Коммерческая деятельность предприятия

курсовая работа

Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий

В новых условиях хозяйствования коммерческая деятельность рассматривается как определяющая основа торгового предприятия. Одновременно усиливается внимание к функциям и структуре управ-ления коммерческой деятельностью предприятия. Система управле-ния носит достаточно динамичный характер, направленный на адап-тацию структуры коммерческой деятельности к особенностям и тен-денциям развития рынка.

При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.

Планирование - одна из важнейших функций управления ком-мерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование за-купок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торго-вого предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат пока-затели, которые должны быть достигнуты в результате их выполне-ния. В планах отражается содержание работ, устанавливается пер-сональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выпол-нения заданий.

Сущность организации как функции управления состоит в упо-рядочении, согласовании, регламентировании действий исполни-телей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей. Организация управления включает также оперативное регулирование, под которым подразумеваются текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, ука-зания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретной рыночной ситуацией. Учет как функция управления коммерческой деятельностью представляет собой документальное оформление поступлений, при-емки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии. Благодаря учету обеспечивается сохранность материальных ценностей и денежных средств, контроль за торговыми процессами и ре-зультатами коммерческой деятельности.

Под контролем подразумевается активное слежение за исполнени-ем управленческих воздействий, проверка соблюдение документов, регламентирующих коммерческо предпринимательскую деятельность торгового предприятия. Контроль вместе с учетом информирует пред-принимателя о результативности торговых процессов и служит сред-ством корректирующего воздействия со стороны органов управления на тех, кому надлежит исполнять управляющие решения.

В крупных торговых предприятиях в процессе управления коммерческой деятельностью реализуются такие функции управления, как экономический анализ показателей коммерческой деятельнос-ти, прогнозирование спроса и продаж.

Функции коммерции обусловлены взаимодействием с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами внешней сре-ды. Полученные исходные данные из внутренних и внешних источ-ников трансформируются в информацию, на основе которой осу-ществляется коммерческая деятельность в торговом предприятии (рис. 2). По мере становления рынка предполагается проведение корректировок в системе управления коммерческой деятельностью на основе всестороннего анализа деятельности торгового предпри-ятия и факторов внешней среды.

Рис. 2. Основные источники осуществления коммерческой деятельности торгового предприятия.

В зарубежной практике выделяются два аспекта коммерции: один связан с деятельностью службы коммерции, а другой - с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой. В рамках первого ас-пекта деятельность службы коммерции ориентирована на один из следующих вариантов: товары; функции; товарные рынки и поку-патели; товары и функции; функции и товарные рынки. Из этого перечня преобладают варианты по товарам и по функциям.

Рассмо-трим структуру управления коммерческим подразделением в этих двух вариантах. На рис. 3 изображена структура управления коммерческой службой, в состав которой входят коммерческие группы, специали-зированные по товарному признаку. В каждой группе сосредоточе-на определенная номенклатура товаров. Эти группы осуществляют закупку и продажу товаров с учетом потребностей покупателей и сокращения издержек обращения.

Рис. 3. Структура управления коммерческой службой по товарному признаку.

На рис. 4 представлены структура управления коммерческим подразделением, действующим по функциональному признаку. Вся це-почка обращения продукции представлена четырьмя блоками, каждый из которых наделен свойственными ему функциями, в том числе и ком-мерческими. Первый блок обеспечивает закупку сырья для изготовле-ния продукции на своих предприятиях, которая затем поступает в про-дажу. Второй блок осуществляет прямые закупки товаров у производителей для последующей реализации. Третий блок связан с продви-жением товаров, сопровождаемым складированием и хранением. Чет-вертый блок выполняет операции по подготовке товаров к продаже и подаче к местам продажи. Все товары, поступающие в продажу, груп-пируются по однородному признаку. Коммерческая деятельность ко-ординируется и контролируется коммерческим директором, который подчиняется руководителю торговой фирмы (компании).

Рис. 4. Структура управления коммерческой службой по функциональному признаку

Важным условием эффективности управления коммерческой де-ятельностью является ее местоположение и взаимосвязанные дей-ствия в организационной структуре торгового предприятия. Эти признаки определяются сферой деятельности предприятия, его стра-тегическим курсом и объемом реализации продукции.

Существует несколько типов организационной структуры торго-вого предприятия:

линейная,

функциональная,

линейно-функцио-нальная,

линейно-штабная,

дивизиональная,

матричная и др.

Обычно малые торговые предприятия начинают свою деятель-ность с простой линейной организации, в которой распределение полномочий идет сверху вниз.

Функциональное управление, широко используемое в средних торговых предприятиях, - это управле-ние по отдельным функциям (маркетинг, финансы, сбыт, кадры), при котором высшее звено руководит сотрудниками низовых уровней, но только в пределах одной функции. Основу линейно-функциональных структур составляет так назы-ваемый шахтный принцип построения и специализации управлен-ческого процесса по основным функциям. По каждой из них форми-руется иерархия служб по уровням (шахтам), пронизывающая всю ор-ганизацию сверху донизу.

Линейно-функциональные структуры на-иболее эффективны в условиях использования аппаратом управле-ния определенного заданного алгоритма при решении типичных за-дач. Однако при линейно-функциональном управлении слабо учи-тываются постоянно изменяющиеся внутренние и внешние условия деятельности торгового предприятия, допускается нерациональное распределение информационных потоков, превышаются нормы уп-равляемости, особенно у руководителей высшего звена.

Суть линейно-штабной организационной структуры состоит в том, что при линейном руководителе создается в помощь ему груп-па специалистов, так называемый штаб, или оперативно-аналити-ческий отдел. В его задачи входит: получение и анализ информации о внешней и внутренней среде; осуществление контроля; подготов-ка проектов решений; текущее информирование и консультирова-ние руководства. При штабной структуре управления высшее звено руководителей в значительной мере освобождается от вспомогатель-ных, второстепенных функций в процессе управления.

Дивизиональная организационная структура предполагает деле-ние организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим районам. Разработка та-кой структуры вызвана расширением масштабов предприятий, ди-версификацией производства и изменениями внешней среды.

При матричной структуре управления сочетаются вертикальные линейные и функциональные связи с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчине-нии, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, которые образуются для руководства отдель-ными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.

В практике управления торговыми предприятиями обычно ис-пользуются типы организационной структуры в определенной ком-бинации. Разнообразие организационных структур вызвано адапта-цией торговых предприятий к новым условиям, развитием потреби-тельского рынка, коммуникационных сетей и совершенствованием коммерческой деятельности.

Можно выделить три наиболее характерных варианта организа-ционной структуры торгового предприятия в увязке с местоположе-нием и управлением коммерческой деятельностью.

Первый вариант (рис.5.) предпочтителен для торгового пред-приятия со средним товарооборотом и неширокой номенклатурой то-варов, например предприятия, занятые розничной продажей мебель-ных товаров. Основное достоинство этой организационной структу-ры - простота системы управления, возможность прослеживать ком-пактность и соподчиненность всех функциональных подразделений. Иерархический ранг имеет две ступени, т. е. два уровня управления. Предусматривается линейная связь управления функциональными подразделениями с подчинением администрации предприятий.

Рис. 5. Организационная структура торгового предприятия по продаже мебели.

Такие группы, как планово-экономическая, бухучета финансов, коммерческо-распорядительная, составляют первый уровень органи-зационной структуры. На коммерческо-распределительную службу возложены совершение коммерческих сделок, закупки и организа-ция поставок товаров. Но главные функции коммерческой службы -это управление операциями купли-продажи и расширение целевых рынков мебели, действующих на коммерческой основе. Процессы, связанные с реализацией мебели, представлены вторым уровнем уп-равления. Вся технологическая цепочка по доведению товаров из сферы производства в сферу конечного потребления ориентирована на минимальные издержки.

Второй вариант (рис. 6) наиболее типичен для торгового пред-приятия с большим объемом реализации продовольственных това-ров. В этом случае предусматривается линейно-функциональная ор-ганизационная структура с централизованным управлением деятель-ностью торгового предприятия.

Рис. 6. Организационная структура торгового предприятия по продаже продовольственных товаров.

Система управления состоит из трех взаимосвязанных уровней. В непосредственном подчинении администрации торгового предпри-ятия находятся четыре подразделения первого уровня, занимающие-ся экономическими, бухгалтерскими, финансовыми и коммерчески-ми вопросами, а также маркетинговыми исследованиями состояния целевых рынков продовольственных товаров. На втором уровне уп-равления представлены службы, организующие закупку, поставку, предпродажную подготовку и реализацию продовольственных това-ров. Продажа товаров выполняется по группам товаров однородного состава. На третьем уровне управления задействовано производствен-ное подразделение, отвечающее за организацию выпуска продукции своими силами. В обязанности подразделения входит обеспечение уп-равления технологическими процессами и всей цепочкой производ-ства предусмотренной номенклатуры продукции. Информационное обеспечение и управленческие решения рассчитаны на компьютер-ные средства. В рассмотренной организационной структуре осуще-ствляются вертикальные и горизонтальные связи, координация и управление всей деятельностью торгового предприятия.

Третий вариант (рис.7.) используется в крупном торговом пред-приятии со значительным объемом реализации продукции. Обычно такая схема свойственна фирмам с централизованной оптовой про-дажей непродовольственных товаров или средств производства. Иерархический ранг и управление имеют два уровня. К первому уровню относятся такие отделы, как планово-экономический, фи-нансовый, маркетинговых исследований, юридический, бухгалтерия.

Рис. 7. Организационная структура торгового предприятия по продаже сырья и средств производства.

Особая роль принадлежит коммерческой службе, объединяющей пять отделов, которые осуществляют коммерческую политику фир-мы. Деятельность отдела закупок осуществляется на основе постоянного изучения рыночной конъюнктуры спроса и предложения. В результате вырабатывается стратегия товарно-материального обес-печения. В обязанности этого отдела входят также управление ма-териальными запасами и поддержание должного уровня обслуживания потребителей. Отдельно выделен транспортный отдел, отве-чающий за доставку сырья и средств производства потребителям. Он координирует отправку железнодорожных вагонов с отгружен-ной продукцией, отслеживает прохождение вагонов до потребите-лей, контролирует погашение транспортных расходов и др. Опреде-ленное значение придается отделу взаимозачетов. Отдел внешних связей решает вопросы, касающиеся поставок импортного сырья, материалов и средств производства, таможенного обслуживания и досмотра.

Второй уровень представляет управление всей технологической цепочкой при реализации сырья и средств производства на целевых рынках. Особое внимание уделяется получению прибыли в результа-те успешного ведения и расширения коммерческого дела.

В нынешних условиях перехода к рынку многие предприятия ис-пытывают платежеспособный кризис, поэтому они не могут рассчи-тываться за то количество сырья и средств производства, которое им необходимо для выпуска продукции. Особенно это касается предпри-ятий ведущих отраслей промышленности. Практически они являют-ся должниками из-за дебиторской или кредиторской задолженнос-ти: металлурги должны энергетикам, энергетики - машиностроите-лям, машиностроители - химикам и т. д. Больше всех страдают железнодорожники из-за дебиторской задолженности. В результате предприятия попадают в затруднительное положение, приводящее порой к остановке производства.

В данной ситуации важная роль принадлежит оптовым торго-вым предприятиям, в частности их взаимозачетным отделам по реализации сырья и средств производства. Рассмотрим организацию централизованной и взаимозачетной (бартерной) поставки продук-ции предприятиям-потребителям рамках замкнутого цикла на примере концерна «Еврохим» (pис. 8). В этом случае предусматри-вается новый подход к становлению партнерских связей. Суть схемы заключается в следующем: в соответствии с договором между кон-церном «Еврохим» и предприятиями-потребителями концерн берет на себя обязанности поставщика (дистрибьютора) материалов и средств производства. Выполняя торгово-посреднические функции, он обеспечивает поставки материалов и средств производства со своего склада, или отправляются транзитом (прямые сообщения от изготовителя) железнодорожным транспортом.

Рис. 8. Схема поставки средств производства и готовой продукции между предприятиями по взаимозачетному замкнутому циклу.

В нашем примере поставки продукции осуществляются в пределах пяти предприятий: концерн «Еврохим», Каменск-Уральский электромаш, Пензаэнерго, Пензакомпрессормаш, Каучук-Стерлитамак. Основой взаимных расчетов служат долговые обязательства (векселя) задействованных предприятий.

Опыт показывает, что рассмотренная система поставки и расчетов за продукцию удовлетворяет потребности всех участников замкнутого цикла.

Делись добром ;)