Качество и конкурентоспособность продукции

курсовая работа

1.1 Понятие качества продукции. Система показателей качества продукции

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международные стандарты последних лет определяют качество продукции как степень, с которой совокупность свойств и характеристик выполняет требования потребителей к качеству продукции.

Для оценки качества продукции используются показатели качества. Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Его наименование определяет характеризуемое свойство (например, точность измерения, диапазон частот, прочность, долговечность и т.п.). Численные значения могут выражаться как в размерных единицах (длина, скорость, масса, время и др.), так и безразмерных (коэффициент полезного действия, коэффициент готовности, ремонтопригодность изделия, вероятностные показатели и др.).

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой, качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной - с позиции потребителя.

Чтобы более точно дать оценку качеству продукции рассмотрим классификацию ее показателей.

Классификация показателей качества продукции

№ п/п Признак классификации Группы показателей качества продукции1По характеризуемым свойствам согласно их назначению Показатели назначения. Показатели экономного использования ресурсов (ресурсосбережения). Показатели надежности. Эргономические показатели. Показатели технологичности. Показатели транспортабельности. Показатели стандартизации и унификации. Патентно-правовые показатели. Экологические показатели. Показатели безопасности. Экономические показатели. По способу выражения Показатели, выраженные в натуральных обобщенных единицах. По количеству характеризуемых свойств. Единичные показатели. Комплексные показатели (групповые, обобщенные, интегральные. По применению для оценки Абсолютные, относительные и базовые знания показателей. По стадии определения значений показателей .Прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели. По размерности отражаемых свойств Функциональные, долевые, банальные, приведенные показатели. По значимости при оценке качества Основные и дополнительные показатели. По характеру установления показателя Регламентированное, номинальное, предельное, оптимальное значения показателей.

Первый признак классификации характеризует свойства продукции, входящие в состав ее качества, и служит для обоснования и выбора номенклатуры показателей качества, соответствующей потребностям населения, национальной безопасности страны и экспорта. Группы показателей качества по этому признаку классификации применяются для включения в технические нормативные правовые акты, в технические задания на разработку продукции, в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при контроле качества и испытаниях продукции, ее сертификации, для оценки качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Второй признак классификации служит для технико-экономического анализа качества продукции, при котором важно знать полезный эффект каждого свойства, выраженный как в натуральных (кг, м, вольт, ампер, байт и др.), так и в обобщенных (трудоемкость, материалоемкость, стоимость и т. п.) единицах.

Третий признак классификации предназначен для использования в различных методах оценки качества и характеризует охват свойств продукции. Так, единичные показатели используются в дифференциальном методе и каждый из них характеризует одно из свойств продукции, а комплексные - в комплексном методе и характеризуют одновременно совокупность свойств (определенную их группу, всю их совокупность или интегральный полезный эффект) в сопоставлении с требуемыми для этого затратами.

Четвертый признак классификации показателей качества служит для выбора базовых образцов продукции, для оформления карт технического уровня качества продукции, в которых сравниваются значения показателей качества оцениваемой и базовой продукции.

Пятый признак классификации служит для учета особенностей оценки качества продукции на различных стадиях ее жизненного цикла.

Шестой признак классификации характеризует размерность отражаемых свойств в соответствии с их природой и в зависимости от применяемого метода определения показателя.

Седьмой признак классификации отражает значимость при оценке качества продукции каждого показателя или их совокупности. При этом основные показатели используются в первоочередном порядке при выборе определенного варианта продукции из нескольких сравниваемых, а дополнительные - при уточнении принимаемого решения.

Восьмой признак ориентирован на характер и метод установления показателей качества. При этом выделяют следующие значения показателей:

регламентированное - значение, установленное техническими нормативными правовыми актами;

номинальное - регламентированное значение, от которого отсчитывается допустимое отклонение (отклонение фактического значения от нормативного, находящееся в пределах, установленных техническими нормативными правовыми актами);

предельное - наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества продукции;

оптимальное - значение, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

Таким образом, приведенная в таблице и кратко прокомментированная классификация показателей качества продукции дает достаточно полное представление о составе и содержании рассмотренных показателей по восьми признакам классификации.

Данная градация помогает производителю наладить такую систему производства продукции, которая обеспечивала бы высокое качество выпускаемой продукции по всем показателям. Образно говоря, показатели качества продукции являются отправной точкой для определения уровня, на котором находиться выпускаемая продукция, а само качество - одним из самых важных критериев способствующих реализации продукции покупателям.

Делись добром ;)