Иностранные инвестиции и занятость в Украине

дипломная работа

1.3 Инвестиционная политика страны, методы и средства ее осуществления

Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики -- импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики -- между протекционизмом и либерализацией.

ПЗИ (Прямые Зарубежные Инвестиции) позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой материнской компании и др. У государства, принимающего ПЗИ, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.

При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков Линдерт П.Х.. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1995. С. 39., следует выделить три момента:

1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли -- постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,

2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для:

- содействия экономическому росту страны;

- обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.

Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.

Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:

- политику регулирования инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольный камень этой политики -- наиболее эффективная отдача вложенного иностранного капитала;

- политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.

Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления -- и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.

Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики:

1. Импорт прямых иностранных инвестиций увеличивается при повышении уровня таможенной защиты внутреннего товарного рынка страны и введения нетарифных барьеров.

2. Объем привлечения иностранного капитала возрастает в страны с высокой емкостью внутреннего рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).

3. Импорт зарубежного капитала увеличивается в страны с более благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).

4. Транснациональные корпорации осуществляют прямые инвестиции, перемещают в страну-реципиент капитала новые технологии, ноу-хау, менеджмент, корпоративную культуру и благодаря этому меняют отраслевую структуру экономики в стране-реципиенте капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.

5. Динамика иностранных инвестиций объективно базируется на фазах жизненного цикла товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем - экспортером капитала.

6. Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается привлечением иностранного капитала в экспортно-ориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг.

7. Принцип экономической безопасности предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.

8. Эффективная государственная политика привлечения инвесторов основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages); б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages); в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.

9. Принцип зависимости иностранных и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

Государственная политика регулирования иностранных инвестиций проводится в отношении зарубежной собственности, в налоговой и таможенно-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. На практике она реализуется с помощью разного рода мер Костюнина Г.М., Ливенцев Н.И. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М., 2001. С. 14.. Одной из общепринятых классификаций мер государственной политики является классификация, разработанная ОЭСР, включающая в себя пять групп мер. Наиболее динамичными считаются меры торговой политики благодаря либерализации в рамках многосторонних торговых переговоров в ГАТТ/ ВТО. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.

I группа - Меры торговой политики

* Таможенно-тарифные и количественные ограничения.

* Отраслевые ограничения импорта, в т.ч. «добровольные» ограничения экспорта.

* Технические барьеры -- национальные стандарты, правила безопасности, здравоохранения и др.

Перечисленные выше меры стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции.

* Заключение региональных экономических соглашений о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков.

Содействует росту взаимных инвестиций стран -- участниц группировки, стимулирует ТНК к развитию регионального интегрированного производства.

* Введение правил о происхождении товаров.

Ведет к росту инвестиций в производство промежуточной продукции.

* Создание экспортно-производственных зон.

Стимулирует рост инвестиционных вложений в экспортно ориентированные отрасли и трудоемкие отрасли,

* Финансирование экспорта.

Стимулирует прямые инвестиции, ориентированные на использование местных трудовых ресурсов, поможет негативно сказаться на экспортно ориентированных инвестициях в тех случаях, когда субсидии являются заменой девальвации национальной валюты или существует опасность применения ответных мер.

* Введение экспортного контроля.

Содействует росту ПЗИ в экспортозамещающие отрасли.

* Заключение соглашений о совместном производстве и компенсационной торговле.

Влияет на динамику и направления распределения инвестиций в зависимости от характера и содержания соглашений.

II группа - Меры стимулирования П3И

* Налоговые льготы.

* Льготы в таможенно-тарифной области.

* Субсидирование инвестиций.

Стимулируют прямое инвестирование в отрасли, желательные для национальных интересов.

* Полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг.

Стимулирует инвестиции в сферу услуг.

* Финансовая помощь иностранным инвесторам, в частности, для развития инфраструктуры, подготовки кадров.

Стимулирует все инвестиции и может быть использована для расширения их объема.

III группа - Ограничительные меры в отношении иностранных инвестиций

* Установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний.

* Действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПЗИ.

* Ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж.

Ограничивают финансовые переводы за границу.

* Ограничения объема производства.

Ограничивают производство.

* Производственные требования.

Заменяют импорт.

* Требования в отношении передачи технологии.

Требуют передачи технологии.

* Требования в отношении обязательной продажи определенной доли произведенной продукции на местном рынке.

Заменяют импорт.

* Требования сбалансированности торговли. Заменяют экспорт других товаров.

* Установление нормы содержания местных компонентов в стоимости готовой продукции, произведенной на предприятии с зарубежным капиталом.

Заменяет импорт.

* Требования в отношении расширения экспорта товаров.

Заменяют экспорт других товаров.

* Требования замещения импорта товаров.

Заменяют импорт.

* Запрет на функционирование на местном рынке, в т.ч. ограничения на создание совместных предприятий.

Ограничивает все прямые инвестиции, но особенно негативно влияет на высокотехнологические инвестиционные проекты, связанные с приобретением патентов и лицензии.

* Валютные ограничения.

Ограничивают финансовые переводы за границу.

IV группа - Меры регулирования в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую практику:

* Меры в отношении раздела рынков.

Ограничивают экспорт.

* Меры в отношении организации тендеров.

* Меры в отношении отказа от дилерских связей.

Ограничивают экспорт/импорт.

* Меры в отношении отказа от исключительных дилерских связей.

Запрещают экспорт.

* Меры в отношении установления трансфертных цен.

Ведут к низким ценам на экспорт.

* Меры в отношении дифференциации цен.

Ведут к установлению завышенных цен.

* Меры в отношении фиксации цен.

Ведут к установлению завышенных цен.

* Меры по «связанной торговле».

Заменяют другой импорт/экспорт.

* Меры по поддержанию розничных цен.

Ведут к установлению завышенных импортных цен.

V группа - Ограничительные и стимулирующие меры, принимаемые странами базирования ТНК (или странами-экспортерами капитала)

* Меры по ограничению экспорта зарубежных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК.

Ограничивают торговлю.

* Налоговые льготы в отношении перевода доходов и прибыли от ПЗИ в страну базирования.

Субсидируют инвестиции.

* Льготное кредитование малых и средних компаний, вкладывающих ПЗИ в экономику главным образом развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

Субсидирует инвестиции.

* Система инвестиционного страхования или гарантирования возможных экономических и политических рисков, связанных с изменением общеэкономических условий хозяйствования в принимающей стране.

* Создание специальных органов по поддержке иностранного инвестирования.

* Разработка программ поддержки инвестиций.

* Предоставление информационных услуг по организации выставок, ознакомительных поездок, специальных маркетинговых исследований, рекламы на государственных телеканалах, использование государственных визитов и поездок.

В целом национальная политика принимающего государства влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени на величину привлекаемого капитала.

Наличие эффективных правовых условий допуска и функционирования иностранных инвестиций -- предварительный критерий оценки инвестиционного климата принимающей страны.

Более существенную роль играет наличие следующих макроэкономических факторов Костюнина Г.М., Ливенцев Н.И. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М., 2001. С. 16.:

- емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВНП и среднедушевым доходом. Привлекательность страны как базы последующего экспорта товаров на внешний рынок растет, что связано со снижением уровня торговых барьеров, транспортных издержек. Однако практика небольших по емкости внутреннего рынка экономик (Гонконг или Сингапур) подтверждает, что объем экономики не должен быть барьером на пути привлечения зарубежных инвестиций:

- уровень политического риска страны. Этот показатель определяется как специальными подразделениями ТНК (данные показывают, что около 80% всех ТНК имеют подобные подразделения в рамках своей внутрифирменной структуры), так и специализированной частной организацией Political Risk Services Group Inc.. (находится в Нью-Йорке и публикует справочник «International Country Risk Guide»). Политический риск страны зависит от уровня политической стабильности и демократического характера политической системы страны. Первый показатель-- уровень политической стабильности -- определяется правительственной стабильностью. состоянием экономики сточки зрения ожиданий населения. Так, в 1995 г уровень риска политической стабильности в мире в целом составлял 5,22. в том числе в странах «семерки» -- 5,06; промышленно развитых странах -- 5,04; странах Африки (за исключением ЮАР)--4,40: странах Восточной Европы -- 4,46; в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна -- 4,91; в азиатских новых индустриальных экономиках -- 5,85; в государствах Ближнего и Среднего Востока -- 5,27. Демократический характер политической системы определяется уровнем демократического развития страны с точки зрения гарантий гражданских свобод, основных демократических прав человека. Поданным указанной организации, в 1995 г. уровень риска политической системы в мире в среднем равнялся 6,83, в том числе в африканских странах -- 3,54; в государствах Африки (за исключением ЮАР) -- 2,30; в Азии --2,07; в странах Восточной Европы--6,015; в странах «семерки»-- 9,43; в промышленно развитых странах -- 9,74; в азиатских НИЭ --6,11.

- динамика валютного курса национальной денежной единицы -- при повышении валютного курса стимулируется приток зарубежных инвестиций, растет вывоз прибыли по иностранным капиталовложениям; при падении, напротив, -- сокращается, так как зарубежным инвесторам невыгоден вывоз прибыли, процентов, дивидендов.

Следует выделить и другие группы факторов:

- географические и природно-климатические факторы;

- оценка предпринимательского климата -- издержки производства, специфика налоговой системы и размер ставок корпоративного и других налогов, специфика системы финансовых льгот, стоимость и уровень квалификации рабочей силы, уровень развития транспортной инфраструктуры, стоимость арендной платы и коммунальных услуг, административные процедуры, помощь местных властей в подборе местных кадров, в получении финансовых стимулов и др.

В последние годы растет важность и других факторов:

- открытость национальной экономики. Более открытая внешнему миру экономика привлекает больше инвестиций;

- уровень развития инфраструктуры. Качество инфраструктуры важно для развития мирового производства и торговли, поэтому необходимо содействовать улучшению транспортной системы, логистики, телекоммуникаций.

Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны, от которой, в свою очередь, зависят масштабы производства, и, как следствие, высокий уровень занятости трудоспособного населения.

Делись добром ;)