Концепция "человеческого капитала" и инвестиции в человеческий капитал

курсовая работа

1.3 Инвестиции в человеческий капитал и их виды

Целенаправленное формирование человеческого капитала на Западе началось с начала 60-х годов прошлого века. Этот процесс стал неотъемлемой частью государственной экономической политики многих стран. Приблизительно в это же время были приняты серии законов, стимулирующих деятельность государства и предпринимателей, направленные на развитие человеческого капитала, поощряющие компании к инвестициям в человека путем соответствующих налоговых послаблений, льготных кредитов, общественное поощрение через радио, прессу, телевидение.

Одно из ключевых положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение является одной из главных причин, которые влияют на рост экономического развития. Дальнейшая эволюция теории показала, что человеческий капитал также является движущей силой производства. Поэтому любое предприятие должно обращать свое внимание на его формирование, которое требует вложения средств. Человеческий капитал формируется, несомненно, за счет инвестиций в повышение уровня жизни и ее качества, нравственных составляющих, интеллектуальной деятельности. По этому поводу Л. Туроу пишет: “Общие профессиональные знания, навыки, мастерство, умения-все это составляет человеческий капитал, и все должно быть приобретено или увеличено посредством инвестиций в человека”. Цапенко И.В. Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности, Рост.обл.: ЮРГУЭС, 2006, 26 с.

Вложение своего капитала с целью получения прибыли называется инвестициями. Применительно к человеческому капиталу мы можем дать более узкое определение. “Инвестиции в человеческий капитал- это ресурсы, формирующие и накапливающие новые знания, информацию и опыт в процессе подготовки и функционирования рабочей силы, то есть способности к труду “. Там же, 33 с.

Первостепенную значимость приобретает роль инвестиций и в воспроизводственном процессе человеческого капитала. Мы можем представить ее схематически, как это показано на рисунке 1.

В связи с ростом человеческих потребностей возникает рост товаров и услуг. Количественный и качественный рост производства в свою очередь требует усовершенствования производственных возможностей и развития человека, иными словами развития всех элементов человеческого капитала. Впоследствии развитие человека приводит к возникновению новых потребностей. В процессе воспроизводства ресурсы или инвестиции необходимы всем элементам человеческого капитала. Увеличение потребностей способствует росту инвестиций в человеческий капитал. С другой стороны, уровень инвестиций в человеческий капитал зависит от их эффективности. Чем эффективней используются инвестиции, тем меньше их требуется и наоборот. Цапенко И.В. Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности, Рост.обл.: ЮРГУЭС, 2006, 38 с.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Роль инвестиций в процессе воспроизводства человеческого капитала

Чтобы лучше понять, что из себя представляют инвестиции в человечески капитал, следует рассмотреть различные подходы к классификации этого понятия. К Макконелл и С.Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: «расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют их мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью Цапенко И.В. Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности, Рост.обл.: ЮРГУЭС, 2006, 35 с..

Своеобразный подход к классифицированию инвестиций в человеческий капитал выдвинул Дж.Кендрик. Он поделил их на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека, ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. Особенность невещественных вложений заключается в том, что, несмотря на «неосязаемый» характер, они, умножая знания и опыт людей, способствуют росту производительности капитала, воплощенного в людях. При оценке инвестиций Дж. Кендрик учитывает категорию «Потерянных заработков» обучающихся. Под потерянными заработками понимаются возможные доходы, которые, например, студенты имели бы, если бы не учились, а работали. При этом сама учеба рассматривается автором как отвлечение рабочей силы, являющейся уже накопленным капиталом и способом приносить доход, из сферы текущей экономической деятельности.

Г. Беккер разделяет инвестиции в человеческий капитал на специальные и общие Там же, с. 36. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, предоставляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. К примеру, ознакомление новых сотрудников со структурой и внутренним распорядком предприятия. В ходе общей подготовки работник приобретает универсальные навыки и знания, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Например, обучение работы на компьютере. Г. Беккер показал, что общая подготовка косвенным образом оплачивается самим работниками тогда, когда, стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения зарплату, и им же потом достается доход от нее. Если бы финансирование шло за счет фирм, они всякий раз при увольнении таких работников лишались бы своих жалований. По мнению Г. Беккера, в издержки производства новых знаний и умений, совершенствование мастерства входит стоимость времени и усилий обучающегося.

Обобщая весь предыдущий опыт экономистов различных направлений, отечественные ученые С.А.Дятлов, А.И.Добрынин и Е.Д. Цыренкова в своей работе предложили следующую классификацию основных видов инвестиций в человеческий капитал (рис. 2).

Рисунок 2

Классификация инвестиций в человеческий капитал

На мой взгляд, потерянные заработки и свободное время не относятся к человеческим инвестициям. Свободное время скорее подразумевает общий базис, необходимый для накопления и формирования всех компонентов человеческого капитала. Более того, если инвестиции не нашли отражения в национальном учете, то нет необходимости говорить о них как о самостоятельных «вкладах» в человеческий капитал. Так же в схеме не учтены инвестиции на воспитание детей, саморазвитию, самообразованию личности.

Существуют различные взгляды и мнения на вопрос о составляющих человеческого капитала. Большинство исследователей по-разному понимают его структуру и состав. Чаще всего к основным элементам человеческого капитала относят (Рис. 3):

капитал образования;

капитал здоровья;

капитал подготовки на производстве (квалификация, опыт и т.д.);

обладание экономически значимой информацией;

мотивация экономической деятельности;

капитал миграции (обеспечивает мобильность работников);

Рис.3. Элементы человеческого капитала

Анализируя вышеизложенные подходы к классификации инвестиций в человеческий капитал и непосредственно сами составляющие человеческого капитала, мы приходим к выводу, что каждый компонент человеческого капитала требует определенных затрат, вложений, видов деятельности. Соответственно каждому человеческому капиталу должен соответствовать свой вид инвестиций (Приложение 1).

Таким образом, способность человека приносить доход и оправдывать вложенные в него средства, позволяет человеческому капиталу встать в один ряд с другими формами капитала, функционирующими в нашем обществе. Большую роль для человеческого капитала играют инвестиции. Они необходимы для развития всех компонентов человеческого капитала. Однако вложения в человека характеризуются рядом специфических особенностей, так как речь идет об инвестициях в живую личность. Мы можем также сделать вывод о том, что инвестирование является исходной стадией, как индивидуального оборота человеческого капитала, так и общего оборота совокупного человеческого капитала. Именно поэтому инвестиционная деятельность в человеческий капитал так важна для политики любого государства. И наиболее значимые вложения средств должны производиться в области здравоохранения и образования.

Делись добром ;)