Коммерческий анализ деятельности коммунального предприятия "Крымтеплокоммунэнерго"

курсовая работа

1.3 Описание товара или услуги

Рассмотренный Верховной Радой и утвержденный Президентом Украины Закон «О теплоснабжении» от 2 июня 2005 г. № 2633-IV определяет основные правовые, экономические и организационные основы деятельности на объектах производства и транспортировки тепловой энергии: теплогенерирующих станциях или установках, тепловых электростанциях, теплоэлектроцентралях, котельных, когенерационных установках, тепловых сетях. Тепловая энергия рассматривается законом как товарная продукция, предназначенная для купли-продажи на рынке.

Законом определяются государственная политика, государственное управление и регулирование в сфере теплоснабжения, где основная задача государства - не контроль над теплоснабжением каждого поселка и района, а создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей.

Государственная политика базируется на принципах обеспечения энергетической безопасности страны, государственного управления и регулирования отношений, государственной поддержке и стимулировании, формировании ценовой и тарифной политики, обеспечении защиты прав и интересов потребителей. Государственное управление направлено на оптимальное объединение централизованных (мощностью свыше 20 Гкал/ч), частично централизованных (от 3 до 20 Гкал/ч), децентрализованных (от 1 до 3 Гкал/ч) и автономных (до 1 Гкал/ч) систем отопления.

Государственное регулирование деятельности в сфере теплоснабжения реализуется путем предоставления субъектам предпринимательской деятельности лицензий, а именно: лицензий по производству тепловой энергии и лицензий по ее поставкам. Среди задач государственного регулирования - антимонопольные ограничения в сфере теплоснабжения, запрещающие использование монопольного положения в любой форме.

Государственная поддержка сферы теплоснабжения предоставляется в соответствии с объемами средств, предусмотренными законом о государственном и местных бюджетах на год.

Государственный надзор в сфере теплоснабжения проводит государственную инспекцию, к сфере деятельности которой относится надзор за режимом потребления тепловой энергии, а также другие органы, определенные законодательством.

Тарифы на тепловую энергию, определяемые как сумма тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, утверждаются органами местного самоуправления. Расходы на льготы по оплате за потребленную тепловую энергию отдельным категориям потребителей возмещаются за счет источников финансирования, определенных действующими законами, которые предоставляют соответствующие льготы. В случае задолженности потребителя закон дал право ограничивать или прекращать ему поставку тепловой энергии и взыскивать задолженность судебным порядком.

Регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую комбинированными установками производства электрической и тепловой энергии, осуществляется Национальной комиссией электроэнергетики Украины, но цены не должны превышать цены на тепловую энергию от других теплогенерирующих объектов на соответствующей территории.

Коммунальное предприятие формирует тарифы на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения для населения. Тариф на горячее водоснабжение формируется без учета холодной воды.

При отсутствии приборов учета тепловой энергии на отопление применяются двухставочные тарифы.

Таблица 1.2 - Учет тепловой энергии на отопление при помощи применения двухставочных тарифов.

При отсутствии приборов учета тепловой энергии на отопление - двуставочние тарифы

При наличии приборов учета тепловой энергии на отопление

Период

Тариф за тепловую энергию для отопления 1 м2 отопливаемой площади ежемесячно на протяжении отопительного периода, грн (с учетом НДС)

Тариф за обслуживание присоединенной тепловой нагрузки (абонентная плата) в расчете на 1 м2 отапливаемой площади ежемесячно на протяжении года, грн (с учетом НДС)

Тариф за тепловую энергию согласно показаний приборов учета тепловой энергии, грн за 1 Гкал (с учетом НДС)

ноябрь 2008г.

4,21

1,06

254,84

с 01.12.2008г.

4,32

1,13

265,12

Таблица 1.3 - Тарифы на тепловую энергию, выработанную КП “Крымтеплокоммунэнерго”, для подогревания 1м3 холодной воды на потребности горячего водоснабжения для населения.

Период

Тариф на тепловую энергию для 1 м3 холодной води, грн. (с учетом НДС)

Ноябрь 2008г.

11,56

с 01.12.2008г.

12,01

При двухставочном тарифе оплата за поставляемое тепло производится по двум ставкам:

* первая ставка -- за заявленную подключенную мощность с пересчетом на тепло;

* вторая ставка -- за реально потребленное тепло.

В первую ставку входят условно-постоянные затраты теплоснабжающей организации на содержание и ремонт оборудования, тепловых сетей и автотранспорта, заработная плата персонала, отчислений в бюджет и т.д.

Постоянная часть тарифа должна утверждаться с разбивкой по объектам обслуживания: источники тепла; магистральные тепловые сети; тепловые пункты; разводящие тепловые сети и, при необходимости, внутренние системы отопления.

Вторая часть тарифа -- переменная, которая зависит от расхода первичных энергоресурсов предприятий и фактического теплопотребления абонентом. Система оплаты на базе двухставочного тарифа стимулирует поставщика тепловой энергии в осуществлении энергосберегающих мероприятий у потребителя, использовании освободившейся мощности для подключения новых потребителей и повышения качества теплоснабжения, так как такие мероприятия не снижают в абсолютных цифрах прибыль поставщика.

Для определения наиболее эффективного способа снабжения теплом какого-либо населенного пункта или отдельного микрорайона в городской части изучается распределение по рассматриваемой территории спроса на тепло. В соответствии с полученной информацией проводятся расчеты стоимости разных вариантов теплоснабжения (централизованного и децентрализованного) с использованием различных видов топлива и теплоисточников. По результатам расчетов выбирается наиболее выгодный вариант и определяются районы для приоритетного использования того или иного технического решения по теплоснабжению. Ограничением является параллельное развитие двух систем теплоснабжения в одном и том же районе города.

Сегодня качество централизованного теплоснабжения во многих украинских городах приходится признать недостаточно высоким. Уровень коррозии тепловых сетей и потерь тепловой энергии в них высок.

Одним из реальных путей ощутимого снижения затрат по оплате энергоносителя считается внедрение автономных систем теплоснабжения.

Автономные системы теплоснабжения могут быть ориентированы на выполнение следующих работ:

1) технологическое проектирование котельных установок и вспомо?

гательного оборудования;

2) комплектация и поставка оборудования;

3) монтаж котельных установок вспомогательного оборудования и внутренних инженерных систем;

4) пусконаладочные работы;

5) техническое и сервисное обслуживание оборудования построенных котельных.

1.4 Оценка ёмкости рынка товара или услуги

Рост цен на энергоносители поставил в ряд актуальнейших задачу по снижению расхода энергоносителей в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Отличительной чертой жилищно-коммунальных предприятий является их высокая енергоемкость и низкая энергоэффективность. Более половины затрат в себестоимости теплосервисных услуг составляют топливно- и электрозатраты.

В жилищно-коммунальном секторе ежегодно потребляется 20 % всех необходимых Украине топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии и 30 % тепловой энергии. По объемам энергопотребления ЖКХ занимает третье место после энергетики и черной металлургии. В соответствии с данными баланса тепловой энергии (пара и горячей воды) по Украине сектор теплоснабжения потребляет примерно 75 млн. т условного топлива в год или 47 % от общего их потребления в стране.

В системах централизованного теплоснабжения производится более 50 % всей тепловой энергии. Электростанциями отпускается 28% всего тепла, котельными -- 57,5 %, ВЭР и др. -- 14,5 % .

Суммарная реализация тепла в стране составляет 388,5 млн. Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 313 млн. Гкал, промышленность и прочие потребители -- 75,5 млн. Гкал. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении в Украине составляет более 15 тыс. км, газовых сетей более 70 тыс. км.

Сегодня качество централизованного теплоснабжения во многих украинских городах приходится признать недостаточно высоким. Уровень коррозии тепловых сетей и потерь тепловой энергии в них высок.

В то же время эффективность использования энергоресурсов ниже средних показателей в странах с похожими климатическими условиями: реальное потребление воды в Украине в 2-2,5 раза выше среднеевропейского уровня; удельное теплопотребление -- в 2-4 раза превышает аналогичные показатели в США и странах Западной Европы.

Низкая энергоэффективность является одной из главных причин непомерно высоких издержек на жилищно-коммунальные услуги и огромных финансовых обязательств государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Более 85% стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) прямо или косвенно связаны с финансированием тепло-, электро-, газо-, водоснабжения, а также текущего ремонта инженерных сетей, зданий и их конструктивных элементов в целях повышения теплозащиты (ремонты кровель, межпанельных швов, входных дверей и оконных конструкций и др.).

Низкая энергетическая эффективность увеличивает издержки, рост издержек влечет за собой рост социальной: напряженности. Техническая и технологическая отсталость отрасли, слабое освоение высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий влияют на себестоимость и качество жилищно-коммунальных услуг.

Ускоренный рост цен на энергоресурсы, возрастающие размеры дотаций расходов населения за пользование теплом, все это создает напряженную ситуацию в стране и требует необходимости применения энергосберегающих технологий.

Положение с обеспечением тепловой энергией потребителей усугубляется критическим состоянием тепловых сетей. В настоящее время, при нормируемых тепловых потерях от внешнего охлаждения 5%, они составляют, по разным оценкам, от 20 до 65%, т.е. каждая пятая тонна условного топлива, сжигаемого в котельных агрегатах, идет на обогрев воздуха и грунта. Число аварий на сетях теплоснабжения увеличилось по сравнению с 1991 г. в 5 раз и составляет две аварии на каждый километр тепловых сетей в год.

На отказы, вследствие аварийных ситуаций, на котельных, ЦТП и тепловых сетях приходится 80% отключений потребителей от тепла и горячей воды.

Вследствие выше перечисленных факторов, а также отсутствия финансирования по модернизации и замене энергооборудования и тепловых сетей появился повышенный интерес к системам децентрализованного теплоснабжения, включающих в себя как автономные котельные, так и системы поквартирного теплоснабжения. Использование децентрализации позволяет лучше адаптировать систему теплоснабжения к условиям потребления теплоты обслуживаемого объекта, отсутствие внешних распределительных сетей практически исключает непроизводственные потери теплоты при транспорте теплоносителя. При децентрализации достигается снижение капитальных затрат на тепловые сети и перекладываются расходы на установку и обслуживание теплогенерирующего оборудования на собственников жилья. Использование, например, в системах поквартирного теплоснабжения высокоэффективных теплогенераторов зарубежного или отечественного производства с использованием энергосберегающих систем автоматического управления позволяет в полной мере удовлетворить запросы самого взыскательного потребителя.

Именно с созданием в Украине теплоэнергорынков, ориентированных на конкуренцию, непосредственно связано решение таких важных проблем, как ликвидация перекрестного субсидирования и совершенствование механизмов тарифен и ценообразования в ТЭК; погашение многомиллиардных долговых сумм, накопленных субъектами хозяйствования каждого из трех звеньев рыночной электроэнергетической цепочки; привлечение масштабных капиталовложений, необходимых для модернизации изношенных производственных мощностей и сооружения новых, а также внедрения новых теплоэнерго- и экологосберегающих технологий в отечественной топливно-энергетической сфере.

Мера износа основных составляющих системы жилищно-коммунального хозяйства, %

Рисунок 1.4 - Мера износа основных составляющих системы жилищно-коммунального хозяйства, %

С учетом компенсации за предыдущие периоды из разницы в тарифах на услуги теплоснабжения, которая проведена в финансовой отчетности текущего года, предприятием получена за 2008 год прибыль в размере 94,7 млн.грн. (результат от основной деятельности - убыток в размере 137,8 млн.грн.).

Состоянием на 01.01.2009 год из государственного бюджета профинансировано на покрытие убытков от регуляции тарифов за предыдущие периоды 362,6 млн. грн. Кроме того, сумма необходимой компенсации из бюджета за VI квартал 2008 года составляет 33,9 млн. грн. (без учетом инвестиционной составляющей в действующем тарифе), из них за октября в сумме 20,9 млн.грн.

Состоянием на 01.01.09 г. сумма непогашенной задолженности из разницы в тарифах составляет 48,6 млн. грн.

Рисунок 1.4 - Структура затрат по тепловой энергии

На современном этапе техническое состояние рынка теплоснабжения в Украине в целом неудовлетворительное. Это связано с тем, что в течение десятилетий практически не модернизировалось энергетическое хозяйство. В итоге, 20 % энергетического оборудования полностью изношено, 70 % отработало свой ресурс.

Суммарная реализация тепла в стране составляет 388,5 млн. Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 313 млн. Гкал, промышленность и прочие потребители -- 75,5 млн. Гкал. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении в Украине составляет более 15 тыс. км, газовых сетей более 70 тыс. км.

Делись добром ;)