Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)

дипломная работа

Введение

Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся одновременным проведением ряда фундаментальных реформ -- административной, бюджетной, социальной, - выдвигает требование существенно повысить эффективность деятельности федеральных органов управления, их территориальных органов и подведомственных организаций.

Особое место в данном процессе занимает совершенствование деятельности органов Службы занятости населения, которые, как известно, способствуют обеспечению необходимого баланса между спросом и предложением на общероссийском и региональных рынках труда и поэтому в определенной мере предопределяют эффективность реформирования других сфер.

Повышение эффективности работы органов Службы занятости должно быть направлено на: создание предпосылок для устойчивых темпов экономического роста, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, поддержание экономически целесообразного и социально приемлемого уровня безработицы, преодоление бедности и повышение уровня жизни населения, повышение обоснованности расходования бюджетных средств на содействие занятости и др. [19]

Возможности совершенствования работы органов Службы занятости в значительной мере зависят от наличия и методической разработанности подходов к оценке эффективности их деятельности. Дело в том, что Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) как федеральный орган, курирующий деятельность органов Службы занятости, регулярно проводит оценку эффективности их работы.

При этом основным критерием эффективности служит степень выполнения контрольных (или плановых) показателей по отдельным направлениям работы (в т.ч. по профессиональной подготовке и переподготовке, профориентации, общественным работам, временному трудоустройству несовершеннолетних граждан и др.).

Однако при проведении этой оценки не в полной мере учитывается ряд важных аспектов деятельности органов Службы занятости, отражающих: финансовое состояние; состояние персонала; качество трудоустройства граждан, обратившихся в Службу занятости в поисках работы (от которого преимущественно их удовлетворенность предоставленными услугами); качество вакансий, собираемых работниками центров занятости населения по заявкам работодателей и предлагаемых гражданам, ищущим работу; общественно значимые результаты, отражающие социальный, экономический и бюджетный эффекты. Можно сказать, что состав применяемых в настоящее время показателей узкоаспектен и не сбалансирован.

Используемые для оценки эффективности показатели недостаточно глубоко и равноценно отражают ключевые стороны деятельности органов Службы занятости. При этом, как правило, применяются так называемые «опаздывающие» показатели, т.е. показатели, характеризующие прошлое состояние рассматриваемых процессов деятельности (например, средняя длительность безработицы на конец отчетного периода и др.).

Вместе с тем обычно не находят применения «опережающие» показатели, другими словами, показатели, по изменению значений которых можно выдвигать обоснованные суждения об имеющемся потенциале органов Службы занятости для достижения успешных результатов в будущем [19].

Все это не позволяет выявить те органы Службы занятости, где достигнуты действительно наилучшие или наихудшие результаты, определить причины этого, создать необходимые предпосылки и стимулы для совершенствования стратегии действий, технологии оказания услуг и системы управления содействием занятости населения.

При этом существующие методики оценки эффективности недостаточно учитывают различия социально-экономических условий.

В рамках которых действуют органы Службы занятости, что отрицательно сказывается на возможности выработать своевременные и действенные меры по совершенствованию государственной политики содействия занятости населения и мотивации персонала органов службы занятости.

Недостатки существующей системы сравнительной оценки эффективности деятельности органов Службы занятости населения служат причинами возникновения ряда проблем в управлении содействием занятости, среди которых следует выделить: [28]

1. Отсутствие зависимости между показателями, характеризующими ресурсную обеспеченность органов Службы занятости и сложившуюся ситуацию на соответствующих региональных рынках труда;

2. Несоответствие изменений региональных приоритетов государственной политики содействия занятости и тенденций на региональных рынках труда;

3. Значительные диспропорции между удельными бюджетными расходами и показателями результатов деятельности;

4. Существенная вариация значений показателей, характеризующих результаты деятельности органов Службы занятости, среди регионов с сопоставимой ситуацией на рынке труда.

Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы, цель и задачи данной работы.

Целью дипломной работы является: оценка деятельности системы занятости населения; подготовка предложений, направленных на совершенствование деятельности органов занятости.

В соответствии с намеченной целью в работе рассматриваются следующие задачи:

- выявление актуальных проблем в системе содействие занятости населения;

- оценка эффективности работы системы занятости основанная на комплексной оценке статистических и финансовых данных о деятельности системы занятости за 2007 - 2008 годы [24;25].

Объект исследования -- деятельность центра занятости населения г. Кемерово.

Нормативно-правовую и информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по труду и занятости и вопросы оценки эффективности, отечественные и зарубежные публикации, аналитические материалы международных организаций (в т.ч. Международной организации труда и Всемирного Банка), Эмпирической базой исследования послужили: данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; ведомственные статистические и финансовые данные Федеральной службы по труду и занятости, Минэкономразвития России, Минфина России; годовые отчеты органов системы занятости.

Делись добром ;)