logo
Конкуренция и монополия

3.3 Проблема антимонопольного законодательства в Краснодарском крае

Антимонопольное регулирование в Краснодарском крае осуществляется на основе законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией

Необходимо остановиться на последовательном развитии антимонопольного регулирования в Краснодарском крае. Если рассматривать 1990-е годы, то за реализацией государственной антимонопольной политики на территории Краснодарского края следило Краснодарское антимонопольное управление. Управление успешно справлялось с функциями контроля и содействия развитию конкуренции, несмотря на давление со стороны экономических и властных структур в период процесса приватизации - одной из наиболее сложных реформ в государственной политике демонополизации. Государственная антимонопольная политика в регионе велась по четырем направлениям: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; содействие формированию здоровых рыночных отношений на основе развития предпринимательства и конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей. Анализ деятельности антимонопольного управления в Краснодарском крае в рассматриваемый период, свидетельствует о том, что Управление входило в число наиболее эффективно действующих подразделений антимонопольных органов России. С точки зрения развития процессов демонополизации экономики Краснодарского края, наиболее активными для Управления стали 1996-1997 годы, что объясняется попытками ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства со стороны исполнительной власти Краснодарского края.

Для поддержания конкуренции в Краснодарском крае необходимо развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день, ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае характеризуется определенными системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью. Большинство малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки малого и среднего бизнеса. Принципом должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь в промышленно-производственной и инновационной сферах.

В Краснодарском крае в 2009 г. и реализуется долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009 - 2012 годы. Объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составляет 340 млн. рублей. Основными задачами программы являются следующие:

- развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, осуществляющих инновационную деятельность;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства;

- поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства

Безусловно, решение данных задач будет способствовать развитию конкурентной среды в крае. Так в качестве одного из целевых индикаторов принята динамика количество субъектов малого и среднего предпринимательства, что отвечает решения одной из задач Программы развития конкуренции в Краснодарском крае - появление новых участников на товарных рынках.