Анализ и совершенствование деятельности организации (на примере ООО "Морозов")

дипломная работа

1.1 Роль и значение анализа в деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики

Изучение явлений природы, общественной жизни, экономических явлений и процессов невозможно без анализа. Анализ представляет собой расчленение явлений или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций должен способствовать выявлению возможностей повышения эффективности использования производственными объединениями и предприятиями материальных, трудовых и денежных ресурсов. Он позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся резервов повышения эффективности производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли [11, с. 3].

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений в организации. Именно от глубины, качества и системности анализа зависит правильность принятия управленческих решений.

Г.В. Савицкая трактует понятие экономический анализ как «Научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразие связей и зависимостей» [25, с. 7]

Различают понятия макро- и микроэкономического анализа. Первый направлен на изучение экономических связей и процессов на уровне мировой и национальной экономики и её отдельных отраслей. Последний изучает эти процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования, поэтому и получил название «анализ хозяйственной деятельности».

А.Д. Шеремет в своей работе [34, с. 77] дает следующее определение комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности: «Комплексный экономический анализ - это средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знаний о бизнесе, понимания деятельности экономического субъекта; его методологическую основу составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе».

Комплексный экономический анализ требует системного подхода к его проведению. Системный подход предполагает анализ всех сторон деятельности предприятия и его подразделений в их взаимосвязи и логически обоснованной последовательности [7, с. 5 - 6].

Сущность системного анализа заключается не в математических методах и процедурах, так как его рекомендации далеко не обязательно вытекает из вычислений. Системный анализ позволяет гораздо глубже и лучше осмыслить сущность систем, их структуру, организацию, задачи, закономерности развития, оптимальные методы и пути управления; он обостряет интуицию руководителя, расширяя основу для его суждений и помогая найти наиболее подходящее решение [4, с. 43].

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно назвать перекрестком многих наук - математики, информатики, экономики, бухгалтерского учета, права. Основное направление анализа: от сложного комплекса - к составляющим ей элементам, от результата к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.

С.М. Пястолов считает, что предметом изучения экономического анализа является предприятие, его организационная структура, активы и обязательства. Экономический анализ, по своему определению, имеет дело с хозяйственными процессами, которые включают в себя производство и реализацию продукции с использованием основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли и т.д. Следовательно, объектом изучения экономического анализа можно считать хозяйственные процессы предприятий, объединений, организаций, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективный характер имеют факторы происходящие в соответствии с определенными экономическими законами. Факторы, которые носят субъективный характер, зависят от решений и действий человека, связаны с его конкретной деятельностью.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения главной цели необходимо решить ряд задач, которые с точки зрения Г.В. Савицкой помогут предприятию достичь хороших результатов и высокой экономической эффективности:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг.

7. Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.

8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются аналитической обработкой разнообразных источников информации. Наибольшую роль играют внутренние источники информации такие как учредительные документы, данные аналитического бухгалтерского учета, данные оперативного и статистического учета, планов нормативная документация, бизнес планы и пр. Также необходимо располагать и внешней информацией, в состав которой входят политическая и экономическая информация; информация о деятельности, финансовой устойчивости и перспективах развития конкретных хозяйствующих субъектов, являющихся покупателями, инвесторами, заемщиками, кредиторам либо конкурентами анализируемого предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности организации состоит из управленческого анализа и финансового анализа.

К управленческому анализу можно отнести внутрихозяйственный производственный анализ и внутрихозяйственный финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций: обоснованность и реализация бизнес-планов, маркетинг, эффективность деятельности организации, условия производства, использование производственных ресурсов, производство продукции, экономическая эффективность производства и реализации прибыли.

К финансовому анализу относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций: абсолютные показатели по прибыли, рентабельность производства и реализации, ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость, использование собственного капитала, эффективность использования заемных средств. Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим при проведении организацией анализа финансово-хозяйственной деятельности [10, с. 5]

Таким образом, содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Классификация экономического анализа по видам определяется, в первую очередь, его целями, методами исследования и обобщения изучаемых материалов.

Н.В. Войтолонский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова [39, с.20] классифицируют виды экономического анализа по 4 основным признакам:

1. по субъектам экономического анализа (внутренний, внешний);

2. по времени проведения (итоговый, предварительный);

3. по направлению исследования (общеэкономический, технико-экономический анализ);

4. по содержанию и уровню организации (комплексный, тематический).

Самыми важными для любой организации в условиях рыночной экономики является анализ маркетинговой деятельности, финансового состояния, технологии изготовления продукции, технико-экономический анализ.

Маркетинговый анализ проводится для обеспечения эффективного использования ресурсов и удовлетворения запросов потребителей. С помощью маркетинга ведутся постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов услуг, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Основными задачами маркетингового анализа являются: оценка предложения и анализ состояния спроса на услуги организации и рынков сбыта; определение ценовой политики и основных стратегий ценообразования, коммерческого риска; выявление реальных и потенциальных конкурентов организации; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков, выявление способов повышение конкурентоспособности; анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных; разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности [18, с.180].

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития [13, с.148].

К основным задачам анализа финансового состояния организации относятся следующие: объективная оценка финансовой устойчивости; определение факторов, воздействующий на финансовую устойчивость; выявление резервов повышения эффективности управления оборотным капиталом, обеспечение платежеспособности и поддержания финансовой независимости; разработка вариантов конкретных управленческих решений, направленных на укрепление финансовой устойчивости [39, с.326].

Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. На практике перечисленные виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления - выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений, выявлению имеющихся резервов повышения эффективности производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли.

Под хозяйственными резервами в анализе хозяйственной деятельности понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта [25; с.101].

С развитием научно-технического прогресса появляются новые виды сырья и материалов, новые виды машин и оборудования, новые технологии, более совершенные формы организации труда, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость продукции и услуг, ускорять оборачиваемость средств, повышать рентабельность и другие показатели эффективности бизнеса.

Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, т.е. в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.

Таким образом, экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в полном и рациональном использовании производственного потенциала с целью получения максимального количества высококачественной продукции (работ, услуг) при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции (работ, услуг) [39, с.42-44].

Анализ хозяйственной деятельности проводится для выявления имеющихся резервов повышения эффективности работы любой организации, связанный с поиском более рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Выбор вида анализа зависти от направления исследования, его целей и задач. Для каждого вида анализа существует своя методика его проведения.

На сегодняшний день существует большое количество методов и приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. В экономической литературе принято разделять все приемы и методы на неформальные (логические, качественные) и формализованные (математически, количественные).

Неформальные методы (вероятно, правильнее из назвать трудно формализуемыми) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей. Большую роль в применении этих методов играют опыт и интуиция аналитика. Формализованные методы (иногда еще их называют математическими) опираются на предварительно заданные зависимости и правила.

Рассмотрим подробнее основные неформальные и формальные методы и приемы анализа.

К неформальным относятся следующие основные приемы и методы:

1. Разработка системы показателей. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всестороннее отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления [6, с.45].

2. Метод сравнений. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития [24, с.41].

3. Прием детализации. Детализация обеспечивает глубину исследования, его всесторонний характер, конкретность познания изучаемых процессов, дает возможность выявить причины, повлиявшие на конечные результаты. Детализация изучаемых показателей может быть осуществлена по многим направлениям: времени совершения операций, месту их совершения, составным частям, а также по факторам, обусловившим достигнутые результаты [39, с.52].

4. Метод экспертных оценок. Сущность его заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов (экспертов) по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:

- Метод «мозговой атаки», или конференции идей, где генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;

- Метод «мозгового штурма», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;

- Метод Дельфи предусматривает анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам и последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам. В итоге обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.

5. Методы ситуационного анализа и прогнозирования. В основе этих методов лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Основными разновидностями данного метода являются имитационное моделирование и метод сценариев. Данные методы предназначены для перспективного анализа, чтобы предвидеть возможные варианты развития при выполнении определенных действий.

В.В. Ковалев, О.Н. Волкова [6, с.43]. подразделяют формализованные приемы и методы на пять основных групп: классические методы экономического анализа, традиционные методы экономической статистики, математико-статистические методы изучения связей, методы теории принятия решений и методы финансовых вычислений.

К классическим методам экономического анализа относятся:

Балансовый метод. Данный метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть связаны между собой.

Факторный анализ. Применяется для выявления степени влияния различных причин на величину изменения исследуемых показателей.

Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей. Основу метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным, который мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей с помощью простейших пропорциональных зависимостей.

К традиционным методам экономической статистики относятся:

Метод средних величин. Метод позволяет обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям для выявления общей тенденции развития объекта.

Метод группировки. Данный метод предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обуславливающих.

Элементарные методы обработки расчетных данных. Основан на показателях середины интервала, моды, медианы, размаха и коэффициента вариации, среднеквадратического отклонения.

Индексный метод. Используется для сравнительного анализа.

К математико-статистическим методам изучения связей относятся:

Корреляционный анализ. Метод установления связи и измерения ее тесноты между наблюдениями.

Регрессионный анализ. Метод установления аналитического выражения стохастической зависимости между исследуемыми признаками.

Дисперсионный анализ. Метод позволяет определить, к одной и той же совокупности данных или нет относятся группы разных наблюдений.

Кластерный анализ. Метод многомерного анализа, предназначенный для группировки совокупности.

К методам теории принятия решений относятся:

Метод построения дерева решений. Метод используется для определения значения зависимой переменной.

Линейное программирование. Метод позволяющий отыскать оптимальные параметры выпуска и способы наилучшего использования имеющихся ресурсов.

Анализ чувствительности. Метод заключается в определении того, что будет, если один или несколько факторов изменят свою величину.

Выше перечислены только основные методы, наиболее часто используемые на практике. Для каждого вида анализа применяется свое сочетание методов и приемов. В большинстве случаев при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются в первую очередь неформальные методы, а также классические методы экономического анализа и статистки. Применение компьютеров существенно расширило аналитический инструментарий, расширив возможности «старых методов» и дав аналитикам новые.

Делись добром ;)