Кооперативная самобытность, развитие кооперации как социально ориентированной системы

курсовая работа

2.3 Проблема занятости и информированности пайщиков

Следующим аспектом социальной миссии является проблема занятости, которая в последнее время приобрела особую остроту. Новым негативным явлением сельской жизни стал рост безработицы. В то время как занятость выступает фактором социального развития личности и общества: удовлетворение потребностей в материальных благах, социально-культурных и бытовых услугах, здоровье человека, продолжительность жизни и т.п. зависят от занятости.

Сельская безработица приобрела застойный характер. Увеличение сроков незанятости приводит к потере профессиональных и трудовых навыков, уменьшает способность к интенсивному труду вообще, утрате уверенности в себе. Она способствует возникновению социально опасных явлений: среди длительно не работающих людей возрастают алкоголизм, наркомания, теряется вера в справедливость устройства общества. Таким образом, занятость выступает как составляющий элемент социально-экономического развития села в условиях становления рыночных отношений.

Важная социальная миссия потребительской кооперации - решение проблемы занятости, формирование денежных доходов сельского населения, а так же реализация этих доходов в товарах и услугах. Выполнение социальной миссии потребительской кооперации видится в ряде направлений, прежде всего за счёт создания дополнительных рабочих мест на существующих предприятиях при возрастании объёма их деятельности. Есть регионы, где потребительская кооперация выступает монополистом в предоставлении селянам места приложения их труда. Второе направление повышения занятости сельского населения связано с диверсификацией потребительской кооперации. Создание новых отраслей и видов деятельности выступает одним из факторов упрочнения позиций потребительской кооперации на рынке.

Внедрение и расширение торговли медикаментами, гостиничного хозяйства, туристической деятельности, производства рыбопродуктов, все эти новые виды деятельности - резерв создания рабочих мест. Определённый вклад в формирование дополнительных рабочих мест может внести создание совместных предприятий с крестьянскими и другими хозяйствами, интеграция с организациями других видов кооперации, и так же немаловажную роль играет заготовительная деятельность потребительской кооперации.

Население не станет организовывать кооперативы и вкладывать в них деньги, если не будет знать, что это выгодно. И именно здесь очень важным является такой аспект, как информированность. Пайщик, не имея информации о работе кооператива, не сможет защищать свой доход. Кооператив, в свою очередь, не имея квалифицированных и образованных работников, не сможет эффективно работать. Детальное изучение принципа “Образование, повышение квалификации и информация” на экономику и управление потребительских кооперативов позволило сформулировать следующие рекомендации по его применению в потребительских обществах:

- кооперативное образование и кооперативная информация - наиболее действенный элемент создания социальной базы;

- развитие социальной базы потребительской кооперации возможно только на основе широкой пропаганды кооперативных ценностей и принципов, информированности пайщиков о состоянии дел в потребительских обществах и о преимуществах кооперации;

- основную роль в информированности пайщиков играет периодическая печать, что видно из того авторитета, который приобрела газета «Российская кооперация». Потребительская кооперация - социально-ориентированная система: Доклады научно практической конференции / Науч. ред. А.Р. Бернвальд, Л.П.Наговицына. - Новосибирск: СибУПК, 1999. - 172с.

Делись добром ;)