Анализ и оценка эффективности производственной деятельности организации
2.3 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности организации
Таблица 6 Динамика показателей деловой активности организации
№ п/п |
Наименование показателя |
Формула расчета |
Начало периода |
Конец периода |
Темп роста % |
|
1 |
Выручка от реализации |
Форма 2 строка 10 |
14020904 |
7232805 |
51,59 |
|
2 |
Чистая прибыль |
Форма 2 строка 190 |
2014372 |
261924 |
13,00 |
|
3 |
Средняя стоимость ОПФ |
Баланс строка 120 |
8262494 |
8029877 |
97,18 |
|
4 |
Средний остаток оборотных средств |
Баланс строка 290 |
7960000 |
6919473 |
86,93 |
|
5 |
Средний остаток запаов |
Баланс строка 210 |
1898890 |
2494740 |
131,38 |
|
6 |
Средний остаток кредиторской задолженности |
Баланс строка 590+ строка 690 |
7263318 |
7790911 |
107,26 |
|
7 |
Собственный капитал |
Баланс строка 490 |
10904034 |
12344113 |
113,21 |
|
8 |
Фондоотдача |
стр.1 / стр 3 |
1,70 |
0,90 |
53,08 |
|
9 |
Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) |
стр.1 / стр 4 |
1,76 |
1,05 |
59,34 |
|
10 |
Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) |
360 / стр 9 |
204,38 |
344,40 |
168,51 |
|
11 |
Оборачиваемость запасов (в оборотах) |
стр.1 / стр 5 |
7,38 |
2,90 |
39,26 |
|
12 |
Оборачиваемость запасов (в днях) |
360 / стр 11 |
48,76 |
124,17 |
254,68 |
|
13 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах) |
стр.1 / стр 6 |
1,93 |
0,93 |
48,09 |
|
14 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) |
360 / стр 13 |
186,49 |
387,78 |
207,93 |
|
15 |
Оборачиваемость собственного капитала (в оборотах) |
стр.1 / стр 7 |
1,29 |
0,59 |
45,57 |
|
16 |
Оборачиваемость собственного капитала (в днях) |
360 / стр 15 |
279,97 |
614,41 |
219,45 |
2.3.2 Анализ рентабельности
Таблица 7 Динамика показателей рентабельности
№ п/п |
Показатель |
Формула расчета |
За предыдущий период |
За отчетный период |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
|
1 |
Выручка от продажи |
Форма 2 строка 10 |
14 020 904 |
7 232 805 |
-6788099 |
51,59 |
|
2 |
Себестоимость проданных товаров |
Форма 2 строка 20 |
10 148 357 |
5 196 402 |
-4951955 |
51,20 |
|
3 |
Валовая прибыль |
Форма 2 строка 29 |
3 872 547 |
2 036 403 |
-1836144 |
52,59 |
|
4 |
Прибыль от продаж |
Форма 2 строка 50 |
3 584 580 |
1 962 936 |
-1621644 |
54,76 |
|
5 |
Прибыль бухгалтерская (до налогообложения) |
Форма 2 строка 140 |
2 955 730 |
2 013 243 |
-942487 |
68,11 |
|
6 |
Прибыль от обычной деятельности |
Форма 2 строка 160 |
2 014 372 |
261 924 |
-1752448 |
13,00 |
|
7 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного периода). |
Форма 2 строка 190 |
2 014 372 |
261 924 |
-1752448 |
13,00 |
|
8 |
Сальдо баланса |
Баланс строка 700 |
18 167 352 |
20 135 024 |
1967672 |
110,83 |
|
9 |
Собственный капитал |
Баланс строка 490 |
10 904 034 |
12 344 113 |
1440079 |
113,21 |
|
10 |
Долгосрочные обязательства |
Баланс строка 590 |
2 929 846 |
3 897 507 |
967661 |
133,03 |
|
11 |
Рентабельность продаж (R1) |
стр. 4 / стр. 1 |
25,57 |
27,14 |
1,57 |
106,15 |
|
12 |
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности (R2) |
стр. 6 / стр. 2 |
14,37 |
3,62 |
-10,75 |
25,21 |
|
13 |
Чистая рентабельность (R3) |
стр. 7 / стр. 3 |
14,37 |
3,62 |
-10,75 |
25,21 |
|
14 |
Экономическая рентабельность (R4) |
стр. 7 / стр. 8 |
11,09 |
1,30 |
-9,79 |
11,73 |
|
15 |
Рентабельность собственного капитала (R5) |
стр. 7 / стр. 9 |
18,47 |
2,12 |
-16,35 |
11,49 |
|
16 |
Валовая рентабельность (R6) |
стр. 3 / стр. 1 |
27,62 |
28,16 |
0,54 |
101,94 |
|
17 |
Затрате отдача (R7) |
стр. 4 / стр. 2 |
35,32 |
37,77 |
2,45 |
106,95 |
|
18 |
Рентабельность перманентного капитала (R8) |
стр. 7 / (стр. 9 + стр. 10)*100 |
14,56 |
1,61 |
-12,95 |
11,08 |
|
19 |
Период окупаемости собственного капитала |
360 / стр. 15 |
19,5 |
169,7 |
150,18 |
870,64 |
Валовая рентабельность () отражает, что в отчетном периоде на рубль реализованной продукции приходиться 28,16 руб. валовой прибыли что на 0,54 рубля больше чем в предыдущем периоде.
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности (R2) - показывает уровень прибыли после выплаты налогов и составляет 3,62 руб. в предыдущем году.
Чистая рентабельность (R3) - показывает, , что в отчетном периоде на 1 рубль выручки, приходится 3,62 руб. чистой прибыли.
Затратоотдача (), показывает, что в отчетном периоде на 1 рубль затрат, приходится 37,77 руб. прибыли от продажи.
Рентабельности активов () показывает, что в отчетном периоде на 1 руб. собственного имущества предприятие получает 1,3 руб. прибыли, это на 10,75 руб. меньше чем в предыдущем периоде.
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность, которую еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.
В показателе рентабельности активов () результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи - показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.
Таким образом, можно сказать, что рентабельность активов - показатель, производный от выручки.
Рентабельность продаж в отчетном периоде составила 27,14 руб. прибыли на единицу проданной продукции, что на 1,57 руб. больше чем в предыдущем периоде.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
Показатель рентабельности собственного капитала () позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования, и составляет 2,12 руб. в отчетном периоде, что на 88,5% меньше чем в предыдущем
Рентабельность перманентного капитала (R8) - показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, и составляет 1,61 руб., что на 89% меньше чем в предыдущем периоде.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в отчетном периоде деятельность предприятия была менее эффективна по сравнению с предыдущим годом.