Анализ и пути совершенствования ценовой политики на примере филиала ООО "СПСР-Экспресс" в г. Владимир и Владимирской области

курсовая работа

2.2 Методика ценообразования на предприятии

Если фирма ставит своей основной задачей максимизацию прибыли и обладает полной информацией о рыночном спросе, а так же своих маржинальных затратах и производственных возможностях, то ее менеджеры на основе вышеописанных закономерностей всегда могут выработать оптимальную коммерческую политику, то есть определить оптимальный объем продаж и цену, при которой этот объем может быть продан.

Однако на практике получить полную информацию о рыночном спросе практически невозможно и приходится довольствоваться лишь определенными допущениями. И все же даже в таких условиях понимание взаимосвязи объемов продаж, маржинальной выручки и цены помогает находить решения, достаточно приближенные к оптимальным.

Услуги имеют четыре характерные для них черты:

• Неосязаемость

• Неспособность к хранению

• Неотделимость от лиц, потребляющих и предоставляющих услуги

• Нестабильность качества предоставляемой услуги

Как уже отмечалось выше, услуги невозможно хранить и передавать другим лицам, что обуславливает возможность возникновения в сфере услуг ценовой дискриминации всех видов.

Многофункциональность цены, услуг вызвало образование различных ее специфических форм: тариф, плата, абонемент.

Различают следующие виды цен в сфере услуг:

• Цены на единицу потребительского блага.

• Интегральные цены (сумма цен на отдельные виды работ, связанных с предоставлением этих услуг.

• Комплексные цены (используются для реализации взаимно- дополнительных услуг).

• Скрытые цены (включаются в цену материальных благ).

Тарифы на услуги в компании устанавливаются планово-экономическим департаментом (ПЭД). В компании разработан широкий спектр скидок, индивидуальных тарифных планов, расчет прямых логистических маршрутов («Прямая машина»).

Основной метод ценообразования, используемый в ООО «СПСР-Экспресс» - это ценообразование по принципу «издержки плюс». Данный метод с учетом полных издержек на оказание услуг основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.

Состав цены - это ее составные элементы, выраженные показателями (например, затраты и прибыли, выраженные в рублях).

Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.

В структуру цены по оказании услуг экспресс-доставки входят следующие элементы: себестоимость продукции, прибыль предприятия, НДС, ЕСН.

В себестоимость оказания услуг в филиале включаются:

затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества оказываемых услуг;

затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества и скорости обработки ЭО;

затраты на обслуживание производственного процесса;

затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

затраты, связанные с управлением производством;

затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за неотработанное на производстве (неявочное) время, например оплата очередных и дополнительных отпусков;

отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости населения, отчисления на обязательное медицинское страхование;

платежи за приобретение товарно-материальных ценностей (проведение работ, оказание услуг сторонними организациями);

оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) операций;

затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений;

износ нематериальных активов;

налоги, сборы и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с законодательно установленным порядком;

другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.

Структура себестоимости - сумма долей текущих затрат на производство и реализацию продукции.

"right">Таблица 7

Калькуляция себестоимости на единицу (ЭО) в 2013 г (руб.)

Статьи затрат

Сумма, руб.

Структура, %

Постоянные издержки

1. Амортизация

12,85

13,97

2. ЕСН

4,05

4,4

3. З/п основных рабочих

6,45

7,01

4. Накладные расходы

1,65

1,79

Итого:

25,00

27,17

Переменные издержки

5.Упаковочные материалы

10,19

11,08

6. Топливо

21,26

23,11

7. Аренда помещения

10,87

11,82

8. Расходы на содержание собственного автопарка

14,17

15,4

9. Канцелярские и хозяйственные товары

4,42

4,8

10.Расходы на услуги связи

3,85

4,18

11.Переменные издержки

2,24

2,44

Итого:

67,00

72,83

Всего:

92,00

100

Рис. 4. Структура себестоимости услуг на единицу ЭО в 2013 году

Выводы из приведенных данных

1. Уровень себестоимости на единицу (ЭО) в 2013 г составляет 92,00 руб.

2. Основная доля затрат приходится на топливо - 21,26 руб. (23,11%) расходы на содержание автопарка - 14,17 руб. (15,4%).

3. Из приведенных круговых диаграмм видно, что соотношение долей постоянных и переменных издержек по рассматриваемой услуге различается:

- постоянные издержки составляют 27,17%;

- переменные - 72,83%.

4. Превышение доли постоянных издержек над долей переменных издержек связано прежде всего с тем, что количество переменных издержек в три раза больше, а также то, что в данной сфере деятельность больше всего затрат приходится конечно же на бензин, содержание автопарка, упаковочные материалы, которые как раз и относится к переменным затратам.

Динамика структуры затрат с 2011года по 2013 год представлена на диаграмме (Рис. 5)

Рис. 5. Динамика структуры затрат с 2011 года по 2013 год

Выручка филиала ООО «СПСР-Экспресс» в г. Владимир и Владимирской области в разрезе по оказанным услугам за 2013 год представлена в таблице 2

"right">Таблица 8

Выручка филиала ООО «СПСР-Экспресс» в г. Владимир и Владимирской области в разрезе по оказанным услугам за 2013 год, (тыс. руб.)

Наименование услуги

Выручка (тыс.руб.)

Гепард-экспресс

17988,113

Гепард-13:00/18:00

109,52

Пеликан-стандарт

149,816

Колибри-документ

188,140

Экспорт

954,407

Итого

19389,996

Основные экономические показатели деятельности предприятия за 2011-2013 гг. представлены в таблице 9.

"right">Таблица 9

Показатели деятельности предприятия за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2011

2012

2013

Отклонение 2011/2013

Абсолютное, тыс. руб.

Относительное, %

Выручка

11889,097

13801,994

19389,996

7500,899

63

Себестоимость

4022,729

4540,548

6041,776

2019,047

50

Валовая прибыль

7866,368

9261,466

13348,222

5481,854

70

Чистая прибыль

3246,895

5751,359

7848,355

4601,46

142

Рис. 6 Показатели деятельности предприятия

Анализируя данные таблицы 9 можно сделать вывод, что выручка от оказания услуг имела тенденцию увеличения. В 2012 году по сравнению с 2011 годом, выручка увеличилась на 5588,002 тыс. руб. или на 40%. Следует отметить, что тарафы на оказываемые услуги с 2011 года подвергались существенным изменениям, в связи с затратами на внедрение инновационных технологий, направленных на автоматизацию производства и ускорение процессов обработки ЭО и соответственно будущее сокращение производственных затрат. Рост выручки составил в 2013 году по сравнению с 2012 годом 5588,002 тыс. руб. Это хорошие показатели деятельности предприятия, однако более важно определить, сколько составляет прибыль предприятия.

Рентабельность и прибыль - показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.). Владимиров С.П. Ценообразование. Учебник. - М.: Экономистъ, 2007. - 574 с. ISBN 978-5-9692-0170-5 Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли.

Различают два вида рентабельности:

Рентабельность продаж - коэффициент равный отношению прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки:

R = ((Чистая) прибыль/Выручка) * 100%

Рентабельность затрат - коэффициент равный отношению себестоимости к сумме подученной выручки:

R = (Себестоимость/Выручка) * 100%

Рентабельность деятельности Филиала ООО «СПСР-Экспресс» в г. Владимир и Владимирской области рассчитана в таблице 10

"right">Таблица 10

Рентабельность деятельности предприятия за 2011-2013 гг., %.

Наименование показателя

2011

2012

2013

Отклонение 2011/2013

Абсолютное

Относительное

Рентабельность продаж

27,3

41,7

40,5

+13,2

+48

Рентабельность затрат

33,8

32,9

31,2

-2,6

-0,8

Рис. 7 Динамика рентабельности показателей предприятия

На основании данных таблицы 10 можно сказать, что рентабельность продаж увеличилась с 27,3% до 40,5%, а рентабельность затрат снизилась с 33,8% до 31,2%.

Анализируя табличные и графические данные, можно сделать вывод, что производственная программа предприятия за рассматриваемые периоды имела тенденцию к росту.

Развитие потенциала сотрудников фирмы, в повышении ассортимента реализуемых услуг, в освоении новых рынков, увеличении сбыта и, в конечном итоге, в повышении эффективности деятельности, привели к росту объемом и выручки.

Делись добром ;)