическая

Научно-техническая

Экономическая (коммерческая)

Интегральная

Результативность

Высокая

Стабильная

Низкая

Охват ожидаемого рынка

Локальный

Системный

Стратегический

Форма новшества

Открытия, изобретения, патенты

Ноу-хау

Рацпредложения

Товарный знак, торговая марка, эмблема

Новые документы

Назначение

Усовершенствование

Дополнение

Замещение

Вытеснение

Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций.

Из всей совокупности нововведений в первую очередь следует выделить те, которые обладают наибольшими преобразовательными функциями, изменяя производственный аппарат, продукцию и организацию и гарантируя экономическую устойчивость и прибыльность фирме в стратегическом плане.

Одна и та же инновация будет вести себя по-разному: в одних случаях она обновляет производство и продукт, содействуя переводу их в новое качественное (или количественное) состояние, в других - нет. Все зависит от исходного состояния, основного капитала и товара фирмы.

Естественно, что первоочередной поддержки заслуживают базисные инновации. В случае ограниченных ресурсов орган управления выбирает ту инновацию, которая более всего соответствует возможностям организации и выбранной им стратегии и тактики развития.

Делись добром ;)