Анализ и оценка состояния продовольственной безопасности территории

курсовая работа

1.3 Выбор метода анализа продовольственной безопасности территории

Система продовольственной безопасности региона - это система безопасности продовольственной ресурсной структуры региональной демографической популяции населения, сформированная из взаимосвязанных подсистем по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому (экономические, социальные и экологические отношения) принципам, имеющая главной целью надежное (бесперебойное), достаточное качественное удовлетворение физиологических потребностей населения необходимыми (основными) продуктами питания.

Различия в природных, экономических, демографических, социальных, национальных и иных особенностях решения проблемы продовольственной безопасности регионов вызывают необходимость их классификации. Существует несколько подходов к ее осуществлению. Регионы Российской Федерации можно разделить на производящие и потребляющие, также можно выделить три категории регионов: аграрные; промышленно-аграрные; промышленные.

Перед регионами каждой из этих категорий стоят специфические задачи, которые в совокупности и должны гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность.

Продовольственная безопасность регионов базируется на рациональном территориальном разделении труда в сфере агропромышленного производства, рациональном сочетании в потреблении местной и привозной продукции, отсутствии каких-либо барьеров при межрегиональной торговле продовольствием. Каждый регион имеет специфические особенности социально-экономического развития и угрозы продовольственной безопасности.

В настоящее время социально-экономические различия между субъектами Российской Федерации не только не сокращаются, но, напротив, по ряду позиций увеличиваются.

Поэтому необходима разработка методологии определения уровня продовольственной безопасности региона в соответствии с критериями и показателями в доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

На основе приведенной в доктрине методологии определения уровня продовольственной безопасности страны выделим для региона следующие критерии и показатели продовольственной безопасности.

Критерии и показатели в сфере потребления

1. Уровень удовлетворения физиологической потребности в питательных веществах и обменной энергии основных видов продовольствия. Показателем этого критерия должна быть оценка (отклонение от нормы) фактического и нормативного содержания питательных веществ в пищевом рационе населения региона.

Содержание оценки должно включать следующие основные питательные вещества: белки (нормативная суточная потребность - 60 - 100 г); жиры (60 - 100 г); углеводы (300 - 350 г); витамины: аскорбиновая кислота (витамин C - 70 - 80 мг), тиамин (витамин B1 - 1,1 - 2,0 мг), рибофлавин (витамин B2 - 1,3 - 2,4 мг), пиридоксин (витамин B6 - 1,8 - 2 мг), никотиновая кислота (витамин PP - 15 - 25 мг); фолиевая кислота (0,2 мг); ретинол (витамин A - 0,8 - 1,0 мг), токоферол (витамин E - 8 - 10 мг), кальциферол (витамин Д - 0,01 мг); минеральные вещества: кальций (800 - 1000 мг), фосфор (1200 - 1500 мг), магний (400 - 450 мг), железо (10 - 18 мг).

2. Энергетический критерий. Показатель - суточная энергетическая ценность рациона питания по региону. Он должен оцениваться по трем уровням: оптимальный (2500 - 3500 ккал); недостаточный (1500 - 2500 ккал); критический (< 1500 ккал).

3. Уровень физической доступности продовольствия. Показатель - достаточность потребления основных продуктов питания, расчет можно осуществить с применением индексного метода.

Пороговое значение параметра продовольственной безопасности (минимально допустимое) по данному показателю можно рассчитать по формуле:

4. Уровень экономической доступности продовольствия. Показатели степени экономической доступности продовольствия должны включать:

а) "экономическая доступность продуктов питания":

б) "соотношение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума":

в) индикатор "дифференциация стоимости питания по социальным группам", т.е. коэффициент концентрации доходов, характеризующий степень неравномерности распределения доходов (индекс Джинни);

г) Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Среднероссийский данный показатель сегодня составляет 16,8 раза, рекомендуемое соотношение доходов - от 5 до 8 раз.

5. Уровень агфляции (инфляция, характеризующая темпы изменения цен на продовольствие). Показатель: темпы роста потребительских цен (в целом и по видам). Оценка этого показателя должна проводиться по доли роста цен на продукцию в уровне инфляции.

6. Критерий безопасности питания. Показатели: удельный вес забракованных продовольственных товаров, поступивших на потребительский рынок; доля произведенной продукции с содержанием опасных компонентов больше предельно допустимых норм.

Критерии и показатели в сфере производства

1. Уровень продовольственной независимости. Этот критерий приводится для общей оценки продовольственной безопасности региона, но не имеет такого первостепенного и важного значения, как при оценке ее на уровне страны.

Показатель - "продовольственная зависимость", который можно рассчитать индексным методом:

где q и q - соответственно объемы фактического потребления и ввоза продовольствия в регион.

где q - объем местного производства продовольствия.

В таких расчетах J и J будут измеряться в пределах от 0 до 1.

Значение J более 1 может быть характерно лишь для ограниченного числа регионов с высокоразвитым сельским хозяйством и относительно небольшой численностью городского населения. При этом полная продовольственная зависимость региона наступает при значениях J = 1 и J = 0.

Соответственно полная продовольственная независимость региона будет при J = 0 и J = 1 (см. таблицу).

2. Уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Показатели:

а) обеспеченность земельными ресурсами (определение максимально возможного производства сельскохозяйственной продукции в регионе):

где И - индекс уровня обеспеченности земельными ресурсами (в данном случае пашни в расчете на одного жителя, га);

ДЕЛЬТАF, ДЕЛЬТАF - доля пашни, приходящейся на одного человека, соответственно фактическая и нормативная.

Значение ДЕЛЬТАF определяется делением научно обоснованного норматива питания (НП) на урожайность (У), выраженных в условных единицах:

б) уровень самообеспеченности (%).

Общий коэффициент самообеспечения:

в) емкость внутреннего рынка отдельных продуктов, рассчитывается как произведение показателей "годовое среднедушевое потребление отдельного продукта" и "среднегодовая численность населения".

г) достаточность запасов отдельных продуктов. Согласно доктрине размер резерва должен поддерживаться по зерну на уровне не менее 2-месячного расхода на продовольственные цели в регионе и 8 - 10% от потребления на кормовые цели; сахара, растительного масла, масла животного, сухого молока, мяса - в размере 2 - 3-месячного потребления.

3. Уровень бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Показатели: доля государственной поддержки агропромышленного комплекса региона из федерального и регионального бюджета; государственная поддержка в денежном выражении на 1 га и на 1 руб. произведенной продукции.

На региональном уровне необходимо в первую очередь провести мероприятия в области совершенствования организации и управления обеспечением продовольственной безопасности, которые должны включать:

1) разработку и законодательное утверждение мероприятий, включающих меры и механизмы обеспечения продовольственной безопасности региона; региональные критерии и показатели оценки продовольственной безопасности региона;

2) осуществление мониторинга, прогнозирования и контроля за состоянием и перспективами достижения и поддержания уровня продовольственной безопасности на уровне региона; закрепление выполнения этих мероприятий за отделом, отвечающим за реализацию мероприятий обеспечивающих продовольственную безопасность в региональном министерстве (департаменте) сельского хозяйства;

3) закрепление за территориальным органом Федеральной службы статистики сбор и обработку показателей, необходимых для оценки обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне.

Таким образом, оценка уровня продовольственной безопасности может быть использована при подготовке региональных стратегий развития субъектов Российской Федерации для успешного осуществления всего комплекса целей социально-экономического развития в рассматриваемой перспективе: увеличения продукции сельского хозяйства, снижения бедности, повышения физической и экономической доступности продовольствия, снижения потребления экологически опасных продуктов питания.

Для эффективной защиты жизненно важных экономических интересов региона необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, на органы власти должна возлагаться вся совокупность задач в сфере обеспечения продовольственной безопасности, наиболее эффективно разрешаемых путем реализации государственно-властных полномочий. Во-вторых, отнесение указанных вопросов к ведению определенного звена государственного механизма должно быть жестко увязано с закреплением за ним необходимых функций. В-третьих, эффективная реализация основных направлений деятельности органов власти возможна в случае их наделения достаточными полномочиями. При этом в силу специфики правосубъектности публичных субъектов их компетенция и юрисдикция определяются исключительно в нормативных правовых актах.

Оценка продовольственной безопасности Курганской области будет проведена при помощи следующих показателей:

1. Уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

а) обеспеченность земельными ресурсами.

б) показатели производства основных видов сельско-хозяйственной продукции.

2. Сравнительный анализ уровеня физической доступности продовольствия. Будет проведено сравнение показателей производства отдельных продуктов питания на душу населения с потреблением на душу населения.

Расчет будет осуществлен с применением индексного метода и сравнения с нормативными значениями.

К основным продуктам питания относят: мясо и мясопродукты (рациональная норма потребления - 81 кг в год), молоко и молокопродукты (392 кг), яйца и яйцепродукты (298 шт.), сахар (41 кг), масло растительное (13,6 кг), картофель (120 кг), овощи (145 кг), фрукты и ягоды (76 кг), хлебные продукты (107 кг).

А также при помощи показателей минимального физиологического набора, подразумевающего минимальную среднероссийскую норму потребления. Данная норма используется для расчета прожиточного минимума и реального порога безопасности, подразумевающего рекомендуемую норму потребления (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Пороговые индикаторы потребления основных продуктов питания, кг/год

Продукты

Реальный порог безопасности

Минимальный физиологический набор

Мясо и мясопродукты

70

26,7

Хлеб и хлебопродукты

105

151,1

Молоко и молокопродукты

360

143,3

Масло растительное

13,2

6,4

Яйцо, шт/год

265

151,4

Картофель

105

124,2

Сахар

35,3

20,7

Овощи и бахчевые

140

94

Фрукты и ягоды

75

19,4

Рыба и рыбопродукты

18,2

11,7

3. Уровень бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Показатели: доля государственной поддержки агропромышленного комплекса региона из федерального и регионального бюджета; государственная поддержка в денежном выражении на 1 га и на 1 руб. произведенной продукции.

4. Анализ реализации продовольственных товаров.

В главе 2 будет произведен анализ и оценка продовльственной безопасности Курганской области и проивзено графическое сопоставление с пороговыми индикаторами потребнеия основных продуктов питания в год.

Делись добром ;)