logo
Анализ инвестиционной привлекательности Сибирского Федерального Округа

2.1 Анализ инвестиционной привлекательности регионов СФО

Дата образования Сибирского Федерального округа 13 мая 2000 года. В Сибирский федеральный округе входит 16 субъектов РФ. Территория СФО составляет 30% территории России, население - 20,5 млн человек (14,3% населения России). На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота.

Валовый региональный продукт составляет 11,4% ВВП России. [9]

Доля округа в общем объеме промышленного производства РФ в 2001 году составила 12,4%. Доля СФО в общей протяженности железных дорог России - 17,5%.

Основные социально-экономические показатели развития регионов Сибирского федерального округа приведены в табл. 1.

Таблица 1 Основные социально-экономические показатели развития регионов Сибирского федерального округа на 1.01.2006 г

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб. (в действующих ценах)

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб.

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Сибирский федеральный округ

23570

77319

28483

7106,9

Республика Алтай

13,5

20,1

118

49,4

Республика Бурятия

353

872

1350

116,7

Республика Тыва

55,8

33,3

115

14,9

Республика Хакасия

691

1826

791

259,8

Алтайский край

14,2

4170

2625

219,6

Красноярский край

2519

20009

5185

1235,3

в том числе: Таймырский АО

71,2

3,7

99,9

-

Эвенкийский АО

51,9

4,1

86,6

2,8

Иркутская область

937

9933

3867

874,6

в том числе: Усть-Ордынский АО

0,5

15,9

10,6

7,6

Кемеровская область

12007

14513

4757

2087,1

Новосибирская область

916

4909

4709

459,8

Омская область

936

17672

2425

702,2

Томская область

4534

2980

1656

912,4

Читинская область

595

382

886

175,1

в том числе: Агинский Бурятский АО

-

3,5

25,6

4,1

Строительство жилых домов, тыс. м2 общей площади

Оборот розничной торговли, млн. руб.

Объем платных услуг населению, млн. руб.

Число зарегистрированных преступлений, единиц

Сибирский федеральный округ

130,9

68572,5

19893,6

42807

Республика Алтай

4,7

339,3

78,6

482

Республика Бурятия

5,5

2684,8

732,3

2255

Республика Тыва

0,1

400,1

97,4

695

Республика Хакасия

4,3

1136,1

389,3

1460

Алтайский край

25,4

5440,6

1949,4

5831

Красноярский край

6,2

10497,9

4007,5

6946

в том числе: Таймырский АО

-

127,4

38,9

51

Эвенкийский АО

-

41

10,3

40

Иркутская область

4,4

9178,7

2452,6

5993

в том числе: Усть-Ордынский АО

-

110

10,5

223

Кемеровская область

63,4

12494,2

2376,6

4007

Новосибирская область

4,8

12143,2

3472,9

6390

Омская область

5,5

7025,7

2053,1

3830

Томская область

4,7

4107

1529,5

2346

Читинская область

2,1

3124,9

754,4

2572

в том числе: Агинский Бурятский АО

0,2

178,3

19,3

86

Как видно из табл. 1., наибольшее привлекательными регионами в СФО являются Кемеровская, Новосибирская области, наименьшей - Эвенкийский АО.

Проведем анализ социально-экономического положения отдельных регионов по результатам рейтинговых оценок регионов РФ.

Омская область характеризуется:

-Сбалансированная бюджетная политика: начиная с 2002 года, регион работает с профицитными бюджетами. В 2004 году профицит бюджета увеличился до 12,4% общих доходов по сравнению с 6,2% годом ранее, что позволило снизить долговую нагрузку и способствовало снижению кредитных рисков.

-Стабильный рост налоговых доходов: в 2003-2004 году налоговые доходы ежегодно увеличиваются темпами, превышающими 90%, что позволяет говорить о значительном прогрессе в качестве налогового администрирования и собираемости налогов.

-Умеренная долговая нагрузка: совокупный долг составил по итогам 2004 года не более 12% собственных доходов региона, что является нормальным показателем и не вызывает озабоченности уровнем долговой нагрузки. Кроме того, более 80% долга приходится на государственные гарантии.

-Диверсифицированная налоговая база: в экономике региона нет доминирующей отрасли - кроме крупных предприятий химической, топливной промышленности и черной металлургии, широко представлена пищевая промышленность.

Иркутская область:

Положительные факторы развития

-Высокое качество исполнения бюджета: в течение 2001-2004 гг. бюджеты региона исполняются с превышением заложенных в планы параметров, что говорит о стабильности денежных потоков доходов области и высоком уровне бюджетного прогнозирования со стороны администрации.

-Умеренная долговая нагрузка: отношение долга к собственным доходам составило по итогам 2004 года 22,8%, осталось на уровне предыдущего года. Средний уровень долговой нагрузки вместе с отсутствием у региона внешнего долга оказывают поддержку кредитному рейтингу субъекта.

-Высокая отраслевая диверсификация: отсутствие в структуре промышленного производства области ярко выраженных доминирующих отраслей будет способствовать стабилизации показателей наполняемости бюджета в условиях колебания цен на отдельных сырьевых рынках.

Наиболее широко представлены компании цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей отраслей.

Отрицательные факторы развития

-Замедление роста налоговых доходов: начиная с 2001 года, наблюдается тенденция ежегодного увеличения объема налоговых поступлений. Темпы роста налоговых доходов составляли 45-65% на протяжении 2002-2003 годов, и претерпели определенное снижение до 18,7% по итогам 2004 г.

-Относительно низкая самостоятельность доходов: несмотря на увеличение доли собственных доходов бюджета с 69% до 76% в течение 2004 года, практически четверть доходов региона по-прежнему составляют безвозмездные перечисления от других уровней бюджетной системы.

-Низкая самостоятельность муниципальных образований: более 40% расходов субъекта приходится на помощь муниципальным образованиям, впрочем, увеличение доли общих расходов с 39% до 42% естественно вписывается в рамки проводимых реформ межбюджетных отношений.

Кемеровская область

Положительные факторы развития

-Самостоятельность доходов: 80% доходов региона приходится на собственные доходы, что говорит о хорошей обеспеченности субъекта собственными источниками финансирования бюджета и невысоких рисках возникновения бюджетного дисбаланса.

-Стабильно высокие темпы роста налоговых доходов: увеличение налоговых поступлений составило в 2004 году более 73%, претерпев незначительное снижение с 82,1% годом ранее и оставшись на высоком уровне. Стабильный рост налоговых доходов способствовал увеличению доли собственных доходов и оказал существенную поддержку кредитному рейтингу региона.

-Перевыполнение бюджетных планов: исполнение бюджета 2004 года превысило плановые параметры по доходам на 81%, по расходам - на 47%, что стало следствием бурного роста собственных доходов и послужило стимулом снижения зависимости регионального бюджета от помощи из федерального центра.

Отрицательные факторы развития

-Низкая самостоятельность муниципальных образований: более 50% расходов приходится на помощь бюджетам других уровней, что даже в рамках идущей реформы межбюджетных отношений представляется достаточно высоким значением.

-Долговая нагрузка: несмотря на увеличение размера долга по абсолютной величине с 5,23 млрд. до 6,664 млрд. рублей, можно отметить небольшое снижение долговой нагрузки на регион. Так, отношение долга к собственным доходам снизилось с 35,6% 2003 года до 26,3% по итогам 2004, что, тем не менее, представляется умеренным значением особенно в свете изменения структуры долга. Доля государственных гарантий уменьшилась в течение 2004 года с 66% до 28%.

-Низкая отраслевая диверсификация: доминирование топливной промышленности и черной металлургии в структуре промышленного производства накладывает риски колебания налоговых доходов региона вследствие нестабильной обстановки на отдельных сырьевых рынках

Красноярский край

Факторы положительного влияния:

-Высокие темпы роста налоговых доходов: в 2004 году произошло увеличение налоговых поступлений на 73%, что с учетом уверенного роста налоговых доходов, отмеченного в предыдущие годы, говорит о существенном развитии налогооблагаемой базы региона.

-Умеренность в построении бюджетных планов: реализация бюджетов 2003-2004 годов проходила с превышением плановых параметров. Исполнение бюджета 2004 года превысило план по доходам на 12,8%, по налоговым доходам - на 15,3%. Данный факт положительно характеризует край, говоря о стабильности поступления средств в региональный бюджет.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Долговая нагрузка: несмотря на смену приоритетов в вопросах управления государственным долгом и сокращение долговой нагрузки, она составляет наиболее значимую часть кредитных рисков субъекта. Отношение долга к общим доходам региона составило по итогам 2004 года более 26%.

-Низкая отраслевая диверсификация: доминирующее положение цветной металлургии в структуре промышленного производства региона накладывает на налоговые доходы бюджета дополнительные риски колебания цен на рынках металлов.

-Низкая самостоятельность муниципальных образований: несмотря на проведение реформы межбюджетных отношений, 53% расходов бюджета, приходящиеся на помощь муниципальным образованиям, представляются достаточно высоким значением.

Томская область

Факторы положительного влияния:

-Консервативные прогнозы при планировании бюджета: фактическое исполнение бюджета 2004 превысило план по доходам на 22,2%, по расходам на 15,6%. Перевыполнение плановых параметров бюджета отмечено на протяжении 2001-2004 гг. и говорит о консервативной стратегии администрации региона при построении бюджетных прогнозов.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Умеренные темпы роста налоговых поступлений: Рост налоговых доходов составил по итогам 2004 года 25,1%, снизившись с 85% в 2002 году. Замедление роста налоговых поступлений обусловило снижение темпов роста собственных доходов, определяющих уровень самостоятельности региона в финансировании расходной части бюджета.

-Долговая нагрузка на регион: отношение долга к собственным доходам составило по итогам 2004 года 34%, что представляется значением выше среднего и выступает в качестве фактора, ограничивающего кредитоспособность субъекта.

-Дефицит бюджета: расходы бюджета превысили доходы на 4,6%, что стало основной причиной увеличения размера государственного долга субъекта.

- Относительно высокие платежи на обслуживание долга: несмотря на постепенное снижение долговой нагрузки, расходы на обслуживание долга, как и в предыдущие годы, остались на уровне 2% общих расходов.

Агинский и Бурятский АО

Факторы положительного влияния:

-Отсутствие долга: исполнение бюджетов 2001-2004 годов с профицитом стало причиной низкой заемной активности субъекта ввиду обеспеченности собственными средствами при финансировании расходной части бюджета. Государственный долг на текущий момент отсутствует.

-Профицит бюджета: составил по итогам 2004 года 17,7% доходов и может служить источником финансирования программ развития региона, что объясняет полное отсутствие у региона долговой нагрузки.

-Рост налоговых доходов: стабилизация темпов прироста налоговых поступлений выступает в качестве фактора, поддерживающего кредитный рейтинг субъекта. Налоговые доходы бюджета увеличились в 2004 году на 23,5%.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Доминирование цветной металлургии и промышленности строительных материалов в экономике региона свидетельствует о невысокой степени диверсификации промышленного производства

-Отсутствие информации об исходных бюджетных планах ограничивает рейтинг субъекта.

Алтайский Край

Факторы положительного влияния:

-Рост налоговых доходов: темп роста налоговых доходов составил в 2003 году 72,4% и дополнительно увеличился по итогам 2004 года до 114%, что вкупе с ростом числа крупных и средних предприятий в регионе и соответственно расширением налогооблагаемой базы должно стать стимулом снижения зависимости от поддержки бюджетов других уровней.

-Сбалансированная бюджетная политика: расходы бюджетов 2001-2004 гг. несущественно отклонялись от доходов, определяя наличие в различные годы незначительного дефицита/профицита бюджета, что позволяло обходиться без привлечения заемного капитала для финансирования расходной части бюджета.

-Качественная система бюджетного прогнозирования: исполнение бюджетов последних лет проходит с превышением плановых параметров, по итогам 2004 года план по доходам перевыполнен на 11,6%, по расходам - на 8,6%.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Слабая обеспеченность собственными источниками доходов: безвозмездные перечисления превысили в 2004 году 67% краевого бюджета. Данный факт свидетельствует о слабом контроле над бюджетными доходами со стороны администрации региона и низкой самостоятельности субъекта в финансировании расходной части бюджета.

-Высокая долговая нагрузка: несмотря на положительную динамику собственных доходов региона, отношение долга к собственным доходам превысило по итогам 2004 года средний уровень и достигло 57,5%.

Республика Бурятия

Факторы положительного влияния:

-Прогресс в качестве исполнения бюджетных планов: реализация бюджета 2003 года отклонилась от плановых параметров по налоговым доходам на 11%, по итогам 2004 года наблюдалось перевыполнение плана по налоговым доходам на 24,1%. Исполнение плановых значений бюджета рассматривается нами в качестве фактора, поддерживающего кредитоспособность субъекта.

-Устранение бюджетного дисбаланса: в отличие от предыдущих лет, по итогам 2004 года можно отметить профицит бюджета на уровне 2,4% общих доходов, позволивший сократить размер государственного долга субъекта и снизить долговую нагрузку.

-Рост налоговых поступлений: 30% прирост объема налоговых доходов республиканского бюджета способствует увеличению самостоятельность региона, снижая риски неполного исполнения всей бюджетной программы.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Низкая самостоятельность доходов: доля собственных доходов регионального бюджета осталась практически на уровне предыдущего года, увеличившись по итогам 2004 года с 31,9% до 36,6%, что представляется низким значением и негативно отражается на кредитоспособности субъекта.

-Высокая долговая нагрузка: несмотря на наличие профицита в бюджете 2004 года и сокращение объема государственного долга, отношение долга к собственным доходам составило по итогам 2004 года 42,3%, несколько снизившись с 60,9% (2003 г.) Внешний долг составляет 9% общего долга. Доля государственных гарантий в структуре долга снизилась с 23,4% в 2003 году до 21,8% по итогам 2004-го. Совокупность факторов позволяет говорить о существенной долговой нагрузке на регион.

-Зависимые муниципальные образования: безвозмездные перечисления бюджетам муниципальных образований возросли в 2004 году до 65% общих расходов бюджета.

Новосибирская область

Факторы положительного влияния:

-Увеличение самостоятельности бюджета: доля собственных доходов возросла в течение 2004 года с 59% до 69%. Обеспеченность собственными источниками формирования бюджета снижает риски колебания доходов бюджета и позволяет администрации субъекта проводить последовательную региональную политику вне зависимости от получения помощи из федерального центра.

-Относительная автономность муниципальных образований: расходы на поддержку муниципальных образований составили всего 22% общих расходов, незначительно увеличившись по сравнению с 19,3% годом ранее.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Снижение темпов роста налоговых поступлений: налоговые доходы продемонстрировали прирост в 74% в 2003 году и увеличились всего на 20% в течение 2004 года. Снижение темпов роста налоговых доходов ограничивает возможности развития региона, и степень самостоятельности в финансировании расходной части бюджета.

-Снижение качества исполнения бюджетных планов: исполнение бюджета 2003 года прошло с превышением плановых параметров, в 2004 году план по доходам выполнен всего на 86,5%, по расходам - на 95%.

-Рост объема долга: государственный долг возрос в течение 2004 года с 4,2 млрд. до 11,4 млрд. рублей. Платежи по обслуживанию долга достигли 6,1% общих расходов, что свидетельствует о предельно допустимой долговой нагрузке на региональный бюджет.

-Бюджетный дисбаланс: увеличение в 2004 году дефицита бюджета с 4,2% до 10,3% общих доходов негативно сказывается на кредитоспособности субъекта и является одной из причин роста долговой нагрузки.

Республика Тыва

Факторы положительного влияния:

-Стабильный рост налоговых доходов: объем налоговых поступлений в бюджет региона увеличивается на 50-60% ежегодно в течение 2002-2004 годов. Уверенные темпы роста налоговых поступлений - признак качественного развития региона и фактор постепенного снижения зависимости от поддержки из федерального центра.

-Сбалансированная бюджетная политика: дефицит бюджета 2002 года составил немногим более 2%, в 2003 году - 0,5%, по итогам 2004 - 0,6%. Таким образом, можно констатировать отсутствие серьезных отклонений расходной и доходной статей бюджета.

-Умеренная долговая нагрузка: отношении долга к собственным доходам осталось практически на уровне предыдущего года и составило 17,1%.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Дотационный характер наполнения бюджета: более 90% доходов бюджета составляют субсидии от других уровней бюджетной системы, что ставит исполнение бюджета в прямую зависимость от своевременности поступления средств из федеральной помощи и негативно сказывается на кредитоспособности субъекта.

-Отсутствие законов о бюджете 2003-2004 гг. ограничивает возможности оценки качества исполнения бюджетных планов.

Республика Алтай

Факторы положительного влияния:

-Низкая долговая нагрузка: отношение долга к общим доходам регионального бюджета составляет 7,1% на конец 2004 года. Государственные гарантии - 48,4% объема долга. Коэффициент долг/собственные доходы превышает 39%, что объясняется ограниченной обеспеченностью собственными средствами.

Факторы риска изменения кредитоспособности:

-Дотационный характер наполнения бюджета: государственные субсидии превысили 80% доходов бюджета, что ставит политику администрации субъекта в прямую зависимость от помощи других уровней бюджетной системы и накладывает риски колебания доходной части бюджета.

-Низкие темпы роста налоговых доходов: объем налоговых доходов в 2003 году составил не более 83% от доходов 2002 года. По итогам 2004 года прирост налоговых поступлений в бюджет составил всего 2,1%.

-В структуре валового регионального продукта доминирует сельское хозяйство - отрасль, подверженная влиянию фактора сезонности, что содержит в себе значительные риски колебания налоговых доходов бюджета.