Источники экономического роста

курсовая работа

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

По причине объективного несовершенства рыночной модели функционирования национальной экономики возникает вполне оправданная необходимость вмешательства в нее со стороны государства. Место, занимаемое государством в национальной экономике, различно - от стабилизации экономических циклов, закупки общественных благ, предотвращения излишней монополизации рынков, создания условий представления наиболее полной и объективной информации всем хозяйствующим субъектам до создания системы социально ориентированной модели национальной экономики с искусственным распределением доходов. Точками воздействия могут быть, например, производство, накопление, потребление и воспроизводство благ.

Государственное регулирование национальной экономики осуществляется с применением следующих групп методов:

1) экономических;

2) административных.

Для применения группы административных методов нет необходимости привлекать значительные финансовые средства, а экономические, напротив, связаны с использованием значительных объемов денежных средств, но являются более эффективными и актуальными.

Наиболее распространенным видом экономических методов государственного регулирования является бюджетный, включающий и налоговый инструментарий. Эффективность этих методов для обеспечения и стимулирования регионального и муниципального развития была доказана еще П. Самуэльсоном и У. Нордхаузом, которые считали важным использование их как наиболее действенных рычагов регулирования национальной экономики.

Регулирование региональной экономики с использованием бюджетного процесса происходит в следующих основных направлениях:

1) налогообложение. С его помощью можно эффективно воздействовать на сокращение частных расходов. За счет искусственного изымания из экономики доли финансовых средств становится возможным направить их на решение приоритетных экономических и социальных проблем, например национальную безопасность, строительство дорог;

2) прямые расходы государственного бюджета. С их помощью вполне эффективно можно оказать воздействие на объемы производства определенных благ либо создать минимальные социальные гарантии населению, например пособия по безработице;

3) прямое регулирование экономических процессов. Это направление наиболее распространенно в современной хозяйственной практике и заключается, например, в стимулировании или сдерживании определенных видов хозяйственной деятельности сообразно интересам региональной экономики.

Каждый регион обладает собственным бюджетом, целью которого является реализация функции государственного управления на региональном уровне. Основным из направлений использования регионального бюджета является обеспечение устойчивого роста экономики региона.

Региональный бюджет - это целостная система привлечения и расходования финансовых ресурсов, направленных на финансовое обеспечение основных функций государства на региональном уровне. Бюджетный процесс на региональном уровне регулируется гл. 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ. Расходы регионального бюджета разделены на два основных вида - расходы текущего оперативного характера и расходы на капитальные нужды бюджета развития.

Отношения регионального бюджета существуют в следующих видах:

1) отношения, связанные с концептуальными основами регионального бюджетного устройства и бюджетной системы;

2) отношения, связанные с разграничением доходных и расходных частей на различных уровнях бюджетного процесса;

3) отношения, связанные с формированием и исполнением регионального бюджета.

Специфика функционирования бюджетной системы региона непосредственно определяется характером существующей системы государственного управления. Федеральная бюджетная система представляет собой совокупность отношений между собой бюджетов всех регионов страны, основанную на экономических отношениях и имеющую соответствующее нормативно-правовое закрепление.

Расходная часть бюджета региона является действенным инструментом мобилизации свободных ресурсов региона, стимулирования и расширения воспроизводства, формирования социальной сферы.

В этом качестве она является основным источником стимулирования развития социальной сферы, поддержания и развития экономической и социальной инфраструктуры.

Объем регионального бюджета находится в прямой зависимости от эффективности и результативности хозяйственной деятельности, которая составляет большую часть его доходной части: чем больше объем производства, тем больше объем налоговых поступлений в бюджет. Собственные доходы регионального бюджета не являются единственным источником для его формирования. Для этого привлекаются и внебюджетные средства - финансовые ресурсы бюджетов других уровней, например федерального. В результате разрабатывается финансовый баланс региона, включающий совокупность источников формирования регионального бюджета.

Одной из основных проблем регионального бюджетного процесса является его сбалансированность - состояние равенства между и доходами и расходами регионального бюджета. В случае, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, при его наличии приоритет отдается текущим расходам бюджета. Для поддержания состояния стабильности регионального бюджета устанавливается предельная норма дефицита - механизм соизмеримого уменьшения расходов бюджета при уменьшении его доходов.

Исходя из теории кейнсианства умеренный дефицит регионального бюджета положительным образом сказывается на росте экономики региона, так как увеличение государственных расходов стимулирует его. Одновременно с этим планомерное накопление дефицита бюджета может и тормозить экономический рост по причине создания регионального бюджетного долга, складывающегося из совокупного объема дефицитов регионального бюджета. Соответственно возникает необходимость управления им, например, с помощью выпуска займов, и выплаты процентов по ранее выпущенным.

В рамках региональной экономики соизмеримое увеличение объемов государственных и региональных капиталовложений стимулирует увеличение объемов спроса и соответствующий рост промышленности, создает благоприятную экономическую конъюнктуру. Бюджетное финансирование развития социальной и экономической инфраструктуры благоприятным образом сказывается на росте производственного потенциала, объемов реального производства, оборачиваемости капитала.

Государственные закупки становятся действенным способом сокращения объемов безработицы в регионе и активизации темпов экономического роста региона. Одновременно с этим объемы расходов регионального бюджета и налогов оказываются ведущим фактором в формировании объемов производства и уровня занятости.

Начало использования государственного бюджета для стимулирования экономического роста связано с экономическим кризисом 1929--1933 г. когда стало очевидно, что рынок в некоторых ситуациях не способен к саморегуляции. В это время государственный бюджет стал действенным инструментом прекращения снижения объемов производства и дальнейшего увеличения банкротств и безработицы. Тогда речь не шла о стимулировании экономического роста, а ставка делалась на актуальные задачи - вывод национальной экономики из кризиса, с помощью бюджета.

Разработкой теоретических основ бюджетного регулирования экономического роста занимались такие экономисты, как Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер, Д. Пекман, Д. Хикс, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли. Ими было сформулировано теоретическое положение, состоящее в принципиальной невозможности с помощью исключительно рыночных механизмов обеспечить устойчивый экономический рост по причине большой степени неопределенности экономической системы, неравномерного распределения национального богатства. Регулирование экономического роста с помощью регионального бюджета происходит по трем направлениям - норме процента, потреблению, норме прибыли.

Одним из инструментов бюджетного регулирования является сокращение государственных расходов, и этот инструмент основан на взаимосвязи темпов инфляции с объемами государственными расходов. Уменьшение расходов бюджета позволяет сократить темпы инфляции. Вместе с тем увеличение расходов на социальные нужды существенным образом снижает темпы экономического роста.

Несмотря на большое значение бюджетного обеспечения регионального экономического роста, существующая в России бюджетная система, по сути, не соответствует потребностям стратегии развития национальной экономики в стратегическом отношении. Наблюдается неоправданно высокая степень концентрации налоговых и бюджетных полномочий на федеральном уровне - в центре. Одновременно с этим местные и региональные бюджеты обладают излишним объемом социальных и экономических обязательств, реализация которых не обеспечена соответствующими финансовыми поступлениями.

Сложившаяся система бюджетного федерализма, а именно неоправданно завышенная зависимость региональных бюджетов от решений центра в части установления системы нормативов расщепления федеральных налогов, негативным образом сказывается на темпах экономического роста региона. По причине явной ограниченности существующих налоговых полномочий региональных и местных органов власти формируется система неформальных источников доходов, которая негативно сказывается на общей экономической конъюнктуре региона.

Существует явная проблема противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов. Она усугубляется низкой прозрачностью региональных бюджетов для контроля со стороны населения. Одним из препятствий на пути повышения эффективности бюджетного процесса является неопределенность бюджетного статуса муниципальных образований.

Неэффективная организация бюджетов регионов ведет к снижению эффективности использования государственных финансовых ресурсов, объема и качества государственных услуг, трансформации общественного сектора региональной экономики, созданию препятствий формированию конкурентоспособной национальной экономики, уменьшению инвестиционной привлекательности многих регионов, усилению диспропорций в национальной экономике, росту социально-экономической напряженности.

Одним из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста являются федеральные целевые программы (ФЦП). Это связано с тем, что рыночная экономика не всегда благоприятствует мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для регионального экономического роста - это берут на себя федеральные целевые программы.

Метод программно-целевого планирования показал свою эффективность и при управлении региональной экономикой. Это связано с тем, что этот метод являются действенным инструментом по реализации государственной социальной и экономической политики. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики. Они представляют собой гибкий инструментарий обеспечения эффективной и долгосрочной региональной экономической политики, на основании рационального управления региональными экономическими процессами.

Федеральные целевые программы разрабатываются Правительством РФ, а дальше в качестве федерального закона утверждаются Государственной Думой РФ. Действенным инструментом активизации экономического роста регионов являются федеральные целевые программы.

ФЦП, направленные на увеличение темпов экономического роста регионов, разделены на следующие основные виды:

1) направленные на активизацию социального и экономического развития;

2) направленные на создание условий воспроизводства основных экономических ресурсов.

Каждый из этих видов ФЦП направлен на решение конкретной совокупности экономических проблем и способствует переходу от решения локальных проблем к системному развитию регионов России.

Социальная составляющая России должна стать исходным направлением проектирования федеральных бюджетов. Мировая практика и опыт ряда регионов России свидетельствует о необходимости и практической возможности законодательно регламентированного применения в бюджетном процессе широкого круга социальных индикаторов. В том числе важнейших социальных нормативов, включая уровни потребления продовольствия, медикаментов, бытовых, коммунальных и транспортных услуг гражданами; допустимые уровни бедности и безработицы и др. В отсутствие такого рода качественно-количественных показателей бюджет неизбежно теряет объективные критерии и ориентиры.

Основными целевыми ориентирами в развитии социальной сферы являются:

· доведение доли заработной платы в структуре распределения национального дохода до уровня, принятого в развитых странах мира

· удвоение реальной оплаты труда и пенсий за счет проведения соответствующей политики доходов, бюджетной политики, расширения прав трудовых коллективов во взаимоотношениях с работодателями, повышение реальной оплаты труда.

· преодоление вынужденной безработицы, в том числе среди молодежи, включая стимулирование создания новых рабочих мест, предприятий, развертывание системы повышения квалификации, переквалификации и трудоустройства безработных, в том числе путем организации общественно-полезных работ;

· ликвидация острой бедности,

· реализация мер полноценной поддержки семьи, материнства и детства

Очень часто в обиходе чиновников и социально необеспеченных граждан можно услышать такие понятия, как «прожиточный минимум», «потребительская корзина» и пр. Российские потребительские нормы жизни как раз и опираются на показатели официальной потребительской корзины.

Потребительская корзина - это рассчитанное государством минимальное количество продуктов, услуг и товаров, которые закладываются в прожиточный минимум, рассчитанный на 1 год существования российского гражданина. Исходя из параметров принятой на год потребительской корзины, рассчитывается прожиточный минимум в каждом регионе стране.

Таким образом, если ваша личная корзина не соответствует принятым на данный год нормам потребления, а именно не дотягивает до них, вас официально признают необеспеченным или бедным. Таким образом, вы имеете право на государственную помощь, социальные выплаты, бесплатное жилье, различные субсидии.

Потребительская корзина пересчитывается несколько раз в год, раз в 5 лет пересматривается ее состав товаров и услуг. Для различных категорий - детей, рабочих, пенсионеров - пересчет происходит отдельно. В каждом регионе стоимость потребительской корзины различна. К примеру, в мае 2009 года средняя стоимость потребительской корзины по России была на уровне 7570 рублей 1 коп. в месяц.

Первую потребительскую корзину сформировала Федеральная служба государственной статистики (Росстат) совместно с Международным валютным фондом в 1992 году. Позже 31 марта 2006 года были приняты нормативы, которые закреплены Федеральным законом № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

По мнению многих аналитиков, способ расчета прожиточного минимум в России да и само понятие «потребительская корзина» давно устарело. В европейских странах, например, данные понятия практически не используются. Там человека считают бедным, если его доход не превышает половину от среднедушевого дохода по всей стране. Но российские законодатели пока ничего не планируют менять, ссылаясь на высокий уровень инфляции по сравнению с Европой.

Направления достижения экономического роста в РФ.

1. Условие успеха: обеспечение системообразующей роли государства.

Требуемый рывок в экономической и технологической сферах невозможен силами "свободного рынка" вообще, и рыночной системы с недооформленными структурными компонентами, каковой является российская, в частности. Только волей и целенаправленными усилиями государства реально совершить качественный скачок в общественном развитии, учитывая накопленный опыт стран-лидеров.

2. Точки роста экономики:

a. активизация инновационной деятельности;

Основой национальной инновационной политики является поддержка отечественной науки, передовых научных школ с обязательным условием ориентации науки на потребности экономики. Позиция государства в этом вопросе предполагает институциональное совершенствование, оптимизацию архитектуры системы научных организаций, адресное финансирование по приоритетным направлениям.

Важным направлением активизации инновационной деятельности является стимулирование создания комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот.

Требует государственного решения проблема защиты прав интеллектуальной собственности.

b. структурные трансформации;

Задача повышения национальной конкурентоспособности требует параллельных мер по стимулированию сектора "новой экономики", с одной стороны, и диверсификации промышленности, с другой.

Основную роль в структурных трансформациях экономики призвано сыграть создание функциональной национальной инновационной системы, сопровождаемое мерами налоговой, внешнеэкономической, финансово-денежной, бюджетной политики.

Эффективность функционирования обрабатывающих отраслей существенно зависит от издержек на услуги естественных монополий. Поэтому одним из важнейших направлений структурной политики является реформирование электроэнергетики, железнодорожного транспорта и газовой отрасли с обязательной политикой по снижению издержек. Главная задача здесь - создание конкурентной рыночной среды при сохранении государственного контроля за жизненно важными секторами естественных монополий.

c. стимулирование инвестиций.

Скачкообразное наращивание объемов и повышение качества инвестиций в национальную экономику является залогом быстрого и качественного роста экономики, успеха национальной инновационной и структурной политики. Главной целью инвестиционной политики должны стать создание технологически современной, конкурентоспособной экономики на основе широкой модернизации производственного аппарата и ликвидации таким путем существующего технологического разрыва с развитыми странами.

3. Обеспечивающие меры:

a. расширение внутреннего спроса;

Одной из слабостей российской экономики является недостаточный внутренний спрос. Этому способствуют тенденция к ориентации на обслуживание внешнего спроса, как и опережающий рост импорта. Сегодня только 30% населения по величине заработной платы могут считаться участниками рынка, в то время как остальные потребляют лишь товары первой необходимости.

Расширение внутреннего спроса является мощным катализатором роста экономики. Меры в этом направлении должны включать активизацию как государственного (через механизм государственного заказа и государственных закупок), так и частного (через рост реальных денежных доходов) спроса.

b. налоговая реформа и совершенствование межбюджетных отношений;

Значимость эффективной системы налогообложения, как и стимулирующей системы межбюджетных отношений, для роста экономики не вызывает сомнений. В то же время проводимая ускоренными темпами налоговая реформа имеет нежелательные социально-экономические последствия. Товаропроизводители продолжают считать налоговую нагрузку высокой, а бюджетные поступления на территории не могут закрыть социальных потребностей.

c. снижение издержек как общенациональная задача;

Обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности невозможно без решения задачи снижения издержек. Меры, направленные на это, должны приниматься как на микро-, так и на макро-уровне. Для активизации работы по снижению издержек на микро уровне следует повысить ответственность предприятий за эффективность использования производственного аппарата.

Проводимое регулярное повышение тарифов на электроэнергию является одним из основных факторов наблюдающегося снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Сокращение издержек производства является общенациональной задачей, поэтому главной целью реформирования инфраструктурных монополий должно стать снижение тарифов. Именно на это должна быть нацелена работа государства по контролю за деятельностью монополий.

d. реформирование банковской системы;

Наличие развитой банковской инфраструктуры является каркасным, системообразующим фактором современной экономики. На банковской системе лежит важнейшая функция аккумулирования сбережений и инвестирования в экономику через мобилизацию внутренних ресурсов, в т.ч. населения, конвертации коротких финансовых средств в длинные инвестиционные ресурсы. Современная российская банковская система не в состоянии удовлетворять потребности развитой экономики и задача ускоренного роста требует адекватного ее реформирования.

e. развитие фондового рынка;

Одним из условий вовлечения в инвестиционный процесс средств населения и мелких инвесторов, что критически важно для роста инвестиционной активности и достижения ускоренного роста экономики, является создание адекватно функционирующего рынка капитала, а также решение ряда задач, позволяющих снизить риски инвесторов на этом рынке.

f. стимулирование малого предпринимательства;

Несмотря на принимаемые государством меры по поддержке и развитию малого предпринимательства, они не дают ожидаемого эффекта. Если в сфере услуг, торговле малый бизнес как-то развивается, то в промышленном секторе его доля остается крайне низкой.

Усиление предпринимательской активности является одним из решающих факторов при осуществлении государственной структурной, инвестиционной, инновационной политики.

g. усиление экономической интеграции.

Достижению ускоренных темпов экономического роста будут способствовать процессы экономической интеграции в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств.

4. Стратегическое планирование.

Качественное приращение государственного участия в регулировании экономики может наиболее комплексно и многомерно достигаться через государственное стратегическое планирование развития. При этом речь идет не о возврате к плановой экономике, а о становлении стратегического планирования в рыночном его понимании.

Делись добром ;)