Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

курсовая работа

§1.4 Типы рыночных структур

Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объёма производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.

В ходе конкурентной борьбы для достижения собственных интересов приходится учитывать интересы других, ибо рынок примет только те товары, которые нужны потребителю и продаются по более низким ценам.

Развитие конкурентных отношений тесно связано с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.

По степени развития конкурентности различают рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

1) рынок совершенной конкуренции, при котором на каждую фирму приходится небольшая часть рынка;

2) рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;

3) рынок олигополии, на котором небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;

4) рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.

На рынке совершенной конкуренции функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии - почти полная.

В таблице 1.2 приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.

Таблица 1.2 Характерные черты основных моделей рынка*

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип товара

Одинаковые изделия

Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые или различные изделия

Уникальный товар, не имеющий заменителей

Доля рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует в узких рамках

Большая

Максимальная

Барьеры для входа в отрасль

Отсутствуют

Существуют, и сравнительно легко преодолеть

Существуют, и преодолеть их трудно

Существуют, и преодолеть их часто невозможно

Примеры

Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д.

Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д.

Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)

*Подробнее (продолжение) об основных моделях рынка во второй главе.

Делись добром ;)