История развития экономической мысли

курсовая работа

3.1. Особенности раннего и позднего меркантилизма

В экономической литературе в развитии меркантилизма различают обычно два этапа -- ранний и поздний. Основным критерием такого деления является «обоснование» путей (средств) достижения активного торгового баланса, т.е. положительного сальдо во внешней торговле. Апогей раннего меркантилизма соответствует примерно середине

XVI в., а позднего -- охватывает почти целиком XVII столетие. Особенности же этих этапов можно охарактеризовать следующим образом:

Ранний меркантилизм

Поздний меркантилизм

Уровень внешней торговли

Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер.

Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер.

Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса

· установление максимально высоких цен на экспорт товаров;

· допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;

· всемерное ограничение импорта товаров;

· допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;

· запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства.

· вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса.

Позиции в области теории денег

· Преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность;

· «Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);

· устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма);

· устанавливается система монометаллизма;

· констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств;

· констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;

· в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.

· из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения.

Монетаристские позиции

Доминирует идея «денежного баланса».

Господствует положение о «торговом балансе».

3.2. Экономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношений

Общие признаки и этапы развития «классической школы» можно охарактеризовать следующим образом. По мере дальнейшего формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становилось все более очевидным то обстоятельство, что государственное вмешательство в экономическую деятельность не является панацеей в деле преодоления преград в приумножении национального богатства и достижения согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

«Классическая школа» повела решительную борьбу с протекционистской идеологией меркантилистов, обратившись к самым новым методологическим достижениям науки той эпохи и развернув поистине фундаментальные теоретические исследования. Ее представители противопоставили эмпиризму меркантилистской системы профессионализм, который, по словам того же П.Самуэльсона, не позволял впредь «советникам при короле» убеждать своих монархов в том, что увеличение богатства страны сопряжено с установлением государственного контроля над экономикой, в том числе со сдерживанием импорта и поощрением экспорта и тысячей других «детальных» распоряжений».

«Классики», в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным образом сферу производства.

Что же касается метода изучения и экономического анализа, то его новизна в «классической школе» связана, как уже упоминалось, с внедрением новейших методологических приемов, которые обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности и спасательного, т.е. поверхностного, осмысления хозяйственной (деловой) жизни. Об этом свидетельствуют также высказывания Л.Мизеса и М.Блауга -- крупнейших авторитетов современности в области методологии экономической науки.

Таким образом, можно утверждать, что смена меркантилизма классической политической экономией стала свершением еще одной исторической метаморфозы в отношении наименования и назначения экономической науки. Как известно, в бытность древнегреческих философов термин «экономия» или «экономика» воспринимался почти в буквальном переводе слов «ойкос» (дом) и «носом» (хозяйство) и имел смысловую нагрузку процессов домоводства, управления семьей или личным хозяйством. В период меркантилистской системы экономическая наука, получившая благодаря А.Монкретьену наименование «Политическая экономия», воспринималась уже как наука о государственном хозяйстве или экономике национальных государств, управляемых монархами. Наконец, в период «классической школы» политическая экономия обрела черты подлинно научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции.

Теперь правомерно перейти к характеристике общих признаков и особенностей, соответствующих классической политической экономии этапов, которых с определенной условностью можно выделить четыре.

Первый этап. Его начальная стадия приходится на конец XVII -- начало XVIII вв., когда в Англии благодаря творчеству У.Петти и во Франции с появлением трудов П.Буагильбера стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизму нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг (посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда). Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере материального производства.

Следующая стадия этого этапа связана с периодом середины и начала второй половины XVIII в., когда с появлением так называемого физиократизма -- специфического течения в рамках «классической школы» -- меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной критике. Физиократы (особенно Ф.Кенэ и А.Тюрго) значительно продвинули экономическую науку, обозначив новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий, хотя их внимание почти целиком было сосредоточено на проблемах сельскохозяйственного производства в ущерб другим сферам экономики и особенно сфере обращения.

Второй этап. Временной отрезок этого периода развития «классической школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита, чье гениальное творение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало особым и наиболее значительным достижением экономической науки всей последней трети XVIII в.

Третий этап. Хронологические рамки этого этапа охватывают практически всю первую половину XIX в., в течение которой в развитых странах мира (прежде всего, в Англии и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к машинному, или, как говорят, индустриальному, производству, знаменующему свершение промышленного переворота. В этот период наибольший вклад в сокровищницу «классической школы» внесли называвшие себя учениками и последователями А.Смита англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус и Н.Сепиор, французы Ж.Б. Сэй, Ф.Бастиа и др. Все эти авторы придерживались затратой концепции (в соответствии с которой происхождение стоимости товаров и услуг видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства), тем не менее каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления либеральных рыночных отношений довольно заметный след.

Четвертый этап. На этом завершающем этапе во второй половине XIX в. доминировали труды Дж. С. Милля и К.Маркса, всесторонне обобщивших лучшие достижения «классической школы». Как известно, в данный период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившего впоследствии название «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась весьма внушительной.

Причиной тому в значительной мере было то, что последние лидеры классической политической экономии, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и. осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, все же, говоря словами П.Самуэльсона, симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму».

Делись добром ;)