Исследование востребованности молодых специалистов на рынке труда города Красноярска

дипломная работа

1.2 Организационно-экономическая характеристика КГБУ "Центр занятости населения г. Красноярска". История создания

Объект исследования в дипломной работе - КГБУ "Центр занятости населения г. Красноярска", отдел анализа рынка труда и планирования. Местонахождение: 660059, г. Красноярск, ул. Семафорная 433/2. Директор: Кайдалов Александр Петрович.

Структура Центра занятости относится к типу линейно-функциональных структур. Общая организационная структура центра занятости представлена на рисунке 1.3.

Наличие отделов, выделенных в структуре, и их функциональные обязанности определяются на основании тех направлений деятельности, которые служба занятости призвана реализовывать.

Приоритеты в деятельности службы занятости формируются в соответствии с основными направлениями в государственной политике занятости, а именно содействия в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, обеспечение прав граждан на защиту от безработицы, содействие обеспечению работодателей необходимой рабочей силой и т.п.

Рисунок 1.3 - Организационная структура КГБУ "Центр занятости населения г. Красноярска"

В соответствии с этим можно выделить следующие направления в деятельности центра занятости населения:

- учет и регистрацию граждан, обращающихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы;

- выплату пособия по безработице гражданам, в установленном порядке признанным безработными

- анализ и прогноз состояния рынка труда города, разработка программ занятости населения на основе прогнозов экономического и социального развития, а также организация их выполнения;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;

- направление граждан на оплачиваемые общественные работы, организованные местным органом исполнительной власти по предложению и с участием центра занятости;

- организацию профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения, направление на профессиональное обучение лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу и особо нуждающихся в социальной защите, заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональную подготовку безработных граждан и незанятого населения;

- регистрацию по сведениям предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, свободных рабочих мест (вакантных должностей) и свободных учебных мест;

- организация ярмарок вакансий и рабочих учебных мест;

- психологическая поддержка, профессиональная подготовка и переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

- содействие гражданам в переселении для работы в другой местности

При этом все деятельность Центра занятости населения строго регламентирована, т.е. вышеуказанные услуги службой занятости предоставляются в соответствии с принятыми Административными регламентами.

Отправной точкой формирования государственной политики в области занятости стал 1991 год, именно в этом году были приняты основополагающие документы. Для реализации политики в области занятости и борьбы с безработицей была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы после принятия 19 апреля 1991 г. Закона РФ "О занятости населения" была создана Государственная служба занятости населения, являющаяся структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Но если обратиться к истории, то можно сказать, что определенная политика в направлении обеспечения занятости велась уже в предреволюционный период:

19 августа 1917 года незадолго до Октябрьской революции принят первый государственный закон о биржах труда. Биржа труда открывались в населенных пунктах с населением не менее 50 тыс. чел. На бирже труда осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда.

31 января 1918 года Советское правительство приняло новый закон о биржах труда. Биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций.

Декабрь 1918 года был принят советский Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудится, но и впервые - право на труд. Так же для всех граждан от 16 до 50 лет была введена трудовая повинность. Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в соответствии со специальностью и квалификацией.

В советское время система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Тогда экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин: во-первых, такие традиционные формы комплектования хозяйственных объектов кадрами как оргнабор, переселение и общественные призывы были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями этого города была оставлена без внимания, во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. безработица трудоустройство занятость специалист

Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства. Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились как права, так и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название " Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание 1988 году на базе в существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства.

Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения. Но все-таки служба занятости в том виде, в каком она появилась в 1991 году в соответствии с поставленными перед ней задачи, явилась совершенно новой государственной структурой, не связанной с теми бюро, которые существовали в СССР.

Современная служба занятости организовывалась в сложных условиях переходного периода российской экономики в 90-х годов.

Итак, рассмотрим основные этапы развития государственной службы занятости после ее создания в 1991 году:

Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) - период бурного развития ГСЗ. Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. 19 апреля 1991 года принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, ее региональных и районных органов.

На протяжении первой половины 90-х годов безработица росла высокими темпами, численность безработных увеличилась на 66%, а регистрируемых безработных - в три раза. Повышение восстребованности населением услуг ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 г. в органах ГСЗ было зарегистрировано 16,6% общего числа безработных, то в 1995 г. - 38,3%.

Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) - самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы, с другой - сотрудникам службы занятости реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, сокращения поступлений из региональных бюджетов.

Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал - обесцениваться. Мировой опыт свидетельствует: при снижении влияния государства на сферу занятости проблемы безработицы обостряются. За 1995-1999 гг. численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась почти на 3 млн. человек, уровень безработицы в отдельные периоды достигал 15,3%, а многие регионы переступили порог 20%-ной безработицы.

Со второй половины 90-х годов государство в лице федерального центра постепенно отстранялось от политики защиты безработных, переложив практически всю ответственность на регионы, но без соответствующей ресурсной подпитки (финансами и кадрами). В 1996 г. Федеральная служба занятости как самостоятельная государственная структура, осуществляющая политику защиты от безработицы, была упразднена, а ее сотрудники и функции переданы Министерству труда и социального развития РФ. К сожалению, координирующая роль Центра при этом была утеряна.

Общение Центра с регионами стало избирательным, а межрегиональная координация и вовсе приостановилась из-за нехватки средств. Во-вторых, несмотря на рост безработицы и усиление потребности в услугах службы занятости, численность ее сотрудников за 1997-1999 гг. сократилась на 3,9 тыс. человек (с 39,1 тыс. до 35,2 тыс.). Это увеличило и без того чрезмерную нагрузку на ее работников, что, естественно, привело к снижению качества оказываемых услуг.

По существу не оценивалось то, каким образом выполняется главная функция государственной службы занятости - посредничество в трудоустройстве, хотя именно от этого зависит эффективность использования человеческого капитала (в случае успешного решения данной задачи у безработных сокращается период незанятости, а у работодателей ускоряется процесс заполнения вакансий; выигрывают обе стороны трудовых отношений и экономика в целом).

Следующий этап (с 2001 по 2006 г.) характеризуется кардинальным изменением финансирования как самой ГСЗ, так и всей системы защиты от безработицы. С введением в действие второй части Налогового кодекса РФ и ликвидацией фонда занятости финансирование всех мер по трудоустройству населения стало осуществляться из средств федерального бюджета.

В 2001 г. удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания (в депрессивном или благополучном регионе) и семейного положения.

В 2004 году после упразднения Министерства труда и социального развития было образовано министерство здравоохранения и социального развития, в состав которого вошла Федеральная служба по труду и занятости, таким образом, на федеральном уровне функция Роструда заключается в осуществлении функций по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг в сфере занятости, на региональном уровне - осуществлять те же функции, что и федеральная служба, но на уровне субъектов РФ, а территориальные центры занятости реализуют государственную политику на местном уровне, т.е. в соответствующих населенных пунктах.

Современная служба по труду и занятости (Роструд, с его отделениями в регионах и на местах) призвана осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Совместно с различными министерствами, общественными фондами, работодателями служба организует и реализует проекты по содействию гражданам в поиске подходящей работы, проводит курсы переобучения, повышения квалификации и т.д.

Кроме того, в настоящее время приоритетным становится внедрение современных информационных технологий в деятельность службы занятости, в целях повышения результативности ее деятельности.

Для эффективного осуществления этих задач была комплексно внедрена автоматизация в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

Также были внедрены распределительные информационные системы, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. Перечень государственных информационных систем, находящихся в ведении Роструда: АИС "Регистры получателей услуг", АИС "Роструд - Контроль", ИАС "Трудовая Миграция", Web-представительство ИАС ТМ "Работа в России".

В центрах занятости населения используется программный комплекс Катарсис, эксплуатация которого облегчает труд специалистов службы занятости и исключает принятие решений, противоречащих действующему законодательству.

Открытость программного комплекса позволяет организовать информационное взаимодействие службы занятости с различными государственными организациями и структурами (с налоговыми органами, Пенсионным Фондом РФ, органами социальной защиты, органами муниципального управления и др.).

Все эти направления должны способствовать повышению эффективности деятельности государственных служб занятости, что позволит обеспечить активное взаимодействие государства, безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами.

Делись добром ;)