Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью

курсовая работа

1.3 Концепции управления кредиторской и дебиторской задолженностью

В процессе своей повседневной хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные виды отношений с юридическими и физическими лицами. Оно заключает и осуществляет сделки, выполняет обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством. В результате такой деятельности появляются денежные обязательства, подлежащие исполнению (кредиторская задолженность). И, наоборот, у других лиц возникают долги по отношению к предприятию (дебиторская задолженность).

Дебиторская и кредиторская задолженность -- естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями. Вряд ли найдется хоть одна организация, у которой на отчетный период отсутствовала бы та или иная форма задолженности. Наличие как активных, так и пассивных обязательств у предприятия стало настолько обыденным и очевидным, что зачастую управлению дебиторской и кредиторской задолженностью уделяется недостаточно внимания. В каждом хозяйственном цикле авансированные денежные средства должны возобновляться, то есть возвращаться предприятию с прибылью. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков - платежей. В то же время кредиторская задолженность как долговое обязательство организации, всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле.

Систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока:

Кредитная политика - позволяет максимально эффективно использовать задолженность как инструмент увеличения продаж.

Кредитная политика - позволяет максимально эффективно использовать задолженность как инструмент увеличения продаж.

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т.к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.

Вместе с тем, для каждого предприятия важно:

_ не допускать необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов;

_ избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска;

_ вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты;

_ своевременно, совместно с юридическими службами предприятия, принимать меры по истребованию просроченной дебиторской задолженности.

В то же время, представляется необходимым четко отслеживать расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также будет обречено на оплату штрафных санкций по расчетам с контрагентами. Также необходимо отметить, что дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия, возникновение которых обусловлено несовпадением даты появления обязательств с датой платежа по ним.

От правильного учета и контроля кредиторской и дебиторской задолженностью зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению. Это еще раз подтверждает высокую значимость своевременного и качественного управления задолженностью предприятия. Основные функциональные направления деятельности при осуществлении контроля над задолженностью нацелены, прежде всего, на укрепление финансового состояния предприятия. Указанные направления условно можно разделить на две категории: общие и частные. К общим направлениям относятся:

_ организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору;

_ систематическое проведение финансово-хозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности, целью которого является проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

_ определение внутренних и внешних причин, оказавших влияние на величину, структуру, динамику дебиторской и кредиторской задолженности, проведение оценки эффективности и влияния принятых мер на финансовое состояние предприятия, формирование соответствующих выводов и прогнозов.

Задачами частного направления являются:

_ снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

_ уделение большего внимания контролю над движением дебиторской задолженности, так как именно она приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности предприятия;

_ своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;

_ разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли. При предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности. В дальнейшем следует четко отслеживать своевременность погашения ими своих обязательств;

_ выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам;

_ проведение совместной работы бухгалтерских подразделений, осуществляющих контроль над движением дебиторской и кредиторской задолженности, с юридическими службами предприятия, направленной на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов.

Организуется работа по возврату долгов от дебиторов, мерами воздействия на которых является следующие пункты: 

_ подготовка и направление мотивированных претензий просрочившим дебиторам, тем самым осуществление возможности прерывания течения срока исковой давности (в случае признания должником долга или его части);

_ подготовка и направление искового заявления в арбитражный суд к должнику, не признающему долг, о взыскании задолженности и предусмотренных договором или законом штрафных санкций;

_ в случае неспособности дебитора погасить свой долг видится целесообразным предъявить иск о несостоятельности. 

При условии, что управление задолженностью предприятия построено в соответствии с вышеприведенными направлениями, механизм контроля над движением дебиторской и кредиторской задолженности помогает решить основные задачи по укреплению финансового состояния предприятия, а именно:

_ содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита и, тем самым, росту прибыли;

_ повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежа;

_ определение степени риска неплатежеспособности покупателей;

_ расчет размера резерва по сомнительным долгам;

_ выработка рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными контрагентами.

Анализ и контроль за движением дебиторской задолженностью являются одним из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. Правильно разработанная стратегия контролирования кредиторских долгов позволяет своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежного и ответственного предприятия.

К задачам финансового менеджмента, по мнению Бланка И. А. относится поддержание рационального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующих соотношений: общая сумма дебиторской задолженности должна превышать сумму кредиторской задолженности. Это -- одно из условий обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, дебиторская задолженность -- важнейший источник погашения кредиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности по срокам и суммам должна сочетаться с планируемым погашением кредиторской задолженности; оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть сопоставима. Средняя продолжительность одного оборота в днях должна быть меньше, чем продолжительность оборота дебиторской задолженности, а среднее число оборотов дебиторской задолженности (отношение выручки от реализации -- нетто к средним остаткам дебиторской задолженности) должно превышать оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение себестоимости реализованной продукции к средней сумме остатков кредиторской задолженности). На основе этой группировки и с учетом условий договоров с заказчиками на каждый квартал разрабатывается график ожидаемого поступления средств от реализации.

Минимизации просроченной дебиторской задолженности способствует налаживание партнерских отношений с заказчиками, поддержание с ними постоянных связей. Таким образом, если деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение и укрепление своего финансового благосостояния, управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в системе бухгалтерского и управленческого учета предприятия должно уделяться особое внимание.

Делись добром ;)