Анализ и пути совершенствования ценовой политики на примере филиала ООО "СПСР-Экспресс" в г. Владимир и Владимирской области
2.2 Методика ценообразования на предприятии
Если фирма ставит своей основной задачей максимизацию прибыли и обладает полной информацией о рыночном спросе, а так же своих маржинальных затратах и производственных возможностях, то ее менеджеры на основе вышеописанных закономерностей всегда могут выработать оптимальную коммерческую политику, то есть определить оптимальный объем продаж и цену, при которой этот объем может быть продан.
Однако на практике получить полную информацию о рыночном спросе практически невозможно и приходится довольствоваться лишь определенными допущениями. И все же даже в таких условиях понимание взаимосвязи объемов продаж, маржинальной выручки и цены помогает находить решения, достаточно приближенные к оптимальным.
Услуги имеют четыре характерные для них черты:
• Неосязаемость
• Неспособность к хранению
• Неотделимость от лиц, потребляющих и предоставляющих услуги
• Нестабильность качества предоставляемой услуги
Как уже отмечалось выше, услуги невозможно хранить и передавать другим лицам, что обуславливает возможность возникновения в сфере услуг ценовой дискриминации всех видов.
Многофункциональность цены, услуг вызвало образование различных ее специфических форм: тариф, плата, абонемент.
Различают следующие виды цен в сфере услуг:
• Цены на единицу потребительского блага.
• Интегральные цены (сумма цен на отдельные виды работ, связанных с предоставлением этих услуг.
• Комплексные цены (используются для реализации взаимно- дополнительных услуг).
• Скрытые цены (включаются в цену материальных благ).
Тарифы на услуги в компании устанавливаются планово-экономическим департаментом (ПЭД). В компании разработан широкий спектр скидок, индивидуальных тарифных планов, расчет прямых логистических маршрутов («Прямая машина»).
Основной метод ценообразования, используемый в ООО «СПСР-Экспресс» - это ценообразование по принципу «издержки плюс». Данный метод с учетом полных издержек на оказание услуг основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.
Состав цены - это ее составные элементы, выраженные показателями (например, затраты и прибыли, выраженные в рублях).
Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.
В структуру цены по оказании услуг экспресс-доставки входят следующие элементы: себестоимость продукции, прибыль предприятия, НДС, ЕСН.
В себестоимость оказания услуг в филиале включаются:
затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества оказываемых услуг;
затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества и скорости обработки ЭО;
затраты на обслуживание производственного процесса;
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
затраты, связанные с управлением производством;
затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за неотработанное на производстве (неявочное) время, например оплата очередных и дополнительных отпусков;
отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости населения, отчисления на обязательное медицинское страхование;
платежи за приобретение товарно-материальных ценностей (проведение работ, оказание услуг сторонними организациями);
оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) операций;
затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений;
износ нематериальных активов;
налоги, сборы и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с законодательно установленным порядком;
другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.
Структура себестоимости - сумма долей текущих затрат на производство и реализацию продукции.
"right">Таблица 7Калькуляция себестоимости на единицу (ЭО) в 2013 г (руб.)
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Структура, % |
|
Постоянные издержки |
|||
1. Амортизация |
12,85 |
13,97 |
|
2. ЕСН |
4,05 |
4,4 |
|
3. З/п основных рабочих |
6,45 |
7,01 |
|
4. Накладные расходы |
1,65 |
1,79 |
|
Итого: |
25,00 |
27,17 |
|
Переменные издержки |
|||
5.Упаковочные материалы |
10,19 |
11,08 |
|
6. Топливо |
21,26 |
23,11 |
|
7. Аренда помещения |
10,87 |
11,82 |
|
8. Расходы на содержание собственного автопарка |
14,17 |
15,4 |
|
9. Канцелярские и хозяйственные товары |
4,42 |
4,8 |
|
10.Расходы на услуги связи |
3,85 |
4,18 |
|
11.Переменные издержки |
2,24 |
2,44 |
|
Итого: |
67,00 |
72,83 |
|
Всего: |
92,00 |
100 |
Рис. 4. Структура себестоимости услуг на единицу ЭО в 2013 году
Выводы из приведенных данных
1. Уровень себестоимости на единицу (ЭО) в 2013 г составляет 92,00 руб.
2. Основная доля затрат приходится на топливо - 21,26 руб. (23,11%) расходы на содержание автопарка - 14,17 руб. (15,4%).
3. Из приведенных круговых диаграмм видно, что соотношение долей постоянных и переменных издержек по рассматриваемой услуге различается:
- постоянные издержки составляют 27,17%;
- переменные - 72,83%.
4. Превышение доли постоянных издержек над долей переменных издержек связано прежде всего с тем, что количество переменных издержек в три раза больше, а также то, что в данной сфере деятельность больше всего затрат приходится конечно же на бензин, содержание автопарка, упаковочные материалы, которые как раз и относится к переменным затратам.
Динамика структуры затрат с 2011года по 2013 год представлена на диаграмме (Рис. 5)
Рис. 5. Динамика структуры затрат с 2011 года по 2013 год
Выручка филиала ООО «СПСР-Экспресс» в г. Владимир и Владимирской области в разрезе по оказанным услугам за 2013 год представлена в таблице 2
"right">Таблица 8Выручка филиала ООО «СПСР-Экспресс» в г. Владимир и Владимирской области в разрезе по оказанным услугам за 2013 год, (тыс. руб.)
Наименование услуги |
Выручка (тыс.руб.) |
|
Гепард-экспресс |
17988,113 |
|
Гепард-13:00/18:00 |
109,52 |
|
Пеликан-стандарт |
149,816 |
|
Колибри-документ |
188,140 |
|
Экспорт |
954,407 |
|
Итого |
19389,996 |
Основные экономические показатели деятельности предприятия за 2011-2013 гг. представлены в таблице 9.
"right">Таблица 9Показатели деятельности предприятия за 2011-2013 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение 2011/2013 |
||
Абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, % |
|||||
Выручка |
11889,097 |
13801,994 |
19389,996 |
7500,899 |
63 |
|
Себестоимость |
4022,729 |
4540,548 |
6041,776 |
2019,047 |
50 |
|
Валовая прибыль |
7866,368 |
9261,466 |
13348,222 |
5481,854 |
70 |
|
Чистая прибыль |
3246,895 |
5751,359 |
7848,355 |
4601,46 |
142 |
Рис. 6 Показатели деятельности предприятия
Анализируя данные таблицы 9 можно сделать вывод, что выручка от оказания услуг имела тенденцию увеличения. В 2012 году по сравнению с 2011 годом, выручка увеличилась на 5588,002 тыс. руб. или на 40%. Следует отметить, что тарафы на оказываемые услуги с 2011 года подвергались существенным изменениям, в связи с затратами на внедрение инновационных технологий, направленных на автоматизацию производства и ускорение процессов обработки ЭО и соответственно будущее сокращение производственных затрат. Рост выручки составил в 2013 году по сравнению с 2012 годом 5588,002 тыс. руб. Это хорошие показатели деятельности предприятия, однако более важно определить, сколько составляет прибыль предприятия.
Рентабельность и прибыль - показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.). Владимиров С.П. Ценообразование. Учебник. - М.: Экономистъ, 2007. - 574 с. ISBN 978-5-9692-0170-5 Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли.
Различают два вида рентабельности:
Рентабельность продаж - коэффициент равный отношению прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки:
R = ((Чистая) прибыль/Выручка) * 100%
Рентабельность затрат - коэффициент равный отношению себестоимости к сумме подученной выручки:
R = (Себестоимость/Выручка) * 100%
Рентабельность деятельности Филиала ООО «СПСР-Экспресс» в г. Владимир и Владимирской области рассчитана в таблице 10
"right">Таблица 10Рентабельность деятельности предприятия за 2011-2013 гг., %.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение 2011/2013 |
||
Абсолютное |
Относительное |
|||||
Рентабельность продаж |
27,3 |
41,7 |
40,5 |
+13,2 |
+48 |
|
Рентабельность затрат |
33,8 |
32,9 |
31,2 |
-2,6 |
-0,8 |
Рис. 7 Динамика рентабельности показателей предприятия
На основании данных таблицы 10 можно сказать, что рентабельность продаж увеличилась с 27,3% до 40,5%, а рентабельность затрат снизилась с 33,8% до 31,2%.
Анализируя табличные и графические данные, можно сделать вывод, что производственная программа предприятия за рассматриваемые периоды имела тенденцию к росту.
Развитие потенциала сотрудников фирмы, в повышении ассортимента реализуемых услуг, в освоении новых рынков, увеличении сбыта и, в конечном итоге, в повышении эффективности деятельности, привели к росту объемом и выручки.