Анализ и совершенствование системы управления конкурентоспособностью организации (на примере ИП Данилюк Сергей Александрович)
1.1 Понятие, виды и формы конкуренции в рыночных условиях хозяйствования
Конкуренция - противоборство независимых экономических субъектов при ограниченности ресурсов. Это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке компаниями в целях получения большей прибыли от реализации собственной продукции или предоставлении услуг потребителям, учитывающие сильно дифференцированные интересы покупателей. В мировом масштабе постоянно существует жесткая конкуренция производителей товаров и услуг. Для удачной интервенции на внешнем рынке требуется значительное повышение конкурентоспособности предлагаемых товаров собственного производства. При импорте же продукции конкуренция со стороны иностранных компаний позволяет достигать более выгодных условий приобретения товаров и услуг конечными потребителями.
Понятие конкуренции не имеет однозначной трактовки. Это способ ведения хозяйства, и одновременно, способ существования финансовых средств, противоборствующих с другими финансовыми средствами. Конкуренция есть синтез как товарного производства, так и развития организации. Плюс конкуренция является механизмом уравновешивания производства товаров и услуг [15,c.80].
Основные последствия конкуренции - увеличение жесткости рыночных и производственных отношений, а также резкое увеличение качества предоставляемых на рынках товаров и услуг, ускорении научно-технического прогресса. Конкуренция является внешним фактором компания, который влияет на ее деятельность. Данный фактор компанией, в условиях рыночной экономики, не контролируется.
Противоположность конкуренции - монополия. Но вместе с этим, оба этих явления зависят от одних и тех же показателей рынка, среди которых основными являются: [17,c.311].
1) количество организаций;
2) свобода вхождения организации на рынок и выхода из него;
3) дифференциация товаров.
Рыночное противоборство имеет следующую классификацию:
Рисунок 1 - Классификация рыночного противоборства
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. В условиях рынка существует множество организаций с независимым капиталом, которые принимают решения, исходя только из собственных интересов:
1)вклад каждой организации в общий объем выпуска продукции незначителен и не оказывает сильного влияния на ценообразование;
2)товары основных производителей однородны;
3)повышение цен одного производителя приводит к уменьшению спроса на его продукцию со стороны потребителей;
4)действия продавцов некоррелированы между собой;
5)рынок доступен всем желающим на нем работать [23,c.234].
Потребители имеют возможность покупать требуемую им продукцию на любом рынке. Совокупность всех вышеперечисленных условий дает прозрачную и простую связь между производителями товаров и услуг и их целевой аудиторией. Такая форма конкуренции трансформирует меркантильные интересы отдельных предпринимателей и фирм по жажде к прибыли в пользу всему обществу. К сожалению, данная форма конкуренции, во многом утопична. Данная форма конкуренции имеет большое значение как базис для построения более реалистичных форм ведения хозяйства в условиях активного противоборства [34,c.75].
Несовершенная конкуренция появляется вместе с концентрацией большого капитала в руках небольшого числа предпринимателей, а также ведет к появлению акционерных обществ и усилению контроля за ресурсами. Так появляются монополии. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» [45,c.189].
Термин «монополия» дословно значит «один продавец». Современное значение понятия «монополия» трансформировалось в единый термин, для обозначения всей совокупности отношений несовершенной конкуренции.
Таблица 1 - Сравнение совершенной конкуренции и монополии
Характеристика Рынка |
Совершенная Конкуренция |
Монополия |
|
Количество производителей |
Большое количество |
Один производитель |
|
Сложность вхождения на рынок |
Малая сложность |
Большая сложность |
|
Различные характеристики продукта |
множество однотипных продуктов с похожими характеристиками |
один продукт с базовым набором характеристик |
|
Контроль розничного ценообразования со стороны производителя |
Нет контроля |
Полный контроль |
Классифицировать монополии можно по 2 критериям - уровню охвата экономики и по причинам возникновения монополии.
В первой группе выделяются:
1)чистая монополия (единственный производитель, вход на рынок существенно осложнен, цены полностью зависят от производителя);
2)абсолютная монополия (государственные монополии).
Ко второй группе относят:
1)естественная монополия - редкие и невосполнимые ресурсы, контроль инфраструктуры;
2)легальные монополии - уникальные технологии и производственные мощности;
3)искусственные монополии сговор нескольких производителей для уменьшения рисков на рынке. При этом меняется структура рынка: [27,c.147].
новые игроки на рынке не появляются;
текущие игроки, не вошедшие в сговор, теряют конкурентные преимущества и выбывают с рынка;
стремительное развитие новых технологий в продуктах;
большие ресурсы для организации новых проектов;
создание устойчивого имиджа.
Формы, которые могут принимать искусственные монополии - различны. Выделяют концерны, тресты, картели и синдикаты.
Картель - участники объединения имеют обособленные капиталы, ресурсы, бренды, но совместно договариваются о доли каждого члена объединения на рынке. Распространяется продукция отдельно каждым членом, в отличие от синдиката, где при независимости ресурсов членов сбыт продукции осуществляется централизовано. Монополия в виде треста объединяет всех членов сговора по ресурсам и капиталы и централизованно осуществляет сбыт товаров. Концерн объединяет разнородные организации в единый блок для более эффективного управления производством и снижения издержек [20c.98].
Еще одним параметром, по которому классифицируют конкуренцию - это ее методы, т.е. ценовые и неценовые.
Ценовая конкуренция - процесс искусственный, связанный с умышленным уменьшением цены. Такая цена не связана с издержками при производстве и логистике, а оправдана только конкуренцией с другими производителями. Условиями для возникновения такой конкуренции служат факторы:
1)продавец должен быть хоть немного, но монополистом в данной области;
2)потребители дифференцированы продавцом по способностям к покупкам;
3)первый потребитель не может выступить в качестве законного продавца.
Основные сегменты такой ценовой политики - сфера услуг (красота, образование, здоровье), логистика и транспорт, продукты с малым сроком сохраняемости.
Основные приемы неценовой конкуренция - повышение качества продукции (повышение характеристик) и условий сбыта (сервис продаж и реклама). Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту [32,c.96].
Отдельно стоит выделить методы незаконной неценовой конкуренции: переманивание ключевых специалистов, закупка малых партий товара и его подделывание, промышленный шпионаж, компрометация производителя-конкурента, отрицательная реклама конкурента.
Рыночная экономика - единый механизм, в котором работают подсистемы из финансовых, производственных, информационных и правовых структур, формирующих единое экономическое пространство - рынок. Более просто, рынок - совокупность производителей и потребителей, где в результате взаимодействия спроса и предложения в саморегулирующейся форме устанавливаются цены на продукцию или услуги, а также объемы их выпуска. А конкуренция для рынка, является следующим по важности понятием после спроса и предложения. В противоборстве на рынках идет сражение за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Данный процесс постоянно изменяется и ускоряется. Благодаря этому неуклонно повышается качество продукции, доступной потребителю. Также следствием этого процесса является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение научно-технического прогресса.
Положение организации часто рассматривают через призму его поведения в условиях разнообразных рыночных структур. Структура рынка - взаимосвязь воздействия рынка на производителей и производителей на рынок. Основные характеристики при этом - число продавцов и объемы их продаж, качество и дифференциация продукции, процесс вхождения на рынок, наличие информации о продуктах. Данная информация позволит спрогнозировать объемы продаж, перспективные цены, а также реакцию конкурентов на развертывание рыночной кампании [43,c.189].
Основными движущими силами конкуренции, согласно Портеру, являются:
1) способность поставщиков торговаться;
2) соперничество между существующими конкурентами;
3) угроза появления товаров-заменителей;
4) способность потребителей торговаться;
5) угроза появления новых игроков на рынке.
Данные силы, формируют цены на товары и услуги, на издержки, которые несут производители, на средства капитала, прикладываемые фирмами, чтобы остаться и закрепиться на рынке. В итоге данные силы определяют прибыльность рынка и создают экономическое пространство, единое для всех игроков.