Комплексный экономический анализ деятельности аптечного предприятия

контрольная работа

4. Характеристика барьеров отрасли

Процессы развития конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в существенной степени зависят от существующих барьеров входа на фармацевтический рынок, снижение которых может заинтересовать многих новых хозяйствующих субъектов. Барьеры входа на рынок являются качественными показателями структуры товарного рынка.

На графике представлены барьеры входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, наиболее часто упоминаемые в отчетах территориальных органов федеральной антимонопольной службы.

Можно выделить административные и экономические барьеры входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Административные барьеры.

1. Трудности при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Во-первых, существует проблема наличия у индивидуального предпринимателя-соискателя лицензии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. Это установлено Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 как обязательное лицензионное условие. Еще один аспект касается необходимости предоставления договора аренды помещения для получения лицензии на розничную торговлю, а значит оплачивать арендную плату в то время как идет процесс согласования и предпринимательская деятельность еще не ведется, что увеличивает затраты входа на рынок. При этом на практике срок рассмотрения документов оказывается достаточно длительным: по оценкам территориальных органов ФАС - от 30 дней до 3 месяцев.

Усложненный процесс и высокая стоимость лицензирования фармацевтической деятельности и аккредитации аптечных учреждений, включение дополнительных требований в условия и длительное рассмотрение заявок на лицензирование - все это является серьезным сдерживающим фактором для развития малого бизнеса на фармрынке.

Упрощение системы лицензирования и уменьшение длительности оформления разрешительных документов позволило бы быстрее и с наименьшими финансовыми затратами получить необходимые разрешительные документы для занятия данным видом деятельности.

2. Величина устанавливаемых торговых надбавок. У данного барьера также имеется два аспекта. Во-первых, сам перечень жизненно-необходимых лекарственных средств, составленный с целью государственного регулирования ценообразования, оценивается территориальными органами ФАС как необоснованно избыточный. Во-вторых, уровень установленных торговых наценок не позволяет аптечным учреждениям использовать дифференцированную систему ценообразования (например, повысить цену на предметы гигиены или изделия медицинского назначения и тем самым получить возможность снизить цену на дорогостоящие жизненно важные препараты) и вынуждает применять предельную наценку при формировании розничных цен практически на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Кроме того, имеются случаи, когда аптечные сети, действующие в регионе, где органами власти субъекта РФ установлены определенные торговые надбавки, зарегистрированы в других регионах, и на них не распространяются данные ограничения (где уровень торговых надбавок ниже). Это ставит местные аптечные учреждения в неравные условия.

3. Усложненный процесс регистрации и согласований. Для осуществления своей деятельности на фармрынке предприниматели обязаны получить разрешительные документы и согласования местных администраций, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, архитектуры, пожарной инспекции, СЭС и т.д. Такое количество согласований, по мнению предпринимателей, является избыточным и длительным по времени.

4. Проверки, действия контролирующих органов. Барьер связан с большим количеством контролирующих органов, плановых и внеплановых проверок, жесткими требованиями, предъявляемыми к аптечным учреждениям со стороны контролирующих органов, а также высокими штрафными санкциями к юридическим лицам по сравнению с индивидуальными предпринимателями при одинаковом уровне доходов. Барьером становится и необъективное отношение контролирующих органов ко всем участникам рынка.

5. Несвоевременная и низкая оплата услуг и лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения (далее ДЛО). Этот барьер относится к государственным и муниципальным аптечным учреждениям, участвующим в программе ДЛО. Так как данные учреждения часто действуют в небольших муниципальных образованиях, во многих случаях оборот этих предприятий по программам ДЛО почти в два раза превышает их собственный оборот. Однако за свою работу по ДЛО они получают небольшую долю от принятых к зачёту услуг. В результате, учреждение большую часть работ выполняет бесплатно, а средства, полученные от собственной розничной реализации, расходует на покрытие расходов по выполнению программы ДЛО (заработная плата, налоги, коммунальные платежи, услуги связи, канцелярские расходы, и т.д.).

Для выживания и дальнейшего развития аптечные организации государственного и муниципального секторов вынуждены объединяться в соответствующие региональные и местные сети, что, хотя и приводит к некоторому усилению концентрации рынка, однако позволяет им продолжать участвовать в программах ДЛО, сохранять производственные отделы, дает возможность поддерживать приемлемые цены, обслуживать инвалидов и выполнять прочие социальные функции.

6. Высокие затраты на особые условия хранения лекарственных средств, изготовление и уничтожение лекарственных средств, предъявляемые требования соответствия помещений санитарным правилам.

7. Действия местных администраций по созданию благоприятствующих условий для муниципальных предприятий, а также протекционизм в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе крупных аптечных сетей. Так, имеются случаи, когда условия конкурсного отбора поставщиков фармацевтических средств для муниципальных нужд формируются с нарушениями. Кроме того, региональные и местные администрации могут оказывать государственным и муниципальным аптекам содействие в получении кредитов и льгот в налогообложении, предоставляют им лучшие места для размещения по сравнению с частными аптеками или снижают стоимость экспертизы для аккредитации. Такие действия влияют на конкурентную среду и являются незаконными.

Зачастую конкуренция на фармацевтическом рынке сдерживается именно в тех регионах, где значительно влияние государственных и муниципальных сетей, таких, например, как ГУП «Фармация», которые имеют поддержку со стороны региональных и местных администраций.

8. Рассматривается в качестве еще одного барьера - несовершенство законодательной базы, регулирующей сферу здравоохранения. Многие нормативные акты требуют пересмотра виду несоответствия современному состоянию фармацевтического рынка.

Экономические барьеры

1. Низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства.

2. Проблемы с помещениями для торговли, в том числе: высокие капитальные затраты на приобретение помещений в собственность, длительный процесс перевода жилого помещения в нежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений, так как отсутствуют гарантии продления договоров аренды (при окончании действия договора аренды, помещение выставляется на продажу на конкурсной основе и может быть приобретено более состоятельным участником конкурса).

3. Преимущества действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе аптечных сетей перед потенциальными участниками рынка.

С одной стороны, в региональных центрах и крупных муниципальных образованиях, где на фармрынке действует большое количество хозяйствующих субъектов и имеющийся спрос относительно удовлетворен, действующие на рынке хозяйствующие субъекты имеют преимущества перед выходящими на рынок предприятиями, особенно одиночными и небольшими сетями.

Вместе с тем, как это уже было отмечено, в большей части муниципальных образований рынок достаточно концентрирован и не является конкурентным. В таких муниципальных образованиях барьером становится присутствие на рынках крупных хозяйствующих субъектов, имеющих признаки доминирования и оказывающих существенное влияние на конъюнктуру рынка. Закрепившиеся на рынке хозяйствующие субъекты, имеющие прочные долговременные связи с поставщиками, информационную базу, крупные размеры хозяйственного оборота, развитую аптечную сеть, пользующихся протекционизмом властей имеют явные конкурентные преимущества перед вновь создаваемыми организациями. Крупные сети имеют возможность снижать цены, предоставлять скидки постоянным покупателям, проводить интенсивные рекламные компании, поэтому небольшие сети и одиночные аптечные учреждения в условиях конкуренции оказываются малорентабельными.

4. Малая или отрицательная, в том числе: низкий уровень рентабельности, нехватка оборотных средств, значительная величина стартовых инвестиций при длительных сроках окупаемости этих вложений, отсутствие доступных кредитных ресурсов.

Недостаток собственных оборотных средств на фоне обострения конкуренции постепенно приводит к снижению товарооборота аптечных учреждений (особенно муниципальных), сокращению закупок необходимых дорогостоящих лекарственных препаратов, сокращению ассортимента лекарственных средств и снижению прибыльности и в конечном итоге - уходу их с рынка.

Достаточно высокие первоначальные затраты (поиск и дороговизна кредитных ресурсов, аренда помещений, регистрация и лицензирование бизнеса, закупка товара, приобретение оборудования, ремонт в соответствии с нормативными требованиями и пр.) сдерживают открытие новых аптек, не входящих в аптечные сети.

К этому можно добавить, что низкая рентабельность государственных и муниципальных аптечных учреждений объясняется тем, что им приходится заниматься социально-значимыми направлениями деятельности, которые являются заведомо убыточными. В том числе обеспечение населения сильнодействующими, наркотическими, психотропными средствами, онкологическими, противотуберкулезными лекарственными препаратами, отпускаемыми по льготным и бесплатным рецептам, а также изготовление лекарственных форм в аптечных условиях, что требует дополнительного финансирования.

Уровень рентабельности государственных и муниципальных аптек ниже, чем у частных еще и по причине получения товара через оптовых посредников в отличие от аптечных учреждений частной формы собственности, которые имеют возможность работать с любым субъектом оптовой торговли. Во избежание значительного повышения цен на лекарства гос.аптеки, как правило, не используют предельную розничную надбавку к цене оптовика.

5. Трудности с поставщиками продукции, в том числе рост закупочных цен и отсутствие прозрачного ценообразования на лекарственные средства у оптовых поставщиков, а также агрессивная стратегия новых поставщиков по продвижению своих товаров на рынок. Еще одной проблемой является отдаленность районов от основных оптовых поставщиков и высокая стоимость транспортировки лекарственных средств, что приводит к их дефициту на местном рынке, так как многие лекарственные средства приобретаются только по заявкам покупателей.

При приобретении аптечными учреждениями необходимого товара для поддержания ассортимента, оптовые фирмы выставляют свои условия, которые для единичных аптечных учреждений являются труднопреодолимыми, выполнение этих условий в результате, может привести к закрытию единичного аптечного учреждения. В то же время у сетевиков есть преимущества перед мелкими аптеками в отношениях с поставщиками. Если сумма закупок значительно превышает оговоренные пределы, им предоставляются дополнительные скидки и у таких аптек появляется возможность увеличить свою торговую наценку, что положительно сказывается на финансовом состоянии сетевых аптек, либо дает возможность снижать розничные цены и (или) предоставлять скидки для населения

6. Ограничение по спросу. В значительной части муниципальных образований - небольших городах и муниципальных районах аптечные учреждения имеют небольшой товарооборот из-за низкой численности и плотности населения. Естественно, что это является барьером для развития уже действующих и тем более создания новых аптечных учреждений, а значит и сомнительны перспективы развития конкуренции на таких рынках. К тому же, барьер усиливается, если в рассматриваемых муниципальных образованиях происходит сокращение численности населения.

Характерной особенностью для небольших курортных муниципальных образований является сезонность спроса на лекарственные средства.

Среди других экономических барьеров можно отметить:

- рост тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию;

- высокий уровень транспортных тарифов и сборов, отдаленность от транспортных коммуникаций;

- несовершенство системы налогообложения и высокая налоговая нагрузка (высокий ЕНВД и отсутствие его дифференциации в зависимости от режима работы налогоплательщика, его места нахождения и т. п.).

Среди проблем, которые сложно однозначно отнести к административным либо к экономическим, выделяется недостаточное количество квалифицированных специалистов - провизоров и фармацевтов, особенно в сельской местности .

Большая часть из перечисленных барьеров входа на рынок являются существенными для небольших субъектов рынка и касается одиночных частных аптечных учреждений, которые, как правило, относятся к субъектам малого предпринимательства. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания аптечного бизнеса, его регистрации (лицензирование, поиск помещений и кредитных ресурсов, дефицит кадров и др.), так и в процессе своей деятельности и развития (контролирующие органы, протекционизм органов власти, невыгодные торговые надбавки, доминирование на рынке крупных хоз.субъектов, в том числе сетей и их преимущества перед одиночными аптеками, проблемы с поставщиками продукции и др.). Эти проблемы заслуживают особенного внимания, так как именно увеличение на рынке аптечных услуг количества предприятий малого бизнеса способствует снижению его концентрации.

Для государственных и муниципальных аптечных учреждений проблемы недостатка оборотных средств, низкой рентабельности деятельности из-за высоких издержек на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.) являются основным барьером для развития, и это объясняет указанную выше тенденцию постепенного их ухода с рынка.

Между тем, существуют барьеры, универсальные для любых хозяйствующих субъектов, включая крупных сетевиков. К ним относятся проблемы низкой платежеспособности населения, особенно в сельских районах и основной массы потребителей лекарств (пожилых людей, инвалидов и др.), ограниченность спроса из-за низкой численности жителей в небольших сельскохозяйственных и отдаленных от региональных центров муниципальных образованиях.

По причине убыточности на фармрынке наблюдается процесс сокращения мелких аптечных учреждений (киосков и аптечных пунктов), а также производственных аптек и сельских аптечных пунктов. Это объясняет усиливающуюся тенденцию к формированию крупных сетей, усилению их влияния на региональных рынках и постепенному уходу одиночных аптечных учреждений. Вероятнее всего, тенденция к формированию крупных аптечных сетей, которые будут включать в себя или вытеснять одиночные аптечные учреждения, будет продолжаться и дальше.

Делись добром ;)