logo
Инструменты и передаточный механизм денежно-кредитной политики

4. Эффективность денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Денежно-кредитная политика является важной частью макроэкономической политики в целом. Для начала рассмотрим сильные стороны денежно-кредитной политики.

1. Быстрота и гибкость. В этом ее главное преимущество перед фискальной политикой, направление которой не может быть изменено слишком быстро из-за длительности обсуждения в законодательных органах. Что касается денежно-кредитной политики, то центральный банк может довольно оперативно осуществлять решения о покупке-продаже ценных бумаг, тем самым влияя на уровень денежной массы и процентную ставку. Наличие промежуточных и тактических целей также положительно влияет на быстроту денежно-кредитной политики, поскольку это позволяет корректировать проводимую политику, не дожидаясь окончательных результатов.

2. Независимость от политической обстановки, особенно в развитых странах. Центральный банк проводит относительно независимую от политического давления денежно-кредитную политику. Кроме того, по своей сути денежно-кредитная политика действует мягче, нежели фискальная. Изменения налоговой политики могут привести к нежелательным последствиям и могут быть вызваны влиянием политических бизнес-циклов.

3. Денежно-кредитная политика способна изменять не только величину совокупного спроса, но и его структуру. Так, в результате политики «дешевых» денег денежная масса в стране увеличивается, в результате чего снижается ставка ссудного процента. Это, в свою очередь, повышает долю инвестиционных расходов в структуре совокупного спроса и ВВП. И наоборот, политика «дорогих» денег приводит к уменьшению доли инвестиционных расходов в структуре совокупного спроса. При этом доля государственных и потребительских расходов возрастает.

Однако существует и ряд проблем при осуществлении денежно-кредитной политики.

1. Циклическая асимметрия [10, с.342]. При проведении политики «дешевых» денег, как известно, увеличиваются избыточные резервы банков, необходимые для выдачи ссуд. Однако никто не в состоянии гарантировать, что коммерческие банки захотят предоставить эти резервы для выдачи ссуд, поскольку они будут стремиться к ликвидности. Население также может помешать планам центрального банка, отказавшись брать ссуды. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется циклической асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования.

2. Изменение скорости обращения денег. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном изменению объема денежной массы, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой. Иными словами, при политике «дешевых» денег предложение денег возрастает и скорость обращения денег снижается. Политика «дорогих» денег вызывает увеличение скорости обращения. А поскольку известно, что совокупные расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то при политике «дешевых» денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и совокупные расходы сокращаются, что противоречит целям политики. При политике «дорогих» денег вышеуказанные процессы проходят в противоположном направлении.

3. В некоторых ситуациях воздействие денежно-кредитной политики на инвестиционный климат может не дать значимых результатов. Как известно, политика «дорогих» денег приводит к повышению процентных ставок, что должно уменьшить инвестиционные расходы. Однако этого может не произойти в связи с оптимистическими ожиданиями инвесторов на будущее либо с предполагаемым повышением цен на капитал. Чтобы добиться желаемого эффекта, нужно повысить процентную ставку весьма высоко.

4. Если центральный банк проводит стимулирующую кредитно-денежную политику, расширяя объем предложения денег, то ставка процента снижается. Это может побудить население перевести часть средств из депозитов в наличность. Тогда коэффициент депонирования увеличится, следовательно, денежный мультипликатор уменьшится, что значительно замедлит исходную тенденцию к расширению денежной массы.

5. Денежно-кредитная политика имеет определенный внешний лаг, что объясняется временными затратами на работу передаточного механизма. Например, для повышения экономической активности центральный банк увеличит денежное предложение и снизит процентную ставку. С учетом времени эти меры могут дать результаты лишь тогда, когда экономика будет уже на подъеме, что спровоцирует рост инфляции.

Таким образом, чтобы денежно-кредитная политика была максимально эффективной, необходимо обладать исчерпывающими знаниями о всех факторах, влияющих на работу звеньев передаточного механизма, чтобы конечные результаты привели к оптимальной экономической ситуации в стране.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Беларуси являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом. Основные направления денежно-кредитной политики нашего государства содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

В настоящее время разработано огромное количество законодательных актов, стратегий и планов, координирующих направления денежно-кредитной политики Беларуси и развития экономики в целом. Основной из них на данный момент является Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. В указанном периоде главная цель социально-экономического развития страны - курс на повышение уровня и качества жизни людей на основе повышения конкурентоспособности экономики. Главными задачами денежно-кредитной политики, согласно данной Программе, являются: снижение уровня инфляции (планируется снизить уровень инфляции до 5%), обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам [20, с. 44].

Реализовать указанные задачи планируется с помощью:

· совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности институциональной и функциональной структур банковской системы;

· совершенствования корпоративного управления;

· повышения конкуренции в банковском секторе;

· увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;

· расширения состава и улучшения качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий.

Указанные условия и задачи требуют совершенствования принципов и механизмов осуществления денежно-кредитной политики, и прежде всего, выбора режима проведения монетарной политики, адекватного экономическим условиям, взаимодействия Национального банка и Правительства, развития и использования инструментов монетарного регулирования.

Также конкретные задачи и направления денежно-кредитной политики нашего государства на текущий год указаны в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2010 год. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.