Конкуренция как важнейший элемент рынка

курсовая работа

1.2 Виды конкуренции

В этом разделе мы рассмотрим основные виды конкуренции, их особенности и сферы, в которых они функционируют:

По масштабам развития можно выделить следующие виды конкуренции:

1) Индивидуальная - когда один рыночный агент старается выбрать наиболее привлекательные условия купли и продажи товаров.

2) Местная - данный вид конкуренции характерен для товаропроизводителей на какой-то определенной территории.

3) Отраслевая - это борьба между представителями определенной отрасли рынка за получение наибольшего дохода.

4) Межотраслевая - соперничество товаропроизводителей разных отраслей рынка с целью привлечь на свою сторону как можно больше покупателей, чтобы извлечь большей доход.

Здесь же можно отметить национальную и глобальную конкуренцию. Первая представляет собой соперничество отечественных производителей в рамках данной страны, а вторая подразумевает борьбу предприятий, фирм и других хозяйственных объединений разных стран на мировой арене.

По характеру развития различают:

Ценовую и неценовую конкуренции. Первая возникает, как правило, путем искусственного снижения цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой, например, когда надо совершить транспортировку скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой. Стоит отметить, что в целях повышения прибыли производители могут увеличивать цены на товар. Кроме того, этот вид конкуренции может быть как прямым, когда покупателей заранее информируют о предстоящем снижение цен на данный товар, так и скрытым, когда на рынке появляется новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, но при этом увеличение цены на него не наблюдается, либо наценка является небольшой.

Следствием ценовой конкуренции является то, что потребители получают возможность заполучить товар по более низким ценам, а продавцы же теряют часть своей выручки, так как были вынуждены снизить цену.

Неценовая конкуренция, в свою очередь, представляет собой соперничество товаропроизводителей, при котором не затрагивается снижение или увеличение цены товаров. Она проводится главным образом за счет того, что производители улучшают качество продукта, придают ему новые свойства, которые способны удовлетворить имеющиеся потребности в обществе. Она также предполагает модернизацию различных услуг, сопутствующих реализации товара, например, реклама, либо улучшение качества обслуживания и другое. Данный вид конкуренции основывается на стремлении производителей захватить часть рынка при помощи внедрения новых товаров, которые могут как принципиально отличаются от своих предшественников, так и представлять собой доработанный вариант старой модели.

Ценовая и неценовая конкуренции широко используются на рынки и они имеют свои методы22 В.А. Сидоров. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2004 .-672с.:

1. Демпинговые цены - искусственно заниженные цены на товар, установленные ниже цены внутреннего рынка. Часто используются в мировой практике для захвата рынков сбыта.

2. Цены лимитные - верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливаемый на основе предварительных данных в начале его разработки.

3. Гибкие цены, применяемые в торговле с каждым отдельным покупателем.

4. Престижные цены, устанавливаемые для особо престижных товаров на высоком уровне. Используются для привлечения покупателей, обеспокоенных только качеством товара. Цена, как правило, здесь не имеет значения.

5. Цены проникновения на рынок - относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка. Данные цены выгодны предприятиям, если покупатели чувствительны к цене.

6. Лидерные цены, являющиеся заведомо заниженными, вводимые для выделения данного товара в сознании массового покупателя, чтобы заполучить лидерство в данном сегменте рынка.

Кроме того, следует отметить, что в экономике различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует большое количество независимых производителей, которые предлагают схожую продукцию, а также не могут воздействовать на установление цен. При таком виде конкуренции рыночные субъекты получают право свободно входить и покидать рынок. Цена товара же определяется законами, основанными на соотношении спроса и предложения. Совершенная конкуренция предполагает доступность информации о рынке. Несовершенная конкуренция представляет собой противоположность совершенной конкуренции, а именно: у агентов рынка возникают сложности с входом и выходом из рынка, товары, предлагаемые на таком рынке, являются уникальными и дифференцированными и, как следствие, производитель получает право воздействовать на ценообразование. Рынок, при такой конкуренции, поделен между крупными предприятиями, либо принадлежит одной фирме. Здесь же доступ к информации является ограниченным.

Для совершенной конкуренции было характерно преобладать в 19 веке, когда действовали рыночные условия. Сейчас же для подавляющего большинства рынков актуальна несовершенная конкуренция. К разновидностям несовершенной конкуренции относятся монополистическая и олигополистическая конкуренции. Основными чертами, характеризующими монополистическую конкуренцию, являются:

? Присутствие на рынке относительно большого числа мелких фирм;

? Данные фирмы производят разнообразные товары и, несмотря на то, что продукт каждой фирмы в чем-то уникален, потребитель без особого труда сможет найти товар-заменитель;

? Вступление новых фирм в отрасль также не вызывает затруднений, так как не требуется значительных первоначальных капиталовложений.

Эластичность спроса на товары, в условиях монополистической конкуренции, высока, но не является абсолютной. Например, потребитель предпочитает продукцию определенного бренда остальным и готов платить за этот товар больше. Но когда цена на данную продукцию станет значительно отличаться от остальных товаров, покупатель всегда сможет найти на рынке аналог данного товара по более приемлемой цене.

Стоит отметить, что дифференциация продуктов, при монополистической конкуренции, выражается в его стили, цвете, красочной упаковке, бренде фирмы и другом. Так что каждый товар в какой-то мере отличается от других.

Еще одним важным аспектом монополистической конкуренции, который необходимо рассмотреть, является определение цены и объема производства.

В краткосрочном периоде фирмы будут придерживаться принципа равенства предельного дохода и предельных издержек, то есть будут стараться максимизировать прибыль и минимизировать свои убытки. Однако, если рассматривать фирму в долгосрочном периоде, то ситуация значительно меняется, а именно: фирмы, которые будут терпеть убытки, предпочтут покинуть данную отрасль, а те фирмы, которые получали прибыль, станут стимулом для остальных, что повысит капиталовложения в данную отрасль, а следовательно приведет к появлению на рынке новых фирм со схожей продукцией, а отсюда следует уменьшение спроса на продукцию первоначальной фирмы, которая получала прибыль. А сокращение спроса неминуемо приведет к тому, что фирма перестанет иметь экономическую прибыль. Ситуацию долгосрочного равновесия наглядно демонстрирует рисунок 1.133 А.С. Булатов. Экономика // БЕК, 1995. - 632с..

Так как производство Q0 не достигает величины Q1, где средние валовые издержки фирмы минимальны, то можно говорить о том, что монополистическая конкуренция, относительно рационального использования ресурсов - неэффективна. Однако, если взглянуть на данную проблему с другой стороны, а точнее со стороны удовлетворения потребностей покупателей, то монополистическая конкуренция более способствует многообразию товаров, которые отвечают запросам людей, нежели обычная конкуренция, где продукция во многом однообразная.

Рисунок 1.1 - "Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции", где D - спрос, MR - предельный доход, MC - предельные издержки, ATC - средние валовые издержки.

Другой разновидностью несовершенной конкуренции выступает олигополия.

Она представляет собой такой тип рынка, на котором функционирует несколько крупных фирм - производителей, при этом каждая из фирм контролирует определенную долю рынка и имеет возможность влиять на цену того или иного производимого товара. Такое положение не только не ослабляет влияние несовершенной конкуренции, а напротив - усиливает его. Правда, не стоит считать, что рынок является полностью монополизированным, ведь это не так, потому что власть над рынком сосредоточена не в одних руках, а в нескольких. Отличительной чертой олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в вопросах, связанных с количеством выпускаемой продукции и ценой на нее. Поэтому можно говорить о том, что успех одной фирмы будет зависеть от проделанных действий фирм - конкурентов. Если говорить об условиях вступления новых фирм в отрасль, то стоит отметить, что оно затруднено. В первую очередь, это связано с эффектом масштаба, а также колоссальными расходами на рекламу, действующими патентами и лицензиями. Следует отметить, что ведущие фирмы тоже прилагают усилия, чтобы не допустить новых конкурентов в отрасль. Олигополия, в отличии от других рыночных структур, лишена какой-либо четкой классификации. Но, несмотря на это, её можно подразделить на "жесткую" и "расплывчатую". Первая существует тогда, когда на рынке господствует 2-3фирмы, а вторая - когда более половины рынка принадлежит 5-6 фирмам, а остальные доли распределены между немногочисленным конкурентным окружением.

Стоит также отметить, что тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и дифференцируемым:44 Электронная энциклопедия экономиста, // URL: http://www.grandars.ru/

1. Когда потребители не имеют особых предпочтений к какому-либо виду продукции, и если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой (однородной) олигополией. Типичными примерами практически однородной продукции могут выступать цемент, сталь, медь и другие.

2. Если товары имеют торговую марку и не представляют собой совершенные заменители, то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Кроме того, разница между товарами может быть как реальной (например, отличаться по техническим характеристикам), так и мнимой (другая упаковка товара). Примерами могут служить рынки бытовой техники.

Как мы уже знаем, олигополия существует в условия жесткой конкуренции между фирмами в связи с чем, для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты часто используют такие методы как: тайные соглашения и сговоры, передача информации о ценах через средства массовой информации и т.д. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, например, модель Курно, модель ломаной кривой спроса и модель ценового лидерства. Однако нет единой теории олигополии, которая смогла бы объяснить всё многообразие поведения фирм на рынке.

Теперь перейдем к рассмотрению видов конкуренции в зависимости от числа субъектов хозяйствования по поводу капиталовложений в отрасль. В данной классификации можно выделить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция представляет собой соперничество между субъектами одной отрасли за наилучшие условия производства продукции, а также рынки сбыта, с целью получения большей прибыли. Она, своего рода, исходный пункт, начальный этап во всем механизме конкуренции. Стоит отметить функции, которая она выполняет: во-первых, это возможность установления рыночной равновесной цены, во-вторых, принуждение рыночных субъектов к повышению эффективности производства (в противном случае производитель может потерять значительную часть прибыли, либо он может быть вытеснен с рынка), в-третьих, внутриотраслевая конкуренция стимулирует развитие НТП, в-четвертых, она ограничивает рыночную власть "лидеров", в-пятых, способствует выявлению наиболее слабых производителей, которые не могут продолжать конкурентную борьбу.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между производителями различных отраслей за более выгодное вложение капитала, базирующегося на перераспределении прибыли. Она возникает посредством того, что условия производства отличаются друг от друга (колебание цен, различная скорость оборота капитала и т.д.), и как следствие приводят к дифференцированной норме прибыли. Функции, осуществляемые межотраслевой конкуренцией:

1) модернизация отраслей, за счет развития науки и технологий;

2) стимулирование роста эффективности производства;

3) изменение структуры экономики.

Кроме того, с точки зрения дифференцированности товара, можно выделить горизонтальную и вертикальную конкуренции. Первая представляет собой конкуренцию между производителями одного вида товаров. Она является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, то есть по поводу свойств и параметров товара. Успешными здесь становятся те, кто сумеет лучше конкурентов модернизировать свой товар, применить какие-либо инновации, чтобы улучшить качество товара, его упаковку и т.д. Вертикальная же конкуренция представляет собой соперничество между производителями дифференцированных товаров, которые способны удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Она является разновидностью межотраслевой конкуренции, так как, например, потребность в информации может удовлетворять телевизор, но, кроме него, это могут делать телефоны, радио, различные журналы, а они уже относятся к другим отраслям производства.

Конкуренцию можно также классифицировать в зависимости от соотношения спроса и предложения на определенный товар. Так выделяется конкуренция продавцов и конкуренция покупателей. Они взаимообратны, то есть, чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей, соответственно и наоборот.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что конкуренция богата классификацией различных видов, каждый из которых можно встретить на определенном рынке в современном мире.

Делись добром ;)