Конкурентоспособность продукции и основные направления ее повышения на примере предприятия

курсовая работа

2.2 Анализ конкурентной среды ОАО "МАЗ" на внешнем рынке

При сравнении применяемых технологий на российских, украинских, белорусских автомобильных заводах с иностранными автомобилестроительными корпорациями следует отметить главное их отличие. Абсолютное большинство иностранных производителей работает в режиме автосборочных производств. Все компоненты на них поставляются с отдельных заводов, которые не всегда принадлежат одному концерну.

Автомобильные заводы стран СНГ построены по принципу полного цикла. На них автомобиль производится практически с нуля. Уровень технологий по переделам в основном соответствует 70-м -80-м годам ХХ-го столетия.

Технологии, применяемые на иностранных заводах в основном не ниже уровня 90-х годов. Большинство иностранных предприятий автомобилестроения делает ставку на некоторые критические компоненты, обладая которыми можно достигать долговременного технического превосходства своей продукции по сравнению с продукцией конкурентов. К таким компонентам в первую очередь относятся силовые агрегаты, ведущие мосты и оси.

В последнее время активную модернизацию своих производственных мощностей проводит ОАО "КамАЗ". За счет японских и европейских кредитов (суммарно 250 миллионов долларов) создана новая технологическая линия по производству двигателей. Активно обновляются производственные мощности по другим переделам. Совместно с одним из ведущих мировых производителей коробок передач немецкой фирмой ZF создано совместное предприятие по производству современных коробок передач. Реализуется проект по производству двигателей мощностью 120-175 л.с. совместно с американской фирмой "Cummins". ОАО "КАМАЗ" подписало соглашение с немецким производителем грузовиков -Daimler о стратегическом партнерстве. В рамках сотрудничества на КАМАЗе будут производить кабину Mercedes-BenzActros второго поколения, а также устанавливать серийно на свои грузовики. С начала 2011 года ОАО "КамАЗ" выпустил в продажу первая партия автомобилей КАМАЗ с рестайлинговой кабиной автомобили КАМАЗ-65117. В ближайших планах завода - полностью переориентировать отечественный рынок на рестайлинговую продукцию. Первой моделью, которая в течение ближайшего полугодия 2011 года будет выпускаться с кабинами нового образца, станет популярный у покупателей КАМАЗ-65117.

"Европейская семерка" (DaimlerCraisler, MAN, Iveco, DAF, Renault, Volvo, Scania) занимает ведущее место на всех рынках, кроме американского и рынка стран СНГ. Это глобальные компании, которые в последние годы постоянно укрупняются. Благодаря слиянию и поглощению компании смогли мобилизовать значительные финансовые ресурсы, направленные на НИОКР, постановку на производство постоянно сменяемых моделей грузовой автомобильной техники, продвижение и стимулирование ее продаж.

Американские производители грузовой автотехники (FREIGHTLINER, INTERNATIONAL, KENWORTH, PETERBILT) имеют абсолютное господство в США, Мексики и Канаде, значительное влияния на рынках Центральной и Латинской Америке. Финансово устойчивые корпорации с относительно невысокой нормой прибыли на вложенный капитал, но значительной по абсолютной массе. Отличаются высоким уровнем научно-технических разработок и большими их заделами. Проводят на рынках агрессивный маркетинг. Японские производители грузовых автомобилей (HYUNDAI, ISUZU, MITSUBISHI) традиционно оказывают сильное влияние на рынках азиатских стран, включая азиатские регионы России. Этот финансово устойчивые предприятия. Для проникновения на другие рынки широко используют кредитные и лизинговые схемы. В последние годы активно включились в процессы глобализации в грузовом автомобилестроении. Рассматривается ряд проектов по слияние с европейскими и американскими производителями.

На сегодняшний день Китай является одним из ведущих производителей грузовых автомобилей. За последние семь лет объем выпуска грузовиков вырос в 8 раз. НОWO, DongFeng, FOTON, FAW, SHANXI - новые крупные игроки на глобальных рынках. В последние годы с помощью системных мер государственной поддержки создана мощная автомобильная промышленность. В Китае производятся практически все компоненты для производства современных грузовых автомобилей. Эти предприятия становятся крупным игроком на рынках стран СНГ и России, понемногу вытесняя отечественных производителей. Свою экспансию китайские производители осуществляют с помощью установления низких цен на свою продукцию и быстрых сроков поставки автотехники. Финансовые возможности китайских предприятий позволяют проводить такую политику. Используя финансовый потенциал китайских экспортных банков, они активно продвигают свою продукцию на внешние рынки.

Также необходимо отметить, что все современные кабины основных фирм-производителей автомобилей были спроектированы в середине 90х годов XX века, но в течение 2002-2006 гг. подвергались рестайлингу, то есть изменению внутреннего и внешнего вида без изменения несущего каркаса кабин, чего не скажешь об ОАО "МАЗ".

Анализ конкурентной среды ОАО "МАЗ" проведем по следующим рынкам:

1. Рынок Азии.

2. Рынок Европы и Прибалтики.

Рынок Азии

В прошлом году китайский производитель Dongfeng занял первое место в мире по объему продаж комплектного оборудования для коммерческих автомобилей большой грузоподъемности. При этом всего пять лет назад лидирующие позиции в отрасли занимали рынки Западной Европы, Северной Америки и Японии, в которых находились семь из десяти крупнейших с точки зрения продаж компаний. Однако уже к 2011 г. ситуация кардинально изменилась: семь из десяти крупнейших компаний были китайскими или индийскими, а американские и японские производители из этого списка вовсе исчезли.

При этом также стоит отметить, что доля Северной Америки в общемировом количестве зарегистрированных коммерческих автомобилей упала с 50% в 2006 г. до примерно 32% в 2011 г., тогда как доля Китая на мировом рынке резко выросла - до 28% к концу 2010 г. и более 30% к 2011 г.

Тем не менее, приведенные статистические данные следует рассматривать, учитывая быстрый рост спроса на развивающихся рынках, который, скорее всего, будут удовлетворять местные производители (по крайней мере в ближайшем будущем). На сегодняшний день Азия -это крупнейший (причем с большим отрывом) регион с точки зрения продаж коммерческих автомобилей: на ее долю приходится почти каждый второй из числа продаваемых по всему миру коммерческих автомобилей. Однако любой прирост спроса, например, на грузовые автомобили в Китае, скорее всего, будет удовлетворяться одним из уже существующих китайских производителей (Dongfeng, FAW, CNHTC, Torch или BeijingAutomotive).

И все же в целом развивающиеся рынки начинают открываться для иностранной собственности и участия (за очевидным исключением Китая, где зарубежным производителям коммерческих автомобилей по-прежнему намного сложнее вступить в борьбу за потребителя). В Индии, например, большинство протекционистских мер сейчас отменены, а нормативно-правовое регулирование импорта и таможенные пошлины больше не создают препятствий для иностранного участия. Даже несмотря на жесткое регулирование китайского рынка транспортных средств, иностранные производители комплектного оборудования не хотят сразу же сдаваться и пытаются проникнуть на крупнейший в мире рынок коммерческих автомобилей через совместные предприятия и производственные соглашения.

В Китае производители комплектного оборудования столкнутся с весьма фрагментированной структурой отрасли: в настоящее время 24 компании производят малотоннажные коммерческие автомобили (грузоподъемностью менее 6 тонн), 18 предприятий обслуживают рынок коммерческих автомобилей большой грузоподъемности, и около 16 производителей выпускают продукцию для обоих сегментов рынка. В Западной Европе, Северной Америке и Японии рынки, наоборот, исчерпали практически все возможности для консолидации, в результате чего доминирующие позиции здесь занимают несколько мировых производителей, выпускающих широкий ассортимент продукции под различными брендами, поскольку масштабы их операций и географический охват позволяют им обслуживать разные рынки.

Рынок Европы и Прибалтики

Автомобильный рынок стран Европы и Прибалтики считается одним из самых сложных для продвижения автотехники производства ОАО "МАЗ". Данная ситуация объясняется в первую очередь наличием экономических и экологических барьеров, а также жесткой конкуренцией со стороны западноевропейских производителей.

Для защиты европейских производителей весьма широко используются всевозможные тарифные (высокие таможенные пошлины) и нетарифные (сложность сертификации продукции) методы ограничения присутствия компаний не из числа стран-членов ЕС.

На сегодняшний день рынок Европы поделен между 7-ю крупными европейскими производителями автомобильной техники: Mercedes-Benz, MAN, Volvo, Scania, DAF, Iveco, Renault, которые ежегодно производят свыше 800 000 ед. автотехники. Наиболее крупными из них являются: Mercedes-Benz - 140 000 ед., группа компаний VоlvoTrucks - 110 000 ед., MAN Nutzfahrzeuge AG - 80 000 в год.

Объем продаж автомобильной техники МАЗ в данном регионе составляет до 500 ед. в год или порядка 2% от ежегодного объема выпуска. Доля автомобильной техники МАЗ на европейском рынке составляет 0,06%.

Продукция европейских производителей отличается наработанным годами имиджем и высокими потребительскими свойствами продукции.

В качестве положительной конкурентной позиции автомобильной техники МАЗ на Европейском рынке можно отметить короткие сроки поставки по сравнению с другими производителями.

Европейский рынок характеризуется потребностью в высоко эргономичной автомобильной технике, что заставляет производителей, присутствующих на данном рынке вести постоянные разработки в данном направлении.

При выборе автотранспортного средства для осуществления транспортных работ, потребителей данных регионов интересуют следующие характеристики транспортного средства:

- модель, необходимая для осуществления конкретной транспортной работы, ее грузоподъемность, объем платформы, мощность двигателя;

- цена выбираемой модели на рынке;

- сложившаяся структура парка;

- эксплуатационные расходы (расход топлива, периодичность ТО, ресурс, стоимость запасных частей);

- наработка на отказ основных узлов и агрегатов;

- торговая марка;

- наличие сервисной сети выбранной фирмы-изготовителя, наличие запасных частей;

- эргономика;

- соответствие модели климатической зоне эксплуатации;

- соответствие модели стандартам и другим нормативным требованиям, как в своей стране, так и в странах, в которые планируется осуществление перевозок.

Делись добром ;)