Конкуренция: сущность, эволюция, виды

курсовая работа

3.2 Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг общедоступной почтовой связи

Развитие рынков услуг почтовой связи, включающие информационные, товарные, финансовые потоки являются важной составляющей социально-экономического развития страны. Необходимо отметить, что традиционные услуги почтовой связи имеют высокую социальную направленность.

Согласно Федеральному закону от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений (адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры), а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Перечисленные услуги почтовой связи оказываются на основании лицензий на оказание услуг почтовой связи.

Помимо указанных услуг почтовой связи «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» определены услуги по приему подписки на периодические печатные издания и распространению периодических печатных изданий, которые предоставляют собой самостоятельную товарную группу. Данные услуги не являются лицензируемым видом деятельности и предоставляются на договорной основе.

При проведении анализа рынка услуг почтовой связи рассматривалась только почтовая связь общего пользования, т.е. составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам. Традиционно организациями федеральной почтовой связи оказываются услуги по доставке пенсий и социальных пособий.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует одна организация федеральной почтовой связи - ФГУП «Почта России», созданная на базе территориальных управлений федеральной почтовой связи в 2004 г., которая обязана в соответствии с лицензионными условиями оказывать универсальные услуги почтовой связи на лицензионной территории - России. Развитие конкуренции на рынках услуг почтовой связи определяется несколькими факторами, зависящими в том числе и от особенностей самого государства:

- существование всеохватывающей, традиционной сети почтовой связи, принадлежащей единственной организации федеральной почтовой связи;

- преимущественный состав покупателей на каждом отдельном рынке (организации, население);

- особенности территориальной структуры расселения (средняя плотность населения в РФ составляет 8,4 чел /кв. км., в городах проживает 73% населения, в сельской местности - 27%, однако средняя плотность сельского населения не превышает 2,2 чел/кв. км., на преобладающей части Сибири, и Дальнего Востока - менее 1 чел/кв. км., при этом территории сельского расселения занимают более 70% территории страны (например, в Нечерноземье - 88%);

- высокая степень дифференциации денежных доходов населения -индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) в 2009 году составил 0,41;

- высокая степень дифференциации экономического развития субъектов Российской Федерации - валовой внутренний продукт на душу населения субъектов Российской Федерации отличается в десятки раз.

Вышеперечисленные особенности не позволяют говорить о развитии конкуренции на рынке почтовых услуг в целом, но определяют необходимость рассматривать каждый рынок (сегмент) отдельно. Конкуренция может развиваться на определенном рынке почтовых услуг только (или преимущественно) для определенной группы потребителей, например, организаций, что обуславливается существованием платежеспособного спроса, особенностями сбора заказов, и т. д.

Организации почтовой связи, оказывающие услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями, можно разделить на 3 группы:

1. Организация федеральной почтовой связи, основанная на праве хозяйственного ведения, владеющая федеральной сетью почтовой связи - ФГУП «Почта России».

2. Негосударственные операторы почтовой связи (альтернативные), оказывающие услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации или ряда субъектов РФ: ООО «ЕМС Гарантпост», ЗАО «DHL Интернешнл», ООО «СПСР-экспресс», ЗАО «Фрейт Линк», ООО «Скифы», ЗАО «Сити-Экспресс», ЗАО «Армадилло бизнес посылка».

3. Организации почтовой связи, оказывающие услуги на территории 1-2 регионов РФ.

В рамках данного анализа оценивается конкурентная среда на рынках по четырем направлениям: письменная корреспонденция простая и заказная; рынок отправлений экспресс-доставки; пересылка посылок; подписка на периодические печатные издания.

1. Письменная корреспонденция простая и заказная (универсальные услуги). Доля негосударственных операторов (операторы 2 группы) на данном рынке в географических границах отдельного города или субъекта Российской Федерации не превышает 4,5%, остальная часть приходится на долю ФГУП «Почта России» (рис. 2).

Рисунок 2 - Доля участников рынка доставки письменной корреспонденции

Как видно из данного рисунка доля сегмента иных организаций, за исключением Почты России, достаточно узка.

Развитие конкуренции на данном рынке ограничивает ряд факторов

- государственное регулирование тарифов;

- ограниченный доступ альтернативных операторов к сети федеральной почтовой связи;

- ограничение на оказание универсальных услуг альтернативными операторами в части приобретения знаков почтовой оплаты.

2. Рынок внутренних почтовых отправлений Экспресс-почтой (без учета курьерской доставки внутри населенного пункта).

ФГУП «Почта России» на этом рынке имеет очень значимое конкурентное преимущество - всеохватывающая филиальная сеть.

Даны сегмент рынка единственный, который находится в состоянии конкуренции по сравнению с остальными услугами, оказываемыми Почтой России. Доля альтернативных операторов здесь доходит до 60%, 10% занимают мелкие компании третьей группы, и 30% приходится на услуги Почты России (рис.3).

конкурентоспособность рынок почтовый несовершенный

Рисунок 3 - Доля участников рынка доставки письменной корреспонденции

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.

На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.

Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников - почти 415000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,7 млрд. писем, 54 млн. посылок и почти 185 млн. денежных переводов.

Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д. Почта России - одно из самых сложных и интересных российских предприятий. Это традиционный представитель отрасли, системообразующее предприятие, посредством которого государство реализует свою политику в области обеспечения информационного и экономического единства страны.

Для повышения эффективности деятельности и рентабельности оказываемых услуг Почтой России запланирован комплекс мероприятий, предусматривающий масштабную модернизацию и развитие почтовой инфраструктуры, обновление транспортного парка предприятия и замену изношенного технологического оборудования в почтамтах и отделениях почтовой связи.

Для осуществления качественного скачка в развитии Почта России также планирует перестройку системы управления предприятием. В этой связи среди мер, которые реализуются в настоящее время и будут реализованы в краткосрочной перспективе на предприятии - сокращение аппарата управления, централизация казначейских и учетных функций. Все это даст Почте возможность проводить дальнейшую оптимизацию бизнес-процессов и управленческих процедур.

Основное внимание сегодня сосредоточено на развитии бизнеса федерального почтового оператора. С началом мирового финансового кризиса Почта ощутила на себе ограничение спроса на ряд услуг, но при этом обрела возможность увеличения своей доли рынка в тех сегментах, которые ранее были заняты ввиду существенной конкуренции в период бурного роста экономики.

По итогам исследования «Деловая репутация», проведенного осенью 2008 года компанией «Ромир мониторинг», Почта России занимает первое место в репутационом рейтинге российских компаний. Таким образом, очень важным конкурентным преимуществом предприятия является высокий уровень доверия клиентов. В настоящее время наблюдается тенденция возвращения потребителей к надежным брендам, услугам и товарам. Вследствие этого для Почты открываются новые возможности перспективы. В условиях кризиса значительная часть конкурентов Почты России на рынке почтовых услуг сворачивает свою деятельность или замораживает инвестиции, что позволяет федеральному почтовому оператору укрепить свои рыночные позиции, предоставляя клиентам качественные услуги и внедряя новые дополнительные сервисы.

В частности, на рынке услуг экспресс-доставки, где наблюдается смещение интереса потребителей в сторону более доступных продуктов, ключевым преимуществом «ЕМ8 - Почта России» становится качество по доступной цене. Почта России планирует осуществлять приоритетные инвестиции в развитие этого направления бизнеса и в самом ближайшем будущем довести свою долю на внутрироссийском рынке услуг экспресс-доставки до 15%.

Сегодня растет популярность дистанционной торговли, в т.ч. торговли по каталогам. Таким образом, основной задачей Почты России на этом рынке в ближайшей перспективе является сохранение и расширение клиентской базы, для чего будет проводиться планомерная работа по повышению качества оказания почтовых услуг и пересмотру тарифов в интересах клиентов. Планируется пересмотр схемы оплаты услуг почтовой связи, обеспечение возможности предоставления корпоративным клиентам отсрочки платежа и т.п.

Почта России занимает устойчивое положение на рынке товаров широкого потребления. Розничный бизнес Почты для многих из поставщиков в условиях кризиса оказался оплотом надежности и стабильности. Предприятие продолжает обеспечивать пусть несколько сокращающийся, но положительный и прогнозируемый рост объема продаж.

Наблюдается позитивная тенденция на рынке традиционных для Почты внутренних денежных переводов. На сегодняшний день хорошая репутация федерального почтового оператора позволяет сохранить лояльность населения к услуге почтового перевода на фоне падения объемов у конкурентных переводных систем.

Еще одним перспективным направлением развития бизнеса Почты России является прием коммунальных платежей. В условиях экономического кризиса основные поставщики коммунальных услуг переводят сбор платежей на аутсорсинг, а в качестве партнера, как правило, выбирают Почту, традиционно предоставляющую финансовые услуги населению и обеспечивающую своим клиентам качественный и современный сервис.

С учетом планов по развитию бизнеса и открывающихся в настоящее время возможностей, а также исходя из понимания необходимости комплексных структурных преобразований Почтой России разработана Программа модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ до 2011 года. Общий объем инвестиций в рамках Программы составляет 101 млрд. руб. Для осуществления столь масштабных инвестиционных вливаний в почтовую отрасль предполагается непосредственное и пропорциональное (50/50) участие государства и самой Почты России.

В целом реализация Программы обеспечит:

- в части почтовых услуг: доведение параметров качества услуг до базового уровня развитых стран; увеличение объемов услуг на 60-70% за счет роста их качества и системной работы с клиентами;

- в части финансовых услуг: интеграцию всех финансовых услуг предприятия в рамках пунктов продажи финансовых услуг; развитие сотрудничества финансовых институтов и Почты России как дистрибьютора их услуг; повышение качества и технологического статуса услуги по доставке пенсий; развитие системы почтовых переводов на базе технологии ускоренных и безадресных переводов, а также системы обслуживания держателей банковских карт на основе прямого обмена информацией между Почтой и банком;

- в части сетевых- и инфокоммуникационных услуг: организацию сети «почтовых магазинов» различных форматов и увеличение объемов розничной торговли в 2 раза; развитие сотрудничества с операторами мобильной связи и расширению продаж коробочных продуктов, телефонных аппаратов, аксессуаров; повышение эффективности работы ПКД, рост числа их пользователей за счет увеличения скорости доступа и количества сервисов;

Делись добром ;)