Анализ и управление затратами

курсовая работа

2.1 Экономическая характеристика ОАО «Кирилловский молочный завод»

ОАО «Кирилловский молочный завод» - акционерное общество открытого типа создано из Государственного предприятия «Кирилловский молочный завод», зарегистрированного Постановлением Главы администрации Иглинского района № 194 от 28 апреля 1992 года.

ОАО «Кирилловский молочный завод» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Общество имеет полное официальное наименование: открытое акционерное общество «Кирилловский молочный завод».

Сокращенное наименование: ОАО «КМЗ».

Местонахождение общества: 452440 Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Кириллово, ул. Гагарина 14.

Основной целью общества является получение прибыли путем удовлетворения общественно-полезных потребностей в продукции, работах, услугах.

Основными видами деятельности ОАО являются:

- производство пищевых продуктов на основе переработки молока и сливок;

- разработка, внедрение, производство, реализация конкурентоспособной пищевой продукции;

- оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с использованием сети своих магазинов.

Рынком сбыта произведенной пищевой продукции являются предприятия сети торговли в городах Республики.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную и иную деятельность, а также социальное развитие трудового коллектива. Основу плана составляют договора, заключенные с потребителями продукции и услуг, и поставщиками материальных и иных ресурсов, а также решения исполнительных органов общества и Совета директоров, принятые в пределах установленных Уставом полномочий. Реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.

В обществе создается резервный фонд, который формируется путем обязательных ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли. Он предназначен для покрытия его убытков, а также для выкупа обыкновенных акций Общества в случае отсутствия иных средств.

Успешное развитие производства в значительной степени зависит от уровня организации управления.

На данном предприятии используется программа «1С - Бухгалтерия». Полная автоматизация бухгалтерского учета позволяет решать задачи не только бухгалтерии, но и других подразделений предприятия.

Таблица 1 Основные экономические показатели ОАО «Кирилловский молочный завод» за 2006 - 2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

13650

19310

21338

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

12694

16258

18728

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп.

93

84

88

Среднесписочная численность персонала, чел.

142

148

150

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Производительность труда одного работника, чел/час.

325

402,3

426,8

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

457

1053

1435

Среднемесячная заработная плата на 1 работника, руб.

4000

5500

5850

Остаточная стоимость основных фондов, тыс.р.

994

1213

1447

Фондоотдача, руб.

9,64

14,08

9,4

Балансовая прибыль, тыс.руб.

-21

1120

663

Чистая прибыль, тыс.руб.

-

719

462

Прибыль от реализации, тыс.руб.

91

1352

634

Рентабельность продаж, %

0,66

7,00

2,97

На основе данной таблицы можно сделать следующие выводы Наблюдается стабильный рост объема реализованной продукции, за 3 года он составил 7688 тыс.руб. или 156,3%. Соответственно происходит и рост себестоимости продукции, который за 3 года составил 6034 тыс.р. или 147,5%.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2008 году уменьшились на 5 копеек или на 94,6% по сравнению с 2006 годом и составили 88 копеек на 1 рубль реализованной продукции.

Таблица 2. Анализ изменения основных экономических показателей ОАО «Кирилловский молочный завод» за 2006 - 2008 гг.

Показатели

2007/2006 гг.

2008/2007 гг.

2008/2006 гг.

Абсол

Относ. %

Абсол

Относ. %

Абсол

Относ. %

Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс.р.

5660

141,5

2028

110,5

7688

156,3

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс.р.

3564

128,1

2470

115,2

6034

147,5

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп.

-9

90,3

4

104,8

-5

94,6

Среднесписочная численность персонала, чел.

6

114,3

2

104,2

8

119,0

Производительность труда 1 работника, тыс.р.

77,3

123,8

24,5

106,1

101,8

131,3

Фонд оплаты труда, тыс.р.

596

230,4

382

136,3

978

314,0

Среднемесячная заработная плата на 1 работника,р.

921

201,5

1564

130,9

2485

263,7

Остаточная стоимость основных фондов, тыс.р.

219

122,0

234

119,3

453

145,6

Фондоотдача,р.

4,44

146,1

-4,68

66,8

-0,24

97,5

Балансовая прибыль, тыс.р.

1141

5333,3

-457

59,2

684

3157,1

Чистая прибыль, тыс.р.

719

-257

64,3

462

Прибыль от реализации, тыс.р.

1261

1485,7

-718

46,9

543

696,7

Рентабельность продаж,%

6,34

1060,6

-4,03

42,4

2,31

450

Среднесписочная численность персонала ОАО «Кирилловский молочный завод» в рассматриваемом периоде имела тенденцию к увеличению. За три года численность персонала увеличилась на 80 человек.

Среднегодовая производительность труда увеличилась, и в 2008 году рост данного показателя составил 101,8 тыс.руб., рост составил 131,3%.

Стабильными темпами происходит увеличение фонда оплаты труда. Рост этого показателя в 2008 году составил 978 тыс.руб. или 314% по сравнению с 2006 годом, а среднемесячная заработная плата на 1 работника увеличилась в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 1850руб. или на 146.25%.

Среднегодовая стоимость основных средств имеет тенденцию к увеличению. Так в 2008 году среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась по сравнению с 2006 годом на 453 тыс.руб. или на 145,6%.

Важный показатель использования основных средств - фондоотдача в 2007 году увеличился на 4,44 тыс.руб. или на 146,1% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году по сравнению с 2006 годом уменьшился на 0,24 тыс.руб.

В изучаемом периоде наблюдаем повышение прибыли и рентабельности. Однако повышение этих показателей произошло в 2007 году и в 2008 году по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом показатели прибыли и рентабельности уменьшились.

На основе изученных показателей можно сделать вывод об улучшении работы предприятия в изучаемом периоде с 2006 по 2008 год.

ОАО «Кирилловский молочный завод» специализируется на выпуске пищевых продуктов на основе молочной продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.

Проведем анализ выпуска и реализации продукции ОАО «Кирилловский молочный завод» в табл. 3 Из данных таблицы видно, что объем производства продукции в 2007 году увеличился на 178%, т.е. почти в два раза в сравнении с 2006 годом. А в 2008 году уменьшился на 25,4%.

Таблица 3 Динамика производства и реализации молочной продукции ОАО «Кирилловский молочный завод» за 2006-2008 гг.

Года

Объем производства продукции, тыс. р.

Темпы роста,%

Объем реализации, тыс. р.

Темпы роста,%

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2006

9584

100

100

9348

100

100

2007

17080

178,2

178,2

16705

178,7

178,7

2008

13620

142,1

79,7

13258

141,8

79,4

Также видно, что объем реализации продукции в 2008 году уменьшился на 26% в сравнении с 2007 годом, а в сравнении с 2006 годом увеличился на 41,8%. Изобразим графически динамику производства и реализации продукции ОАО «Кирилловский молочный завод» на рис. 2

Рис 2 Динамика производства и реализации продукции ОАО «КМЗ»

Таблица 4. Анализ реализации продукции ОАО «Кирилловский молочный завод» по ассортименту за 2006-2008 гг., тыс.руб.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Выручка от реализации своей продукции всего, в том числе:

9348

16705

13258

Молока

1932

5928

3016

Масла фасованного

5042

5977

6584

Творога

69

664

998

Сметаны

313,1

996,8

885

Кефира

113,9

100,2

273

Масла монолит

1878

3039

1502

Объем реализации молока за 2008 год увеличился в 3,4 раза в сравнении с 2006 годом. Также увеличился объем реализации сметаны - в 2,8 раза, кефира - в 2,4 раза, творога - в 14,5 раз.

Как видно из таблицы увеличение объема реализации по одним видам ведет к сокращению реализации по другим видам продукции.

В целом за анализируемый период видно, что выручка от реализации всей продукции в 2007 году увеличилась на 7357 тыс.руб. в сравнении с 2006 годом. А в 2008 году уменьшилась в сравнении с 2007 годом на 3447 тыс.руб.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства промышленного предприятия является обеспеченность их средствами труда в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Делись добром ;)