logo
Анализ и совершенствование системы управления конкурентоспособностью организации (на примере ИП Данилюк Сергей Александрович)

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика для организации - прежде всего умение вести конкурентную борьбу на рынке, полном аналогичных организаций со схожими целями. Для этого необходимо увеличение производственной эффективности, качества продукции, сравнимого или лучшего, нежели у конкурентов, предоставление услуг, отвечающих передовым технологиям, полученным в ходе научно-технического прогресса. Глубокие знания в экономике и ведении бизнеса, помогают эффективно управлять производством или предоставлением услуг, стимулировать предпринимательские навыки и привлекать к выполнению намеченных целей все окружающие ресурсы. Финальный этап на пути обеспечения конкурентных преимуществ организации - оценка эффективности всех принятых мер, в рамках общей стратегии конкурентоспособности. Именно таким образом выявляются сильные и слабые места и фиксируются векторы для совершенствования. Сегодня, по истечении четверти века развития рыночных отношений в нашей стране, понятие «конкурентоспособность» для всех форм бизнеса становится ключевым.

Конкурентоспособность товара определят в итоге и благосклонность рынка к нему, его коммерческий и финансовый успех. В то же время конкурентоспособность - понятие сложное, включающее в себя разные подходы, сформированные за 2 с лишним века рыночных отношений во всем мире. Оно включает в себя и ожидание рынка от товара, и предпочтения потребителей. А в свою очередь предпочтения потребителей это далеко не только качество или цена на товар, но и технологии изготовления, эстетика, экология, сервис при и после продажи, реклама и многое другое. Все более значительный вес в последнее время набирает влияние затрат покупателя во время использования товара в общую конкурентоспособность товара.

Рынок - лучший контролер товара, который появляется в продаже. Покупатели приобретают только тот товар, который подходит им по целому ряду факторов - от цены и до религиозных и эстетических предпочтений. Долю на рынке в целом, занимает товар, который и удовлетворяет по всем критериям данному проценту покупателей. Конкуренты, соответственны, лишаются этой доли рынка.

Поэтому не для кого, ни секрет, что конкурентоспособность и ее совершенствование поставлены во главу угла большинства коммерческих организаций и является сверх актуальной.

При разработке способов увеличения конкурентоспособности организации и производимых ею продуктов также исключительно важно оставаться в рамках правового поля, которое определяется законодательством РФ. При ведении бизнеса всегда велик соблазн применения всего спектра мер и воздействий на конкурентов, которые дадут максимальную пользу при минимальных затратах. Но в условиях широкомасштабного применения таких методов всеми игроками на рынке, неизбежно наступит хаос, от которого не выиграет никто. Поэтому вся деятельность организации должна подчиняться положениям федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Целью выпускной квалификационной работы является оценка конкурентоспособности организации и разработка мероприятий по обеспечению конкурентных преимуществ организации на рынке.

Исходя из цели, задачами выпускной квалификационной работы являются:

­ изучение теоретических и методических основ конкурентоспособности организации;

­ установление методов оценки конкурентоспособности организации;

­ анализ производственно-хозяйственной деятельности организации;

­ оценка конкурентоспособности организации;

­ разработка рекомендаций по обеспечению роста конкурентоспособности организации.

В качестве объекта исследования был определен индивидуальный предприниматель Данилюк С.А.

Предметом исследования являются процессы и методы обеспечения конкурентоспособности организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых, экономистов, менеджеров, посвященные разработке методик по оценке конкурентоспособности продукции и организации в целом, выявления степени влияния различных факторов на рост конкурентоспособности, а также мер по формированию конкурентных преимуществ организации.

В рамках данного подхода в работе использовались различные методы, приемы и способы экономических исследований, такие как: наблюдение и сбор данных (финансовые и сбытовые отчеты), эксперимент (опрос экспертов), научная абстракция (обработка данных после эксперимента).

Информационная база сформирована на основе официальных данных Госкомстата РФ, первичной и сводной отчетности ИП Данилюк С.А., а также материалов, опубликованных в научной литературе и периодической печати.