logo
Комплексный экономический анализ деятельности аптечного предприятия

9. Оптимальный объем выпуска

Под оптимальным объемом продаж продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по реализации продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

Точка безубыточности (критический объем продаж) - это объем продаж, при котором уровень выручки равен затратам, и предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Ниже этой точки находится зона убытков, выше - зона прибыли. Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического.

Определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости ОАО "Аптечная сеть 36,6" за отчетный и будущий год.

На основании данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» заполняем таблицу 7.

Таблица 7 Расчет критического объема продаж и запаса финансовой прочности в тыс.долл

Показатель

За отчетный год

1

Выручка от продаж

1 039 567

2

Переменные затраты

682 113

3

Постоянные затраты

432 096

4

Прибыль от продаж

-74 642

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж (стр. 1 - стр. 2)

357 454

6

Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэффициент (стр. 5/стр.1)

0,34

7

Точка безубыточности объема продаж (стр.3/стр. 6)

1 256 644,89

8

Запас финансовой прочности (стр.1- стр.7)

-217 077,89

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр. 8/стр.1)

-20,88

Для определения точки безубыточности применяют 3 метода:

- метод маржинального дохода или валовой прибыли;

- математический метод или метод уравнений;

- графический метод.

Воспользуемся методом маржинального дохода (таблица 7):

1) определим валовую прибыль (маржинальный доход) (стр. 5) - для этого из выручки-нетто от продаж вычтем переменные затраты (себестоимость);

2) определим долю или коэффициент маржинального дохода в выручке-нетто от продаж (стр. 6) - для этого разделим маржинальный доход на выручку;

3) определяем точку безубыточности продаж (стр.7), которая обеспечит валовую прибыль на уровне постоянных затрат - для этого сумму постоянных затрат разделим на долю маржинального дохода в выручке;