Инфляция, ее измерение, динамика и перспективы снижения

курсовая работа

3. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Высокий темп роста цен в Беларуси начинался с расширения самостоятельности предприятий. Предприятия получили беспрецедентные экономические свободы по законам о либерализации внешнеэкономических связей, об отмене директивного планирования о коммерциализации банков, о кооперативах, акционерных обществах и т.п. Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений, препятствующих развитию экономики.

Прежде всего, инфляцию провоцировали следующие факторы, которые имеют свои последствия до настоящего времени:

- спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;

- растрата накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;

- деградация кредитно-денежной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный [1, c. 255].

С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция -- высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.

Политику Республики Беларусь на внутреннем рынке в этот период можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Хотя номинальные процентные ставки были высоки, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.

Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

В конце 1990-начале 2000-х гг. антиинфляционная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Об эффективности антиинфляционной политики свидетельствует то, что реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость [4, c. 250].

В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

На взгляд автора, на эффективное подавление высоких темпов инфляции в стране повлияло то, что важнейшей особенностью государственной антиинфляционной политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования и реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

Однако в настоящее время темпы инфляции в стране сохраняются на недостаточно низком уровне, что может быть обусловлено следующими факторами:

1. Рост цен на поставляемые энергоносители;

2. Рост цен импорта;

3. Высокий темп роста доходов населении, опережающий рост производительности труда;

4. Государственное регулирование цен.

На современном этапе в антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, отменена торговая надбавка на многие товары, однако определенное их регулирование по-прежнему существует.

Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой -- позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2000 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране (таблица 1).

инфляция регулирование беларусь

Таблица 1 - Индексы цен по отдельным секторам экономики

Источник: [21].

Особенно впечатляющими выглядят успехи белорусского правительства в области проведения антиинфляционного регулирования на фоне стабильно снижающегося уровня безработицы и роста объема валового внутреннего продукта на протяжении последних лет (не учитывая кризисный 2009 г.) в национальной экономике (рисунок 3, рисунок 4).

Рисунок 3 - Динамика уровня безработицы

Источник: [21].

Рисунок 4 - Рост ВВП Республики Беларусь, в %

Источник: [21].

Изменение цен и тарифов в феврале 2011 г. характеризуется следующими данными (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика цен и тарифов в феврале 2011 г., в %

Источник: [21].

Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с январем текущего года составил 102,7%, с декабрем 2010 г. - 104,2%, в среднемесячном исчислении за период с начала года - 102,1% при прогнозе на 2011 год - 100,6-100,7%. Рост цен на продовольственные товары дал 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары - 0,1%, на платные услуги - 1,5%.

Индекс потребительских цен в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. в Российской Федерации составил 100,8%, с декабрем 2010 г. - 103,2%, в Украине - соответственно 100,9% и 101,9%, в Казахстане - 101,5% и 103,2%.

Индекс цен на продовольственные товары в феврале 2011 г. по отношению к январю 2011 г. составил 102,2%, к декабрю 2010 г. - 104,4%. Изменение цен на продовольственные товары в феврале 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен.

В феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. выросли цены на крупу гречневую на 27,9%, сахар - на 9,8%, крупу пшенную - на 7,6%, говядину первой категории - на 5,1%, полуфабрикаты мясные из говядины - на 4%, сало, сыры, свинину, рыбу и морепродукты, масло животное - на 3-3,4%, молоко и молочные продукты, колбасные изделия и копчености, майонез, крупу перловую и манную, напитки безалкогольные, маргарин - на 2-2,7%, муку пшеничную, макаронные, кондитерские изделия, консервы мясные и рыбные, мясо птицы, масло растительное - на 1,3-1,8%.

Цены на капусту свежую белокочанную выросли на 12,5%, морковь - на 9,6%, огурцы свежие - на 9,1%, лук репчатый - на 7,8%, картофель - на 6,2%, чеснок - на 5,8%, свеклу - на 5,4%. Фрукты подорожали на 3,3%, в том числе яблоки - на 7,6%, бананы - на 4,2%. Плоды цитрусовые подешевели на 3,2%.

Индекс цен на непродовольственные товары в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. составил 100,3%, с декабрем 2010 г. - 100,6%. Изменение цен на непродовольственные товары в феврале 2011 г. дало 0,1% прироста сводного индекса потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем.

Базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. составил 101,3%, с декабрем 2010 г. - 102,1%, на продовольственные товары - соответственно 102,3% и 103,5%, на непродовольственные товары - 100,4% и 100,7%, на платные услуги - 100,6% и 100,9%.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».

В настоящее время на государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

Министерство экономики устанавливает фиксированные цены на нефть и продукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.

Регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги осуществляется в следующем порядке.

В настоящее время в перечень социально значимых продовольственных товаров включены семь групп продуктов питания:

- мука (для хлебопечения);

- хлеб и хлебобулочные изделия;

- молоко, кефир, сметана и творог;

- мясо (говядина, свинина);

- молочные смеси, мясные консервы для детского питания;

- сахар, заменители сахара для больных сахарным диабетом;

- картофель и плодоовощная продукция.

С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

- задействование возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2011 -- 2015 гг.;

- создание механизмов, стимулирующих снижение себестоимости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

- ликвидация отраслевых и других перекосов цен, препятствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;

- приведение антимонопольного регулирования в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики;

- правовая защита национальных производителей, в том числе от демпинговой политики импортеров;

- увязка ценообразования с денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, с изменениями условий функционирования на внутреннем и внешнем рынках;

- совершенствование системы органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования, и уточнение их функций.

Совершенствование ценообразования осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций.

На основании проведенного исследования рекомендуется следующий комплекс общих мер по сдерживанию роста цен и дальнейшего возрастания инфляции. Для этих целей необходимо:

1. Восстановить доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать белорусский рубль посредством:

- полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;

- снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.

- проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодально запретить использование кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить политику "дорогих денег" путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

5.Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

6. Применять процедуры санации и банкротства предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

7. Разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству.

На краткосрочную перспективу рекомендуются следующие антиинфляционные мероприятия.

1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра ограниченны, так как повышение процента по вкладам может привести к удорожанию кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

4. В качестве краткосрочного антиинфляционного средства может использоваться повышение курса белорусского рубля. Если внутренние рынки достаточно конкурентны, и отсутствуют разного рода внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

На долгосрочную перспективу необходимы следующие мероприятия.

1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, реализующих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

2. Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить рынок информационных услуг, который в настоящий момент в Республике Беларусь находится в стадии становления.

Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. С этой целью необходимо интенсифицировать усилия по проведению приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

4. Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. Для Республики Беларусь возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.

Таким образом, до 2000 г. белорусская экономика характеризовалась значительным уровнем инфляции, в начале этого периода наблюдалась ярко выраженная стагфляция -- высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Однако проведение жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики белорусским правительством начиная с 2000 г. позволило взять уровень инфляции под контроль, способствовало снижению ее негативного влияния на экономику страны.

В целях совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь рекомендуется комплекс краткосрочных и долгосрочных мероприятий, среди которых восстановление доверия к национальной валюте, стабилизация курса белорусского рубля, проведение жесткой денежно-кредитной политики, стимулирование роста сбережений населения, проведение масштабной приватизации государственной собственности и другие меры.

Делись добром ;)