Конкурентоспособность предприятия ООО "УралКом"

дипломная работа

1.3 Зарубежные основы конкурентоспособности предприятия

Богатый зарубежный опыт показывает, что конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. Автор предлагает вместо теории конкурентного преимущества Майкла Портера на основе элементарных "ромбов" применять методологию создания и реализации конкурентных преимуществ на основе теории ценностей.

Ценность - это нечто особенное, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранять либо иметь в будущем. Например здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством или капиталом, приобретение чего-либо, известная торговая марка и т.п.

Конкурентное преимущество - обладаемая системой какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами.

Факторы конкурентного преимущества могут быть:

- материальными или виртуальными;

- базисными или второстепенными;

- направленными на повышение качества объекта или на ресурсосбережение на всех стадиях его жизненного цикла либо на решение и тех и других задач одновременно;

- стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.;

- наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной или нескольких стадиях жизненного цикла системы.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность - этот главный фактор развития общества - представляет научную и практическую ценность. Среди стран, удерживающих конкурентные преимущества и входящих в технологическое ядро мирового сообщества, лидируют США, Япония, Германия, Англия, Франция. Особенности и тенденции развития конкурентных преимуществ в этих странах можно сформулировать следующим образом: Размещено на http://www.allbest.ru/

- отлаженная правовая система демократического государства;

- ограниченность природных ресурсов (особенность, кроме США);

- отлаженная система управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии;

- значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно в США);

- значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);

- стремление находить собственную нишу и сфокусировать внимание на конкурентных преимуществах фирм в узком секторе глобальной экономики;

- развитие международной стандартизации и интеграции;

- - высокая надежность техники (особенно немецкой и японской);

- - устойчивая финансовая система (только Япония пока переживает трудности);

- высокая эффективность использования ресурсов (особенно в Японии и США);

- значительные затраты на рекламу (особенно в США) при относительном равенстве качества конкурирующих товаров и услуг;

- высокое качество товаров и услуг;

- рост темпов расходов государства на науку, образование и развитие человека (особенно в США);

- высокая продолжительность жизни (особенно в Японии);

- высокие позиции в мировой иерархии по конкурентоспособности как результату рациональной экономической политики государства и инструменту повышения качества жизни.

Целью любой деятельности (коммерческой) является получение положительных результатов. У предприятий эти результаты принимают форму прибыли. А прибыль неразрывно связана с показателями конкурентоспособности предприятия. Вот почему наиболее актуальной задачей производителей необходимо признать повышение конкурентоспособности производимой ими продукции.

Майкл Портер провел ряд блестящих исследований, имевших своим предметом конкурентные стратегии. Он выдвинул концепцию, в которой определил пять сил, влияющих на отраслевую конкуренцию:

1) Потенциально новые участники рынка;

2) Покупатели;

3) Поставщики;

4) Товарозаменители;

5) Способность фирмы вести борьбу против конкурентов.

Если Заказчики (customers) имеют более сильную рыночную мощь, чем Поставщик (независимо от причины), они воспользуются этой мощью и снизят маржу прибыли Поставщика.

Если Поставщики (suppliers) организации имеют более сильную рыночную мощь, они также воспользуются своей мощью и будут продавать свою продукцию по более высокой цене.

Если существуют заменители (substitutes) товаров и/или услуг, предлагаемых организацией, они ограничат размер цены, которую может назначить организация, и тем самым ограничат размер ее прибыли. Размещено на http://www.allbest.ru/

Если в отрасли существует интенсивное соперничество (rivalry), оно заставит участников вступить в ценовые, исследовательские и рекламные войны, результатом которых, скорее всего, будет снижение прибыли.

И, наконец, если в отрасли появляются новые участники (new entrants), они приносят с собой дополнительные ресурсы и стремятся отобрать часть рыночной доли у прежних участников. Соперничество усиливается, а прибыли уменьшаются.

В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли. Рассмотрим особенности анализа каждой из выделенных М. Портером сил.

1) Потенциально новые участники рынка

Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли, за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли. Рынки, приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции. Рассмотрим основные препятствия для входа новых игроков в отрасль:

- наличие барьеров входа (лицензии, патенты, авторские права, и т.д.);

- необходимость затрат на дифференциацию продукта;

- стоимость бренда;

- стоимость переключения или невозвратные (утопленые) издержки;

- стартовые затраты для новых игроков;

- доступ к дистрибуции;

- преимущества в себестоимости;

- преимущества в положении на кривой приобретения знаний;

- ожидаемые ответные действия старых игроков;

- реакция правительства и/или других регуляторов рынка.

2) Покупатели

Майкл Портер был первым, кто впервые заявил, что покупателей можно рассматривать, как конкурентов отрасли. Ведь, именно они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышения качества обслуживания, - удовлетворение всех этих аспектов происходит за счет того, что компании в отрасли снижают свою прибыль.

Делись добром ;)