logo
Концепция современной промышленной политики РФ

2.1 Этапы разработки промышленной политики

Исходя из маркетинговой основы промышленной политики, можно предположить следующие этапы ее разработки и проведения:

1. Разработка товарной специализации промышленности и ее уточнение, рекомендуемое промышленному комплексу к перспективному развитию, следование которым не только создает условия эффективного развития коммерческих структур, но и служит объектом государственной поддержки. Эта информация позволит оценить достигнутые и ожидаемые экономические результаты производства и обмена товарами, перспективы развития рынков этих товаров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, выработать государственную стратегию развития промышленности.

2. Формирование перспективной группы товаров (товарных групп), производство которых может стать эффективным при условии проведения определенных мер поддержки (перспективной товарной специализации). Эти группы товаров разрабатываются для принятия неотложных мер по стимулированию выхода на соответствующие товарные рынки; для выработки долгосрочной стратегии развития промышленности.

Информация по этим группам товаров содержит предложения по расширению выхода на товарные рынки. Она оформляется в виде перечня прогрессивных товаров с указанием для каждого из них возможных рынков сбыта, их емкости и государственных мер поддержки и стимулирования, выхода на них ожидаемых доходов и пополнения бюджета. Анализ и обобщение этой информации позволит сформировать перспективные направления промышленной политики и увязать их с инвестиционной программой.

3. Формирование предложений по развитию внутренних российских рынков товаров производственного и непроизводственного назначения. Эти предложения отражают индикативную динамику внутреннего потребления промышленной продукции производственного и непроизводственного назначения, связанную с ростом покупательной способности и оживлением воспроизводственных процессов. Они разрабатываются на основе отмеченной в п. 1 информации и прогнозов развития внутренних товарных рынков. Потребность в реализуемых на этом рынке товарах в значительной степени обеспечивается промышленностью регионов. К этой группе относятся товары массового потребления, промышленные товары, потребляемые предприятиями, и т.д.

4. Развитие производств товарной и технологической специализации промышленности России. Промышленная политика в развитии этих производств может состоять в поиске путей повышения качества товаров (услуг), снижения их издержек с целью технического перевооружения предприятий, применения отечественной и зарубежной прогрессивной технологии (возможно, в смене совокупности базовых технологий).

Формирование этого направления промышленной политики осуществляется путем разработки эффективных технологических схем производства товаров на основе передовых технологий, проработки бизнес-планов и инвестиционных программ промышленных предприятий. Критериями оценки их эффективности могут служить цены и качество аналогичной зарубежной продукции с учетом таможенной политики.

5. Формирование государственной инвестиционной программы развития промышленности. В этой программе определяются товарные направления целевых инвестиций, соответствующие товарной специализации промышленности, конкретные объекты инвестиций, размеры, источники и эффективность инвестиций. Инвестиционная программа является инструментом регулирования структурных сдвигов и вытекает из товарной и технологической специализации экономики.

6. Развитие внешнеэкономических связей. В этом разделе содержатся анализ сложившихся товаров, их оценка и разработка предложений по товарной экспансии промышленности России, приводится перечень регионов и стран для вывоза и ввоза товаров для эффективного товарообмена; формируется политика участия России в международном разделении труда.

Чтобы выйти на мировые рынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров. Для этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений с другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем. Ясин Е., Яковлев О. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. - 2008. - №10. - С.29.