Конкурентная среда на белорусском рынке

курсовая работа

4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке

Роль государства как регулирующего органа, поощряющего в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, коротко состоит не в запретах монополии, а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной (для эффективности экономики), ограничительной деловой практики.

В Республике Беларусь переход к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. Основная задача антимонопольной политики - сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок [7].

Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в Республике Беларусь являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ [6, с. 205-206].

Если рассмотреть структуру организаций государственной собственности по способам приватизации за период 1991 - 2011 гг., то можно сделать вывод, что за всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией - 14,9 %, продажа по конкурсу - 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов.

С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 - на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией, - этот вид приватизации был распространен в начале 1990-х и сегодня не практикуется.

Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.

Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.

Рассмотрим данные статистического сборника Республики Беларусь о приватизации и разгосударствлении организаций за 2012 год (таблица А.2).

Таблица А.2 - Приватизация и разгосударствление организаций (объектов) государственной собственности (по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь)

С начала приватизации (1991-2012)

2012

Реформировано организаций (объектов) и отчуждено

4 953

89

из них по способам приватизации:

преобразование государственной организации в акционерное общество

2 798

83

выкуп арендованного имущества арендной организацией

724

-

продажа на аукционе (по конкурсу)

1423

4

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [11, с.470]

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.

Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 - 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

Рентабельность белорусской продукции по всей республике представлена в таблице А.3. Более наглядно динамика данного показателя видна на рисунке Б.2.

Таблица А.3 - Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики (в процентах)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

13,4

13,5

13,6

11,7

14

9,9

9,6

13,3

12,2

в том числе:

промышленность

14,1

14,3

14,3

12,4

14,1

8,8

8,9

16,5

14,6

сельское хозяйство

8,9

9

9

7,8

6,4

0,2

-0,3

15,5

18,6

транспорт и связь

18,4

18,6

18,6

16,1

21,2

21,8

20,6

10,7

13,2

строительство

8,8

8,9

8,9

7,7

10,5

9,6

8

5,2

7,8

торговля и общественное питание

12,7

12,8

12,8

11,1

16,3

11,5

14

6,5

5,3

материально-техническое снабжение и сбыт

6,8

6,9

6,9

6

7,4

9,7

11,1

13,2

17,8

жилищно-коммунальное хозяйство

3,1

3,1

3,2

2,7

3,5

2,1

2,1

10,2

9,6

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474]

Рисунок Б.2 - Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по всей республике

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]

Как видно на графике, с 2004 года по 2006 год рентабельность реализованной продукции находилась на одном уровне - свыше 13%. 2007 год характеризуется спадом данного показателя на несколько процентных пунктов. Но уже с 2007 года процент рентабельности продукции белорусских товаропроизводителей по 2008 год возрос с 11% до 14%, что было связано со стремлением отечественных предприятий соответствовать мировым стандартам, в это время разрабатывалась необходимая нормативно-правовая база. К сожалению, этот процесс наблюдался недолго, и уже с конца 2008 года до 2010 года уровень рентабельности снижался и достиг предела менее 10%, что значительно ниже уровня рентабельности 2004 года.

Рассмотрим рентабельность реализованной продукции по отраслям (Рисунок Б.3).

Рисунок Б.3 - Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]

С 2004 года по 2008 год уровень рентабельности реализованной промышленной продукции говорит о незначительных, плавных изменениях, что является положительной тенденцией для экономики страны. 2009 - 2010 гг являются неблагоприятными для промышленности Республики Беларусь. Анализируя динамику уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции, можно заметить, что в 2010 году наблюдался кризис. Начиная с 2009 года, отрасль сельского хозяйства стала убыточной, но к 2011 году достигает очень высокого уровня, что и продолжается в 2012 году. Что же касается таких отраслей, как транспорт и связь, они являются взаимосвязанными, что мы можем проследить на вышеизложенном графике. Здесь 2009 год был годом максимального значения данного показателя.

Делись добром ;)