Анализ и пути улучшения деятельности организации
- анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия;
- анализ основных результатов деятельности филиала «Меловской райавтодор» ДП «Луганский облавтодор»;
- априорный анализ факторов, влияющих на величину конкурентоспособности дорожного предприятия;
- формирование информационной базы измерения конкурентоспособности дорожного предприятия;
- выбор приоритетного конкурента филиала «Меловской райавтодор» ДП «Луганский облавтодор»;
- анализ и оценка конкурентоспособности филиала «Меловской райавтодор» ДП «Луганский облавтодор»;
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности филиала «Меловской райавтодор» ДП «Луганский облавтодор»;
- управление охраной труда и техникой безопасности;
- технико-экономическая оценка проектных решений.
Решение вышеприведенных задач возможно при использовании следующих методов: обобщения, сравнения, факторного, технико-экономического и априорного анализа, матричного метода, балльного метода и методов управления дебиторской задолженностью.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Системный подход к повышению конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующаяся степенью реального или потенциального удовлетворения или конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Общие принципы, которые дают преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
6. Умение твердо стоять на своем.
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия. Возможность предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности выполняемых работ и совокупности экономических методом деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Таким образом, предприятие представляет собой институациональную форму, обособившуюся в результате общественного разделения труда и организационно совмещающую во времени и пространстве в необходимых пропорциях различные ресурсы - средства труда, финансы, трудовые ресурсы, информацию и т.д.
Общественные потребности, потребляемые природные ресурсы, совокупная производственная система и ее продукция должны находиться в отношениях эквивалентности и координации.
Методической базой изучения и управления взаимосвязанными процессами, протекающими в многокомпонентных, экологических, социальных и экономический структурах предприятия, служит системный подход.
Можно выделить в системном подходе три составляющих:
1) теорию организации, изучающую процессы самообразования и их закономерности через понятие цели как главного системообразующего фактора;
2) кибернетику, изучающую процессы управления - достижения заданного состояния системы произвольной природы;
3) синергетику, изучающую сложные неравновесные системы и протекающие в них нелинейные самоорганизующиеся процессы эволюции.
Анализ и синтез в системном подходе осуществляется по следующему алгоритму:
а) определение общей цели функционирования (миссии) системы и цели исследования;
б) структурирование системы в виде взаимосвязанных элементов;
в) выделение и определение внешнего окружения и взаимодействие системы с ним;
г) определение необходимых для функционирования системы ресурсов;
д) анализ функционирования и прогнозирования развития системы на основе выявляемых целей и задач системы и механизма ее функционирования;
е) алгоритмизация управляющего центра, обеспечивающего целенаправленное функционирование и развитие системы.
Для полной оценки конкурентоспособности предприятия необходимо дать оценку факторам, влияющим на нее.
С точки зрения системного подхода наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам их происхождения. В соответствии с этим критерием все воздействующие факторы могут быть классифицированы на два класса: внешние факторы и внутрисистемные.
Внешние факторы, как правило, не зависят от деятельности дорожно-строительной организации и выступают проявлением воздействия систем более высокого порядка.
К ним можно отнести:
1) конкурентоспособность выполняемых работ предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
2) вид выполняемых работ;
3) емкость рынка (количество ежегодных продаж);
4) легкость доступа на рынок;
5) однородность рынка;
6) конкурентные позиции предприятий уже работающих на данном рынке;
7) возможность технических новшеств в отрасли;
8) конкурентоспособность региона и страны.
Внутрисистемные факторы характеризуют условия внутренней среды предприятия и, с точки зрения его КСП характеризуют возможность и эффективность адаптации дорожно-строительной организации к условиям внешней среды.
К ним можно отнести:
а) технические и технологические ресурсы;
б) трудовые ресурсы;
в) факторы технологии производства;
г) организационно-экономические ресурсы;
д) качество выполняемых работ;
е) финансовые ресурсы;
ж) коммуникационные системы предприятия.
Именно этот класс факторов представляется наиболее значимым для обеспечения прочных конкурентных позиций дорожного предприятия, поскольку эти факторы выступают объектом активного регулирования со стороны предприятия.